№ 2а-158/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.
при секретаре Егоровой Л.А.,
рассмотрев по общим правилам административного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 9 по Оренбургской области обратилась в Новоорский районный суд Оренбургской области с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
В обоснование иска указано следующее. ФИО1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ, являлась плательщиков страховых взносов. Размеры фиксированных годовых страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя, в ДД.ММ.ГГГГ составили: 19 356,48 руб. на обязательное пенсионное страхование, 3 796,85 руб. на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ подлежат уплате до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени сумма страхового взноса на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование в бюджет не поступила.
Размеры фиксированных годовых страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя, в ДД.ММ.ГГГГ. составили: 23 400 руб. на обязательное пенсионное страхование, 4 590 руб. на обязательное медицинское страхование.
В связи с тем, что ФИО1 снялась с учета ДД.ММ.ГГГГ сумму страховых взносов необходимо было оплатить до ДД.ММ.ГГГГ в размере: на обязательное пенсионное страхование - 6 955 руб., на обязательное медицинской страхование - 1 364,25 руб. Однако суммы страховых взносов не были уплачена своевременно в полном объеме, в связи с чем, были начислены пени.
ФИО1 в период осуществления предпринимательской деятельностью применяла упрощенную системы налогообложения. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был представлен расчет по упрощенной системе налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ с суммой уплаты в бюджет в размере 1 308 руб. Однако суммы налога по упрощенной системе налогообложения не были уплачены своевременно в полном объеме, в связи с чем были начислены пени.
Просит суд взыскать с ФИО1 недоимки на сумму 2 345,78 руб., в том числе:
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 780,72 руб.,
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пеня в размере 229,57 руб.,
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: пеня в размере 1 170,39 руб.,
-налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: пеня в размере 165,10 руб.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 9 по Оренбургской области обратилось к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, указывая, что копия определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ поступила в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом срок на подачу административного искового заявления истекал ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 9 по Оренбургской области обратилась в Новоорский районный суд Оренбургской области обратилось с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление МИФНС России № 9 по Оренбургской области к ФИО1 было возвращено в адрес налогового органа, в связи с тем, что к заявлению не были приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление. Определение о возврате поступило в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
Срок подачи искового заявления истек ДД.ММ.ГГГГ, учитывая наличие ряда ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции, а также учитывая Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой короновирусной инфекции» истец просил суд восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 9 по Оренбургской области обратилась в Новоорский районный суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки.
В обоснование иска указано, что ФИО1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 419 НК РФ ФИО1 являлся плательщиков страховых взносов. Размеры фиксированных годовых страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя, в ДД.ММ.ГГГГ – 23 400 руб. на обязательное пенсионное страхование, 4 590 руб. на обязательное медицинское страхование.
В связи с тем, что административный ответчик снялась с учета ДД.ММ.ГГГГ, сумму страховых взносов необходимо было оплатить до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени сумма в бюджет не поступила, в связи с чем были начислены пени.
Истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам и пени в общей суме 13 615,15 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Представитель истца в судебном заседании в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суду представлено письменное заявление с возражениями на поступившее от ФИО1 заявление о пропуске срока истцом. В котором представитель истца указал, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседании не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала, указала, что ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность индивидуального предпринимателя. Заявление о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов подается в суд налоговым органом в течении 6 месяцев со дня истечения исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Налоговый орган обратился в суд за пределами шестимесячного срока.
Из представленных документов следует, что недоимка по налогам составляет 13 424 руб., по пени 2 536,88 руб.. Сроки, установленные для оплаты налоговым органом истекли ДД.ММ.ГГГГ, шестимесячный срок истек ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности по налогам составляла 13 424 руб., по пени – 166,78 руб., что давало налоговому органу обратиться с иском в суд в течение шести месяцев, после окончания последнего срока платежей, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Однако, налоговый орган не обратился в суд, что лишило его права на взыскание задолженности в судебном порядке, в связи с истечением срока давности. Просила отказать в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Об отложении дела ходатайств в суд не представили, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), регулировавший отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем в силу статьи 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного федерального закона.
Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 14).
При этом из положений законодательства следует, что процедура государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и процедура прекращения этого статуса носят заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей, в том числе обязанности по уплате страховых взносов, возникшей у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связанной с получением дохода от предпринимательской деятельности.
В силу ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
Из ст. 44 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В силу пункта 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога за счет денежных средств производится по решению налогового органа, которое в силу пункта 5 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 9 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
Приведенная норма пункта 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ статус индивидуального предпринимателя прекращен.
ФИО1 было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось оплатить налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, прочие начисления в размере 1 307,95 руб., пени в размере 166,78 руб., в срок – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числилась задолженность по налогу взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, прочие начисления в размере 1 308 руб., пени в размер 24,32 руб., которую предлагалось погасить в срок – ДД.ММ.ГГГГ.
