№ 2а-618/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2015 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием представителя административного истца Путинцева В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пешкова В.Н. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным решения, изложенного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок, обязании осуществить регистрацию,
у с т а н о в и л:
Пешков В.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным решения, изложенного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок, обязании осуществить регистрацию, указывая, что сообщением от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в государственной регистрации №, землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, в связи с образованием новых земельных участков, с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №. Указанные земельные участки имеют категории – земли сельскохозяйственного назначения и разрешенного использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных, огородничества.
Административный истец считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов РФ самостоятельно правообладателем земельного участка при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки (градостроительных регламентов) без дополнительных разрешений и процедур согласования. В данных кадастрового учета, принадлежащего истцу земельного участка, не содержится сведений о том, что указанный земельный участок относиться к сельскохозяйственным угодьям, более того использование первоначального земельного участка было возможно «для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации». Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 № 42, не содержит никаких правил и требований относительно особенностей кадастрового учета сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка с «для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации» на «ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных, огородничества» никак не затронет изменение категории сельскохозяйственных земель, и не запрещено законодательством РФ.
Просит суд признать незаконными отказ Управление Росреестра по Оренбургской области № в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок: кадастровый №, землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, в связи с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами: № обязать осуществить регистрацию.
Административный истец Пешков В.Н. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, суду представлено заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, с участием представителя Путинцева Е.К.
В соответствии с. ч. 3 ст. 55 КАС РФ представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Представителем Путинцевым Е.К. представлены суду: диплом о высшем образовании КНОУ «<данные изъяты>» №, выдан ДД.ММ.ГГГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца Путинцев Е.К., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки. В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участок и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Изменение сведений государственного кадастра недвижимости разрешенного использования земельного участка, предусмотренных подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Закона № 221, является одним из возможных оснований внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного положения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Статья 16 Закона № 221 предусматривает осуществления кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В письменном отзыве на иск, выразил несогласие с административным иском, указал, что согласно кадастровых паспортов вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № имеют категорию – земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, огородничества.
В соответствии с п. 57, 58 Требований сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка. Вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка.
В качестве документа, подтверждающего изменение вида разрешенного использования ДД.ММ.ГГГГ представлена Декларация собственника о выбранном виде разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой следует, что Пешков В.Н. сообщает, что для земельного участка (исходного) с кадастровым номером № в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным Решением Совета депутатов <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ выбран вид разрешенного использования: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества. Изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения регламентируется нормами Земельного кодекса РФ и Градостроительным кодексом РФ. Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом.
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в орган кадастрового учета решения главы администрации муниципального образования, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», т.е. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой администрации муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний. Просят отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть административный иск в отсутствие представителя.
Выслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, допросив специалиста ФИО6, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Пешкову В.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок: кадастровый №, землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Пешков В.Н. обратился в Новоорский отдел Управления Росреестра Оренбургской области с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРП об изменении разрешенного использования земельных участков с "для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации" на "для ведения гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, огородничества ( <данные изъяты>)
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) Управление отказало заявителю в государственной регистрации на основании позиции ВС РФ изложенной в «Обзоре судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 г.», указав, в частности, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Государственный кадастровый учет изменении земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», т.е. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, административный истец Пешков В.Н. обратился в суд с соответствующим иском.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Часть 2 ст. 62 КАС РФ предусматривает, что обязанность доказывания оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из важнейших принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ, определяющим градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.
В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
На основании положений статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Часть 6 статьи 30 ГрК РФ предусматривает указание вида разрешенного использования в градостроительном регламенте.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно статье 22 Закона о кадастре в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно Письму Минэкономразвития России от 20.08.2009 N Д23-2696 для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии).
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: Оренбургская <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:18:0507002, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из кадастрового паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок кадастровый № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из материалов дела следует, что землепользование с кадастровым номером №,, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
В качестве документа, подтверждающего изменение вида разрешенного использования ДД.ММ.ГГГГ предоставлена Декларация собственника о выбранном виде разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой следует, что Пешков В.Н. сообщает, что для земельного участка (исходного) с кадастровым номером № в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным Решением Совета депутатов <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ выбран вид разрешенного использования: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества.
Из письма администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, согласно установленного градостроительного регламента Правил землепользования и застройки МО <данные изъяты>, данный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования: СХ-1. Зона пастбищ и сенокосов. Разрешенные виды использования земельных участков установлены с. 46.6. Градостроительные регламенты Зоны сельскохозяйственного использования:
СХ-1. Зона пастбищ и сенокосов.
