НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новокуйбышевского городского суда (Самарская область) от 20.09.2019 № 2А-1429/19

.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2019 года город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Шигановой Н.И.

при секретаре Дружковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а -1429/2019 по административному иску Межрайонной Инспекции ФНС России №16 по Самарской области к Ломанову В. Н. о взыскании обязательных платежей,

установил:

Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области (Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Ломанову В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г. в размере 12 906 руб. и пени в размере 188,64 руб., указывая на то, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области состоит в качестве налогоплательщика Ломанов В.Н., который является плательщиком транспортного налога. В состав налогооблагаемой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. В установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. В адрес Ломанова В.Н. направлено требование об уплате налога от 30.01.2019г. <№>. До настоящего времени оплата налога не произведена.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Ломанов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав, что административный истец не правильно производит расчет сумм, подлежащих к уплате – по суммарной мощности всех подвесных моторов. Указанные требования уже были предметом рассмотрения Новокуйбышевского городского суда, но только за периоды 2014-2016г.г., которым установлено, что по водным транспортным средствам учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством. В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. Согласно письму УМНС России по Самарской области от 27 марта 2000 года <№> в техническом паспорте на транспортные средства указывается допустимая мощность подвесного мотора. При получении судового билета и при прохождении техосмотра в судовом билете делается отметка о том, сколько на учете двигателей и как они используются: -если по техническим возможностям допускается использование 2-х или более двигателей, но в судовом билете нет отметки о попеременном использовании двигателей, то налог следует исчислять по суммарной мощности всех двигателей; -если по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких, но попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете, то налог следует исчислять с двигателя большей мощности. Согласно ответу Центрального отделения ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области <№> от 13.11.2018, за административным ответчиком зарегистрированы 18.04.2017 моторное судно Южанка г/н <№>, мощностью 15, а также в 2011 году - четыре подвесных двигателя Вихрь, три из которых мощностью 25, а один -30. Все двигатели сняты с регистрационного учета – 21.12.2017. Одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее Ломанову В.Н. маломерное судно по его техническим характеристикам невозможна. Именно за самый мощный двигатель административным ответчиком уплачен налог 16.11.2018 года.

На основании ч.2 ст.289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

На основании Положения о Федеральной Налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

На основании ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

На основании ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что Ломанов В.Н. является собственником следующих транспортных средств: <данные скрыты>.

Таким образом, Ломанов В.Н. является плательщиком транспортного налога за 2017г..

В адрес Ломанова В.Н. было направлено налоговое уведомление <№> от 29.08.2018 года об уплате транспортного налога не позднее 03.12.2018 года в размере 12 906 руб. с указанием следующего расчета: <данные скрыты>. В дальнейшем в адрес административного ответчика направлено требование <№>.

В целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 28 части второй Налогового кодекса РФ Министерством Российской Федерации по налогам и сборам разработаны «Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса российской Федерации», которые утверждены приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177.

Из п.п. 18, 20 и 22 «Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177, следует, что в соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах и — лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах.

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

Кроме того, согласно письму УМНС России по Самарской области от 27 марта 2000 года <№> в техническом паспорте на транспортные средства указывается допустимая мощность подвесного мотора. При получении судового билета и при прохождении техосмотра в судовом билете делается отметка о том, сколько на учете двигателей и как они используются:

-если по техническим возможностям допускается использование 2-х или более двигателей, но в судовом билете нет отметки о попеременном использовании двигателей, то налог следует исчислять по суммарной мощности всех двигателей;

-если по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких, но попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете, то налог следует исчислять с двигателя большей мощности.

Согласно ответу Центрального отделения ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Самарской области <№> от 19.08.2019г., за административным ответчиком зарегистрированы 18.04.2017 моторное судно Южанка государственный регистрационный знак <№>, мощностью 15, а также в 2011 году - четыре подвесных двигателя Вихрь, три из которых мощностью 25, а один -30. Все двигатели сняты с регистрационного учета – 21.12.2017г..

Все перечисленные выше подвесные двигателя были зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за принадлежащей административному ответчику истцу мотолодкой Южанка, г/н <№>, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна с отметкой «использовать попеременно». То есть, одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее Ломанову В.Н. маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, что не оспорено административным истцом.

Судом также установлено, что Ломанову В.Н. начислен транспортный налог на лодку Южанка, государственный регистрационный знак <№> за 2017 год в размере 10 666 рублей, исходя из налоговой базы (мощности подвесного лодочного мотора) - 105 лошадиных сил и соответственно, налоговой ставки - 100.

Указанное выше, свидетельствует о том, что при определении налоговой базы в отношении названного выше маломерного судна административным истцом были суммированы мощности всех принадлежащих административному ответчику подвесных лодочных моторов.

Согласно письму Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Самарской области от 27.03.2000 <№>, в котором разъяснено, что при получении судового билета и при прохождении техосмотра в судовом билете делается отметка о том, сколько на учете двигателей и как они используются: - если по техническим возможностям допускается использование 2-х или более двигателей, но в судовом билете нет отметки о попеременном использовании двигателей, то налог следует исчислять по суммарной мощности всех двигателей; -если по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких, но попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете, то налог следует исчислять с двигателя большей мощности.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при начислении транспортного налога административному ответчику, административным истцом не было учтено, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных двигателей на принадлежащее Ломанову В.Н. маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна. Использоваться данные двигатели должны были лишь попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете.

Как уже выше было указано, самый мощный из четырех двигатель Вихрь имеет мощность 30 лошадиных сил.

Исходя из положений Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002), налоговая ставка для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил (22,07 кВт) включительно, составляет 33 рубля. Налоговая ставка с 2012 года не менялась.

При указанных обстоятельствах, административным истцом Ломанову В.Н. должен был быть исчислен транспортный налог за моторную лодку Южанка, государственный регистрационный знак Р 3610 КЫ в размере 990 рублей (налоговая база – 30 л.с. х налоговая ставка 33 руб.). Исчисление же налоговым органом налога исходя из суммарной мощности двигателей в размере 10 666 рублей – необоснованно и неправомерно.

Суд обращает внимание, что иное толкование приведенных выше положений закона, позволяющее при определении налоговой базы суммировать мощности всех зарегистрированных за маломерным судном подвесных лодочных моторов, даже при условии, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, а в судовом билете маломерного судна имеется отметка «использовать попеременно», противоречит самой правовой природе транспортного налога, который по своему правовому смыслу является обязательным платежом, взимаемым с владельцев за пользование транспортными средствами, в том числе маломерными судами, и использование водных путей, который направляется на их содержание, а также на защиту окружающей среды от воздействия на нее вредных факторов при использовании транспортных средств. Регистрация подвесного лодочного мотора за маломерным судном, по своему содержанию, является административным актом, с которым закон (п. 1 ст. 8 ГК РФ) связывает возможность пользования приобретенным имуществом.

Из ответа МИФНС России №16 по Самарской области от 14.03.2019 года на обращение Ломанова В.Н. следует, что в счет уплаты транспортного налога за 2017 год Ломановым В.Н. оплачено всего 3 230 руб.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год исполнена административным ответчиком своевременно и в полном объеме, в связи с чем основания для ее взыскания по требованию МИФН России №16 по Самарской области отсутствуют. При этом, согласно квитанциям и ответу административного ответчика на обращение Ломанова В.Н. данная обязанность исполнена до обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском в установленный налоговым законодательством срок.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной Инспекции ФНС России №16 по Самарской области к Ломанову В. Н. о взыскании обязательных платежей, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2019 года.

Судья /подпись/ Н.И. Шиганова