НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новодвинского городского суда (Архангельская область) от 22.10.2019 № 2-754/201922ОК

Дело № 2-754/2019 22 октября 2019 года

УИД 29RS0016-01-2019-000969-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,

при секретаре Коноваловой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Голикова Д.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Голиков Д.Н. обратился с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование требований указал на то, что работает в должности слесаря-ремонтника аварийно-ремонтной бригады жилищно-коммунальной службы № 2/1 (арх. Новая Земля) ЖЭ(К)О № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО). Рабочее место находится в рп. Белушья Губа (о. Новая Земля) – районе Крайнего Севера. Ежемесячно ему начисляется дополнительная стимулирующая выплата, к которой работодатель не применяет районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем образовалась задолженность за период с апреля по ноябрь 2018 года в размере 228800 руб. Просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в части невыплаты районного коэффициента и северной надбавки на стимулирующую выплату в размере 228800 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 11500 руб.

Ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в письменных возражениях иск не признает. Ссылается на то, что в силу статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) система оплаты труда в федеральных государственных учреждениях устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений. Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 49 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Данное Положение устанавливает систему оплаты труда гражданского персонала учреждения в соответствии с требованиями приказа Министра обороны от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583». Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала учреждения включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера. Из пункта 5 Положения следует, что в выплаты компенсационного характера входят, в том числе, и выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Пунктом 6 Положения предусмотрено, что к заработной плате гражданского персонала филиалов учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала учреждения, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение № 2 к приложению № 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255). Пунктом 12.3 Положения предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели: а) численность гражданского персонала учреждения, предусмотренная штатами, б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу, в том числе в местностях с особыми климатическими условиями, г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в приказе Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 должностям; надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); премия по результатам работы - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); выплаты стимулирующего характера, установленные приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда), - в фактически установленном размере. Пунктом 12.4 Положения предусмотрено, что фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3). В пунктах 5, 6 Порядка предусмотрены положения аналогичные пунктам 12.3, 12.4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 49. Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50 утверждено Положение о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что под выплатой дополнительного материального стимулирования следует понимать поощрение работников за добросовестный, эффективный труд. Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат. В пункте 1.6. Положения указано, что установление дополнительного материального стимулирования работникам по результатам их труда является правом работодателя в лице начальника учреждения и зависит от финансового состояния учреждения. Пунктом 2.1 Положения предусмотрена выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда. Выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда осуществляется при наличии средств на эти цели, по представлению ходатайства руководителя структурного подразделения по итогам работы за месяц, в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией. Максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда заместителям начальника Филиала, начальникам структурных подразделений и их заместителям, другим категориям работников не может превышать в среднем в месяц суммы, указанной в приложении № 3 к Положению. В приложении № 3 указано, что максимальный размер выплат другим категориям работников составляет до 50000 руб. Изложенное указывает на то, что дополнительное материальное стимулирование не является обязательной выплатой, образуется при наличии экономии ФОТ, выплачивается в сумме, определенной в ходатайстве руководителя структурного подразделения по итогам работы за месяц, ее размер ограничен. Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31.07.2018 № 171 в Положение о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения, и максимальный размер выплат другим категориям работников составляет 25000 руб. Из расчетных листков следует, что истцу было начислено: оклад, надбавка за выслугу лет, премия разовая, начисленные на данные выплаты районный коэффициент и северная надбавка, а также дополнительная стимулирующая выплата. Та часть фонда оплаты труда, которая составила экономию фонда оплаты труда и была распределена между работниками с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала, уже содержит районный коэффициент и северную надбавку, и повторное начисление коэффициентов на дополнительное материальное стимулирование не требуется. Аналогичная правая позиция изложена в апелляционном определении Архангельского областного суда по делу № 33-3771/2019. В соответствии с частью 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пропуск без уважительных причин срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 ТК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. В соответствии с трудовым договором истца, заработная плата выплачивается работнику два раза в месяц: 30 числа текущего расчетного месяца выплачивается заработная плата за первую половину месяца, 15 числа месяца, следующего за расчетным, производится полный расчет с работником (пункт 6.4 трудового договора). Поскольку трудовое законодательство связывает начало течения срока обращения в суд за разрешением данной категории индивидуальных трудовых споров с установленной датой выплаты заработной платы (иных причитающихся работнику выплат), а настоящее исковое заявление подано истцом в суд 15.07.2019 требования о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01.04.2018 по 14.07.2018 предъявлены истцом за пределами срока, установленного частью 2 статьи 392 ТК РФ. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд истцом не представлено. Основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют. При данных обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства (статья 113 ГПК РФ, статья 165.1 ГК РФ), не явились, что не стало препятствием для рассмотрения дела (статья 167 ГПК РФ).

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено по материалам дела, Голиков Д.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал вахтовым методом слесарем-ремонтником аварийно-ремонтной бригады жилищно-коммунального (эксплуатационного) отдела № 2 жилищно-коммунальной службы № 2/1 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО). Рабочее место находилось в рп. Белушья Губа (о. Новая Земля) – районе Крайнего Севера.

Заключенным между сторонами трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Голикову Д.Н. установлен должностной оклад <данные изъяты> районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100%, а также предусмотрено предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.

В период работы с апреля 2018 года по ноябрь 2018 года истцу работодателем ежемесячно выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата, предусмотренная приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, относительно начисления на которую районного коэффициента и процентной надбавки между сторонами возник настоящий спор.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).

Как следует из материалов дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50 предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в 2017 году в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение № 1 к приказу от 11.05.2017 № 50) (далее - Положение).

Пунктом 1.3 Положения устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности.

Пунктом 2.1 Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно на протяжении длительного периода и учитывалось работодателем при расчете отпускных и иных выплат, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет источник формирования выплаты, а именно: денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в силу правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № 50, оснований для применения к спорной выплате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.

Требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы, и производные от основного требования о компенсации морального вреда (статья 237 ТК РФ), взыскании судебных расходов (статьи 94, 98, 100 ГПК РФ) удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Голикова Д.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.Н. Поршнев

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2019