Из требования № следует, что за ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась задолженность по страховым взносам в размере 3 796,85 руб., которую предлагалось погасить в срок – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № за ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась задолженность по страховым взносам в размере 8 319,25 руб., которую предлагалось погасить в срок – 20.12.2017
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 9 по Оренбургской области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Новоорского района был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 229,57 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 780,72 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ, пени в сумме 1 121,15 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 1 170,39 руб., налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за ДД.ММ.ГГГГ, пени в сумме 165,10 руб., госпошлины в размере 200 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Новоорского района от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений от должника.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 9 по Оренбургской области обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Новоорского района был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1 307,95 руб., пени в размере 191,10 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинской страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 796,85 руб.; по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 6 955 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 364,25 руб., госпошлины в размере 272,30 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Новоорского района от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений от должника.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страховых взносов за период по 31 декабря 2016 года плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, к которым относятся в числе прочих и индивидуальные предприниматели, уплачивающие взносы только за себя. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (статья 16).
Статьей 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (части 1 и 3).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5).
В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 5.2).
Частями 5.3 и 5.4 этой же статьи определено, что решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 данной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит; в случае пропуска указанных сроков орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено данной статьей (часть 5.5). В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам (часть 5.6). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 указанной статьи, может быть восстановлен судом (часть 5.7).
Приведенные положения статьи 19 в силу ее части 15 применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных названным федеральным законом.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов (организации или индивидуального предпринимателя) или при отсутствии информации о его счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 14 статьи 19, часть 1 и 3 статьи 20 указанного федерального закона).
Таким образом, предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности по уплате страховых взносов представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для совершения органом контроля за уплатой страховых взносов отдельных действий, направленных в целом на взыскание страховых взносов.
Несвоевременное совершение уполномоченным органом действий по взысканию задолженности не влечет продления совокупного срока для ее принудительного взыскания, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной законом.
Согласно представленным административным истцом документам:
- требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, за расчетные периоды истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, сумма задолженности 3 796,85 руб., срок оплате ДД.ММ.ГГГГ;
-требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, за расчетные периоды, истекшие с ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по взносам составляет 1 364,25 руб., срок погашения до ДД.ММ.ГГГГ;
-требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, срок оплаты истек ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 955 руб., которая должны быть погашена до ДД.ММ.ГГГГ;
-требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, прочие начисления 2016 г. по сроку ДД.ММ.ГГГГ – 719,95 руб., по сроку ДД.ММ.ГГГГ – 588 руб., а также пени в размере 166,78 руб.
Таким образом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности составила по налогом 13 424 руб., по пени – 166,78 руб., что давало основание налоговому органу обратиться с иском в суд в течении шести месяцев, после окончания последнего срока платежей, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом предусмотренных НК РФ сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании сумм недоимки и пеней по страховым взносам и положений Федерального закона N 243-ФЗ, суд установил, что шестимесячный срок на обращение в суд в рассматриваемом случае налоговым органом пропущен.
Налоговым органом пропущен шестимесячный срок обращения в суд за принудительным взысканием указанной недоимки, поскольку обращение к мировому судье имело место не ранее 08 октября и ДД.ММ.ГГГГ, в то время как срок исполнения, истек ДД.ММ.ГГГГ, 6 месячный срок ДД.ММ.ГГГГ
Проверяя доводы представителя истца о том, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.
На основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени не может быть подано с пропуском срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сроки обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье подлежат проверке при рассмотрении судом дел о взыскании недоимок по налогам и сборам в исковом порядке после отмены судебных приказов.
Последующее обращение административного истца с иском о взыскании задолженности в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, как того требуют положения пункта 3 статьи 48 НК РФ, в рассматриваемом случае, не свидетельствует о соблюдении Инспекцией установленных действующим законодательством сроков взыскания, поскольку принудительное взыскание налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом без уважительных причин срока для обращения в суд с указанным административным иском. Срок на первоначальное обращение в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. В частности, для случаев, когда сумма налога, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб., налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня, истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней (абзац 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд полагает, что инспекцией пропущен установленный законом шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, течение которого начинается со дня, следующего за указанным в требовании днем, до которого налогоплательщику предписано погасить образовавшуюся недоимку.
Именно истечение данного срока является началом для исчисления общей суммы налога, пеней, штрафов и определяет день, когда их общая сумма превысила 3000 рублей.
Данные выводы суда подтверждаются судебной практикой, отраженной в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 февраля 2020 года N 88а-2766/2020.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 октября 2017 года N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 286, 291, 292,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Оренбургской области к ФИО1, о взыскании недоимки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2020 г.
Судья: