№ 2-547/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Горковенко М.Ю.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 03 мая 2017 года гражданское дело по иску Прокурора Новокузнецкого района к МБУДО «Школа искусств №», Комитету по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого района об обязании устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с иском к МБУДО «Школа искусств №», Комитету по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого района об обязании устранить нарушения законодательства. Просил суд 1. Возложить на администрацию МБУДО «Школа искусств №» обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МБУДО «Школа искусств №» посредством обустройства на входах пандусов и поручней. 2. Обязать Комитет по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района обеспечить финансирование на оборудование пандусами, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29 - 3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») пандусы, перила на основных входах в здание МБУДО «Школа искусств №». 3. В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.
Исковые требования мотивированы тем, что при проверке соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в МБУДО «Школа искусств №» (далее также - Учреждение) не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Дети-инвалиды нуждаются в особой защите государства. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций помогает ребенку-инвалиду стать полноценным членом общества. Необходимость в особой защите прав ребенка-инвалида предусмотрена Конвенцией ООН о правах ребенка (Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества, ст.23), Всемирной декларацией прав человека об обеспечении выживания, защиты и развития детей и другими международными актами, признанными Российской Федерацией.
По результатам прокурорской проверки установлено, что вход в здание МБУДО «Школа искусств №», относящееся к объектам социальной инфраструктуры, не оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ маломобильных групп населения - отсутствует пандус и поручни, что не позволяет иметь доступ в данные помещения инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски. Непринятием мер по реконструкции крыльца здания школы в виде обустройства пандусом или подъемным устройством и поручнями нарушаются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей- инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Учредителем муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования Новокузнецкого муниципального района является администрация Новокузнецкого муниципального района. Комитет по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Комитет) является отраслевым органом администрации Новокузнецкого муниципального района, осуществляющим в пределах своей компетенции организационно-распорядительные и управленческие функции с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в области культуры и искусства.
Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Новокузнецкого муниципального района в лице Комитета, который в соответствии с п.1.14 Положения о Комитете по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района, утвержденного решением Новокузнецкого <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-МНПА, является юридическим лицом (далее по тексту - Положение).
В связи с вышеизложенным, Комитет по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района является соответчиком.
В учреждении на момент направления прокурором в суд настоящего заявления обучаются несовершеннолетние лица. Прокурор района обращается в суд с заявлением в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пом. прокурора Новокузнецкого района ФИО3 в судебном заседании исковые требования уточнила. Просила установить срок ответчикам для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Представители ответчика Комитета по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого района ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, уточненные требования признали, последствия разъяснены и понятны. Срок, испрошенный прокурором, считают достаточным.
Представитель ответчика МБУДО «Школа искусств №» ФИО6, действующая на основании устава, приказа о назначении на должность, уточненные требования признала, последствия разъяснены и понятны. Срок, испрошенный прокурором, считает достаточным.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему
В соответствии с ч.3 ст.173 ГК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивированной части решения суда может быть указано на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с частью второй ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы.
Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №- ФЗ) устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Пунктами 3.9, 3.14, 3.32, 5.2.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, и введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО7 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0, 45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать О, 014 м.
Согласно ст.9 Федерального закона №124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением или вступить в дело любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что при проверке соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в МБУДО «Школа искусств №» (наименование изменено согласно постановлению Администрации Новокузнецкого района № от ДД.ММ.ГГГГ) не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Дети-инвалиды нуждаются в особой защите государства. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных жизненных функций помогает ребенку-инвалиду стать полноценным членом общества. Необходимость в особой защите прав ребенка-инвалида предусмотрена Конвенцией ООН о правах ребенка (Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества, ст.23), Всемирной декларацией прав человека об обеспечении выживания, защиты и развития детей и другими международными актами, признанными Российской Федерацией.
По результатам прокурорской проверки установлено, что вход в здание МБУДО «Школа искусств №», относящееся к объектам социальной инфраструктуры, не оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ маломобильных групп населения - отсутствует пандус и поручни, что не позволяет иметь доступ в данные помещения инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски. Непринятием мер по реконструкции крыльца здания школы в виде обустройства пандусом или подъемным устройством и поручнями нарушаются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей- инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 1.4 Устава МБУДО «Школа искусств №» по организационно-правовой форме относится к муниципальным бюджетным учреждениям, по типу - к общеобразовательным учреждениям. В силу п. 6.3 Устава имущество МБУДО «Школа искусств №» закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления, а в силу п. 6.5, 6.13 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета Новокузнецкого района в соответствии с муниципальным заданием. В соответствии с п. 1.8 Устава функции учредителя выполняет администрация Новокузнецкого муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом пятым части первой ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учредителем муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования Новокузнецкого муниципального района является администрация Новокузнецкого муниципального района. Комитет по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Комитет) является отраслевым органом администрации Новокузнецкого муниципального района, осуществляющим в пределах своей компетенции организационно-распорядительные и управленческие функции с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в области культуры и искусства.
В соответствии с п.3 ст.9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, то есть в настоящем случае Комитет. Он же, в соответствии с п.6 ст.9.2 упомянутого Федерального закона финансово обеспечивает выполнение муниципального задания бюджетными учреждениями дополнительного образования в виде субсидий из бюджета Новокузнецкого муниципального района в определенном администрацией района порядке. В соответствии с п.9 ст.9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.
Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Новокузнецкого муниципального района в лице Комитета, который в соответствии с п.1.14 Положения о Комитете по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района, утвержденного решением Новокузнецкого <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-МНПА, является юридическим лицом (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п.п. 1.7, 4.2, 4.3 Положения муниципальные учреждения культуры района находятся в ведомственном подчинении Комитета. Комитет производит расходование бюджетных средств; осуществляет функции муниципального заказчика, переданные в установленном порядке, по размещению муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет выделяемых средств местного бюджета
В связи с вышеизложенным, Комитет по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района является соответчиком.
Требование прокурора о понуждении устранить нарушения законов основаны на праве прокурора обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В учреждении на момент направления прокурором в суд настоящего заявления обучаются несовершеннолетние лица. Прокурор района обращается в суд с заявлением в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц: сотрудников, учащихся, посетителей учреждения, в том числе несовершеннолетних, то есть в защиту лиц, не обладающих гражданско-процессуальной дееспособностью, не способных самостоятельно защитить свои права и отстаивать собственные интересы, а также в интересах иных лиц, которые могут обучаться в учреждении, поскольку круг лиц, обучающихся и посещающих учреждение постоянно изменяется, его невозможно индивидуализировать и, соответственно, привлечь в процесс в качестве истцов конкретных лиц.
Кроме того, суд полагает возможным принять признание ответчиками исковых требований, поскольку это не противоречит закону, признание стороной требований не нарушает прав и законных интересов других лиц, таким образом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Устанавливая срок для исполнения решения, суд исходит из сути заявленных требований, объема необходимых работ для выполнения решения суда. В связи, с чем срок, предложенный прокурором, до ДД.ММ.ГГГГ суд считает обоснованным.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, а также при отсутствии со стороны ответчиком возражений относительно заявленных исковых требований, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Новокузнецкого района к МБУДО «Школа искусств №», Комитету по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого района об обязании устранить нарушения законодательства – удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБУДО «Школа искусств №» создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МБУДО «Школа искусств №» посредством обустройства на входах пандусов и поручней, обязать Комитет по культуре и делам молодежи администрации Новокузнецкого муниципального района обеспечить финансирование на оборудование пандусами, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29 - 3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») пандусы, перила на основных входах в здание МБУДО «Школа искусств №», предоставив срок для выполнения указанных требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.
Мотивированное решение по делу составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья М.Ю. Горковенко