НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новоселовского районного суда (Красноярский край) от 28.11.2023 № 2А-231/2023

Копия

Дело № 2а-231/2023

УИД 24RS0039-01-2023-000265-47

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2023 года с. Новоселово

Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ермаковой Д.С.

при секретаре Калугиной Н.С.,

с участием административного истца Максимова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова А.А. к Легостаевскому сельсовету Новоселовского района Красноярского края, Легостаевскому сельскому совету депутатов о признании незаконным решения о досрочном прекращении депутатских полномочий,

УСТАНОВИЛ:

Максимов А.А. обратился в суд с административным иском к Легостаевскому сельсовету Новоселовского района Красноярского края, Легостаевскому сельскому совету депутатов о признании незаконным решения о досрочном прекращении депутатских полномочий.

Требования мотивированы тем, что административный истец 07.08.2023 получил решение № 40/6-1Р от 27.07.2023 «О досрочном прекращении полномочий депутата Легостаевского сельсовета депутатов Максимова А.А.», в котором указано, что за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции досрочно прекращены депутатские полномочия административного истца. С данным решением административный истец не согласен, поскольку ч. 4.2 ст. 121, на основании которой административный ответчик был отстранен, отсутствует в Федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».

Просит отменить решение Легостаевского сельского совета депутатов № 40/6-1Р от 27.07.2023 «О досрочном прекращении полномочий депутата Легостаевского сельсовета депутатов Максимова А.А.».

В ходе судебного разбирательства к участию в деле заинтересованных лиц привлечены прокуратура Новоселовского района Красноярского края, Управление губернатора Красноярского края.

Административный истец Максимов А.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что указанным решением он освобожден от полномочий депутата на основании ст. 121 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», которая в данном законе отсутствует. Декларацию о доходах депутат предоставляет в течение трех месяцев со дня избрания депутатов, эту декларацию он представил. В настоящее время ежегодно предоставлять декларацию о доходах депутат не должен, но должен предоставлять сведения о том, что в течение предшествовавшего года не совершались никакие сделки. Указанные сведения нужно было представить до 01.05.2023. Он данный срок пропустил, сведения не представил. Злостным нарушением это не считается. На заседании Легостаевского сельского совета депутатов ни статья, ни закон, на основании которых административный истец освобожден от полномочий, не назывались. Также Максимов А.А. представил возражение, согласно которому решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, тогда как со дня появления такого основания прошло более трех месяцев. Таким образом, указанное решение по истечении срока давности не может иметь законную силу.

Представитель административного ответчика Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Представили пояснение, согласно которому при приведении в соответствие решения Легостаевского сельского совета депутатов № 40/6-1Р от 27.07.2023 «О досрочном прекращении полномочий депутата Легостаевского сельсовета депутатов Максимова А.А.» Легостаевский сельский совет депутатов направил проект решения «О внесении изменений в решение Легостаевского сельского совета депутатов от 27.07.2023 № 40/6-1Р «О досрочном прекращении полномочий депутата Легостаевского сельсовета депутатов Максимова А.А.» административному истцу посредством электронной почты, в котором были указаны дата и время проведения сессии Легостаевского сельского совета депутатов. Принятое решение сессии Легостаевского сельского совета депутатов № 41/6-1Р от 25.10.2023 «О внесении изменений в решение Легостаевского сельского совета депутатов от 27.07.2023 № 40/6-1Р «О досрочном прекращении полномочий депутата Легостаевского сельсовета депутатов Максимова А.А.» направлено административному истцу на электронную почту. Административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием оснований.

Представитель административного ответчика Легостаевского сельского совета депутатов, представители заинтересованных лиц прокуратуры Новоселовского района Красноярского края, Управления губернатора Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Обеспечение доступа к информации о представляемых лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, к информации о представлении такими лицами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1264 "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений" лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет Губернатору края сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая оплату труда, денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания его депутатом.

