НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новоселовского районного суда (Красноярский край) от 10.01.2018 № 2А-353/17

дело №2а-60/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2018 года судья Новоселовского районного суда Красноярского края Горбачева Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю к Сяткиной И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Сяткиной И.И. о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования мотивированы тем, что Сяткина И.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и обязана своевременно на основании федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФРФ, ФСС, ФФОМС» уплачивать страховые взносы. С 2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы от ПФ РФ в налоговые органы. В рамках компании по передаче полномочий по администрированию страховых взносов ПФ РФ переданы в налоговый орган требования об оплате страховых взносов, по которым меры по взысканию не приняты, и еще до передачи их в налоговый орган срок на обращение в суд истек. Основаниями для начисления включенных в требование недоимок и пеней налоговый орган не располагает, так как контроль за правильностью исчисления страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 осуществлялся органами ПФ РФ. В отношении административного ответчика передано требование от 02.12.2016 срок исполнения которого истек 12.12.2016, следовательно, обратиться в суд с заявлением следовало не позднее 12.06.2017 (12.12.2016+6 месяцев на подачу заявления). Просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления на взыскание с Сяткиной И.И. задолженности по требованию от 02.12.2016 в сумме 3701,14 рубль, поскольку оплата обязательных платежей является конституционной обязанностью гражданина, поэтому нарушение налоговым органом (пенсионным фондом) сроков взыскания задолженности не может освобождать административного ответчика от обязанности оплатить задолженность; взыскать в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 в размере 3116,16 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФ ОМС за периоды до 01.01.2017 – 584,98 рубля.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС №12 по Красноярскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административная ответчица Сяткина И.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

С учетом данных обстоятельств и положений ч.7 ст.150, а также ч.2 ст.289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Согласно ст. 28 указанного закона, страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ч. 1). Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ч. 2 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ).

В соответствии с частями 3,5,6 ст. 25 указанного закона, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и по день их уплаты (взыскания) включительно, начисляются пени (ч. 3). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Сяткина И.И. с 14.06.2006 по 26.03.2013 была зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 7-8).

Из материалов дела также усматривается, что ответчицей обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013, в установленный законодательством срок исполнена не была, в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю Сяткиной И.И. было направлено налоговое требование об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 – 584,98 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 – 3116,16 рублей по состоянию на 02.12.2016, по сроку оплаты до 12.12.2016 (л.д.4).

Следовательно, в данном случае срок обращения в суд по взысканию с Сяткиной И.И. задолженности по пени истекал 12.06.2017 (12.12.2016 + 6 месяцев).

Однако с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки налоговый орган обратился в суд лишь 01.12.2017, что подтверждается штемпелем организации почтовой связи на конверте, то есть с пропуском установленного законом срока.

Действующим законодательством обязанность доказывания пропуска срока по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на истца. Доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено.

Передача Пенсионным Фондом РФ в налоговые органы требований об оплате страховых взносов, по которым ещё до передачи их в налоговые органы срок на обращение в суд истек, не свидетельствует об уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом.

Ссылка административного истца на обязанность ответчика оплачивать обязательные платежи, а также на то, что нарушение налоговым органом сроков взыскания задолженности не может освобождать административного ответчика от обязанности оплатить задолженность, является несостоятельной, поскольку принудительное взыскание налога, обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

При таких обстоятельствах, суд полагает в удовлетворении заявленных исковых требований ИФНС России №12 по Красноярскому краю к Сяткиной И.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю к Сяткиной И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Е.В. Горбачева