НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новоорского районного суда (Оренбургская область) от 31.08.2016 № 12-41/2016

РЕШЕНИЕ

31 августа 2016 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Шульге Н.С.,

с участием представителя ОАО «НОЭМЗ» - Рахматуллиной Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Новоорский опытно-экспериментальный механический завод», <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО «Новоорский опытно-экспериментальный механический завод» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 122 000 рублей.

Не согласившись с постановлением ОАО «НОЭМЗ» подало жалобу, в которой просило постановление изменить, уменьшить размер административного штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц. Заявитель просил учесть, что сумма штрафа 122 000 руб. в условиях критического финансового состояния является существенной для предприятия. Согласно данным отчета о финансовых результатах за ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «НОЭМЗ» несет убытки. Общая сумма всех штрафов по проверкам государственного инспектора труда в результате конкретного несчастного случая на производстве составляет 500 000 руб., кроме того, общество взяло на себя обязательство по возмещению морального вреда семье погибшего К.К.А. в размере 800 000 руб.

В судебном заседании представитель ОАО «НОЭМЗ» Рахматуллина Л.А. поддержала доводы жалобы по основаниям, изложенным в ней. Просила учесть финансовое состояние завода, принятые руководством меры, направленные на устранение выявленных нарушений, применить положения ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа,.

Представитель Государственной инспекции труда в Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, суду представлено письменное заявление с просьбой рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Выслушав Рахматуллину Л.А., исследовав представленные суду документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в ходе внеплановой проверки было выявлено нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ, допущенные ОАО «НОЭМЗ», а именно: в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 225 ТК РФ, п. 2.3.2 Постановления Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ работодатель не обеспечил обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверки знания требований охраны труда в установленном законом порядке работникам – П.О.В., В.С.И., К.Ю.В., С.К.А.; представленные протоколы заседания комиссий по проверки знаний требований охраны труда работников не соответствует Приложению Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ; в организации не определены порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда. Нарушен п. 2.2.3 «Постановление об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» от ДД.ММ.ГГГГ

ОАО «НОЭМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 122 000 рублей.

Представитель ОАО «НОЭМЗ» Рахматуллина Л.А. в судебном заседании не оспаривала вину юридического лица и обоснованность привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, просила смягчить наказание.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Административное наказание назначено ОАО «НОЭМЗ» в пределах, установленных санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания в постановлении не отражены наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Представитель ОАО «НОЭМЗ» Рахматуллина Л.А. просит учесть в качестве исключительного обстоятельства тяжелое финансовое положение общества и применить положения ч. ч. 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

В качестве подтверждения представлены отчеты о финансовых результатах за ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно данным за ДД.ММ.ГГГГ чистая прибыль ОАО «НОЭМЗ» составила <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей.

Из представленных копий постановлений по делу об административном правонарушении, следует, что общая сумма штрафов по проверкам государственного инспектора труда в результате указанного несчастного случая на производстве составляет 500 000 руб.;

по результатам внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма штрафов составила 410 000 руб.;

общество взяло на себя обязательство по возмещению морального вреда семье погибшего К.К.А. в размере 800 000 руб.

Из представленных платежных поручений следует, что обществом выполнены мероприятия, направленные на охрану труда, закуплены спецодежда, аптечки, средства индивидуальной защиты.

Разрешая ходатайство представителя общества о смягчении назначенного наказания, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления должностного лица в части назначенного обществу наказания.

В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1, и ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1, и ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1, и ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ОАО «НОЭМЗ», подтвержденного приложенным к жалобе финансовыми документами предприятия, из которых видно, что Общество является предприятием малого бизнеса, не имеет большой финансовой прибыли ( <данные изъяты>), суд приходит к выводу, что назначенное наказание не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, его материальному положению, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. С учетом конкретных обстоятельств дела суд полагает, что назначенное обществу административное наказание подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Жалобу Рахматуллиной Л.А., действующей в интересах Открытого акционерного общества «Новоорский опытно-экспериментальный механический завод», удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Новоорский опытно-экспериментальный механический завод» изменить: назначенное ОАО «НОЭМЗ» административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ снизить с 122 000 рублей до 55 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Новоорский районный суд Оренбургской области.

Судья: подпись. А.И. Левченков