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, в случае совершения в отчетном периоде (с 1 января по 31 декабря) сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет Губернатору края сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников.

В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, письменно сообщает об этом Губернатору края по форме согласно приложению к настоящему Закону в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под лицом, замещающим муниципальную должность, понимается, в том числе, депутат.

В соответствии с ч. 7.1, ч. 7.3.1, ч. 7.3.2 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Согласно ст. 18 Устава Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края сельский Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета. Легостаевский сельский Совет депутатов состоит из 7 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на основе мажоритарной избирательной системы по двум многомандатным избирательным округам при тайном голосовании в соответствии с федеральными и краевыми законами сроком на 5 лет. Порядок и организация работы Совета регулируются регламентом Совета, утверждаемым решением Совета.

В силу ст. 26 Устава Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края полномочия депутата Совета начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы сельского Совета депутатов нового созыва. Депутат должен соблюдать ограничения запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 27 Устава Легостаевского сельсовета Новоселовского района Красноярского края досрочно полномочия депутата прекращаются, в том числе, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение сельского Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутатов сельского Совета депутатов принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями сельского Совета депутатов, - не позднее чем три месяца со дня появления основания.

Из материалов дела следует, что Максимов А.А. избран депутатом Легостаевского сельского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что Максимов А.А. в установленный законом срок не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотренные ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Прокурором Новоселовского района Красноярского края 05.07.2023 направлено представление председателю Легостаевского сельского Совета депутатов, согласно которому депутатом Легостаевского сельского Совета депутатов Максимовым А.А. сведения о доходах или уведомление об отсутствии сделок за 2022 год Губернатору Красноярского края в установленные сроки не представлены. Из письменных объяснений Максимова А.А. от 03.07.2023 следует, что о наличии антикоррупционной обязанности депутату известно, однако в 2023 году он ее не исполнил и исполнять не собирается, поскольку считает, что предусматривающие такую обязанность нормы закона противоречат законодательству о персональных данных и нарушают его права.

27.07.2023 Легостаевским сельским Советом депутатов вынесено решение № 40/6-1Р, которым постановлено: «За допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции досрочно прекратить депутатские полномочия депутата Легостаевского сельского Совета депутатов Максимова А.А. в связи с утратой доверия.

Решением Легостаевского сельского Совета депутатов № 41/6-1Р от 25.10.2023 внесены изменения в решение Легостаевского сельского Совета депутатов № 40/6-1Р от 27.07.2023, преамбула изложена в новой редакции: «На основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», руководствуясь статьями 25, 26, 27 Устава Легостаевского сельсовета».

Указанные выше обстоятельства согласуются с представленными материалами дела, не опровергаются пояснениями административного истца.

Довод административного истца о том, что в решении Легостаевского сельского Совета депутатов № 40/6-1Р от 27.07.2023 в преамбуле указана статья, которая отсутствует в Федеральном законе от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", является несостоятельным, поскольку решением Легостаевского сельского Совета депутатов № 41/6-1Р от 25.10.2023 в данное решение внесены вышеуказанные изменения.

Довод административного истца о том, что решение Легостаевского сельского Совета депутатов № 40/6-1Р от 27.07.2023 принято по истечении установленного ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" срока также является несостоятельным, поскольку не согласуется с представленными материалами дела.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие достаточных и безусловных оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Легостаевского сельского Совета депутатов Максимова А.А., соблюдение процедуры прекращения полномочий депутата Легостаевским сельским Советом депутатов, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Максимова А.А. к Легостаевскому сельсовету Новоселовского района Красноярского края, Легостаевскому сельскому совету депутатов о признании незаконным решения о досрочном прекращении депутатских полномочий отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Максимова А.А. к Легостаевскому сельсовету Новоселовского района Красноярского края, Легостаевскому сельскому совету депутатов о признании незаконным решения о досрочном прекращении депутатских полномочий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Д.С. Ермакова

В окончательной форме решение суда изготовлено 05.12.2023.