Зона предназначена для сохранения и развития сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи и прочие, а также многолетних насаждений (садов, ягодников, питомников и т.п.), обеспечивающие их инфраструктуру, предотвращение их занятия другими видами деятельности.
Основные виды разрешенного использования: размещение сельскохозяйственных угодий; размещение объектов, предназначенных для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества; для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Вспомогательные виды разрешенного использования: создание защитных лесных насаждений; размещение внутрихозяйственных дорог и коммуникаций; размещение временных парковых и стоянок автомобильного транспорта; размещение площадок для сбора мусора.
Условно разрешенные виды использования: размещение животноводческих ферм, размещение сельскохозяйственных предприятий полного цикла производства.
Решением Совета депутатов <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила землепользования и застройки МО <данные изъяты>.
Согласно ст. 46.6 указанных Правил СХ-1. Зона пастбищ и сенокосов предназначена для сохранения и развития сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи и прочие, а также многолетних насаждений (садов, ягодников, питомников и т.п.), обеспечивающие их инфраструктуру, предотвращение их занятия другими видами деятельности.
Основные виды разрешенного использования: размещение сельскохозяйственных угодий; размещение объектов, предназначенных для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества; для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Вспомогательные виды разрешенного использования: создание защитных лесных насаждений; размещение внутрихозяйственных дорог и коммуникаций; размещение временных парковых и стоянок автомобильного транспорта; размещение площадок для сбора мусора.
Условно разрешенные виды использования: размещение животноводческих ферм, размещение сельскохозяйственных предприятий полного цикла производства.
Согласно ст. 25 Правил землепользования и застройки МО Кумакский сельсовет, утвержденных Решением Совета депутатов <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания проводятся комиссией по землепользованию и застройке по ее инициативе или по обращениям, поступившим от физических или юридических лиц, в случаях, когда рассматриваются следующие вопросы:
согласование документации по планировке территории, включая проекты планировки, проекты межевания;
специальные согласования – предоставление разрешений на особо поименованные настоящими правилами виды использования недвижимости, условно разрешенные в соответствующих территориальных зонах;
предложения об изменении градостроительных регламентов территориальных зон, включая внесение дополнений в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, определяемых посредством планировочных предложений, разработки, проектов планировки, о внесении иных изменений в настоящие правила.
В соответствии со ст. 50 КАС РФ специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и (или) навыками и назначенное судом для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и (или) навыков. Перед специалистом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением содержания положений нормативного правового акта, норм иностранного права, технических норм.
Допрошенная в качестве специалиста – архитектор <адрес>ФИО6 пояснила суду, что земельный участок №, расположен в зоне сельскохозяйственного использования: СХ-1. Зона пастбищ и сенокосов. Разрешенные виды использования земельных участков установлены с. 46.6. Градостроительные регламенты Зоны сельскохозяйственного использования: СХ-1. Зона пастбищ и сенокосов. Зона предназначена для сохранения и развития сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи и прочие, а также многолетних насаждений (садов, ягодников, питомников и т.п.), обеспечивающие их инфраструктуру, предотвращение их занятия другими видами деятельности. Основные виды разрешенного использования: размещение сельскохозяйственных угодий; размещение объектов, предназначенных для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества; для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Вспомогательные виды разрешенного использования: создание защитных лесных насаждений; размещение внутрихозяйственных дорог и коммуникаций; размещение временных парковых и стоянок автомобильного транспорта; размещение площадок для сбора мусора. Условно разрешенные виды использования: размещение животноводческих ферм, размещение сельскохозяйственных предприятий полного цикла производства. Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В администрацию района обращался Пешков В.Н. с вопросом о необходимости проведения публичных слушаний по указанному вопросу, ему было разъяснено, что они проводятся в случае получения специальных согласований, то есть предоставление разрешений на особо поименованные настоящими правилами виды использования недвижимости, условно разрешенные в соответствующих территориальных зонах. Такое же разъяснение она дала государственному регистратору ФИО7
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ (абз. 2 п. 1 Положения).
Пунктом 5 Положения определены полномочия Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение нарушает предусмотренное статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации право Пешкова В.Н. как собственника земельного участка на его использование в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Пешкова В.Н. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение, изложенное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Управления Федеральной служьбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок: кадастровый №, землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для хранения сельскохозяйственной продукции и рекреации, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, в связи с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами №, имеющих категорию – земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование: ведение гражданами крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, огородничества.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок кадастровый №, адрес: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца через Новоорский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2015 г.
Судья: