НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новодвинского городского суда (Архангельская область) от 16.01.2019 № 2А-641/201907АВГУ

Дело № 2а-641/2019 07 августа 2019 года

УИД 29RS0016-01-2019-000812-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Хрущевой Ю.В.,

с участием представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округа Баранова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Курзиной Н.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными и отмене решений об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, возложении обязанности произвести выплату излишне уплаченных страховых взносов и пени и взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Курзина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС России № 3), государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее Управление ПФР в г. Новодвинске) о признании незаконными и отмене решений об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, возложении обязанности произвести выплату излишне уплаченных страховых взносов и пени и взыскании судебных расходов. Требования мотивированы незаконным отказом в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в сумме 2793,10 руб., по пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 477,85 руб., по пени на обязательное медицинское страхование в сумме 92,34 руб., всего на сумму 3363,29 руб. В обоснование иска указала, что в период с 12.08.2013 по 13.04.2016 была зарегистрирована и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления деятельности установлен факт излишней уплаты указанных сумм страховых взносов и пени. Письменным уведомлением Управления ПФР в г. Новодвинске от 14.09.2018 № 22 на основании принятого решения от 12.09.2018 № 1377 ей отказано в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Решением МИФНС России № 3 от 12.12.2018 № 709 ей также отказано в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени, в связи с тем, что решение о возврате таких сумм, в силу статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 250-ФЗ) должен принять соответствующий орган ПФР на основании которого МИФНС России № 3 производит возврат денежных средств на расчетный счет плательщика. С данными решениями не согласна, просит признать незаконными и отменить указанное решение МИФНС России № 3 от 12.12.2018 № 709 и решение Управления ПФР в г. Новодвинске от 14.09.2018 № 22 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 12.09.2018 № 1377 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, обязать ответчиков произвести ей выплату излишне уплаченных денежных средств в размере 3363,29 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 по виду платежа «налог» в размере 2793,10 руб., 477,85 руб. по пени на обязательное пенсионное страхование, 92.34 руб. по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование) и взыскать с ответчиков расходы по оказанию юридической помощи при составлении искового заявления в размере 2500 руб. и государственную пошлину в возврат в размере 400 руб.

При обращении с административным исковым заявлением в суд просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок, уставленный статьей 219 КАС РФ. В обоснование пропуска срока указала, что ранее своевременно обращалась к мировому судье судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области с требованиями о взыскании указанных излишне уплаченных денежных средств в виде страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование. Однако, по итогам, рассмотрения возбужденного мировым судьей по ее иску гражданскому делу производство прекращено на основании апелляционного определения Новодвинского городского суда Архангельской области от 07.06.2019 по делу , в связи с не подсудностью данного спора мировому судье.

Протокольным определением суда от 11.07.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (далее Отделение ПФР), принявшее оспариваемое истцом решение от 12.09.2018 № 1377.

Административный истец Курзина Н.В., извещенная о рассмотрении дела надлежащим образом в судебное заседание не явилась, ранее опрошенная на предыдущем судебном заседании, на иске к ответчикам настаивала.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 3 Баранов А.В., действующий по доверенности, против требований истца к МИФНС России № 3 возразил, в том числе, в связи с пропуском срока на обращение в суд. Не оспаривая размер требований истца, как излишне уплаченный и отсутствие у истца задолженности по уплате страховых взносов и пени во внебюджетные фонда, контроль за правильностью начисления которых и полнотой уплатой до 01.01.2017 осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, считает, что МИФНС России № 3 не является по делу надлежащим ответчиком, поскольку, в силу статьи 21 Закона № 250-ФЗ не наделено правом на принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

Административные ответчики Отделение ПФР, Управление ПФР в г. Новодвинске, заинтересованное лицо заместитель управляющего Отделением ПФР Мальцева Н.А., извещенные судом о рассмотрении дела надлежаще, в судебное заседание не явились и своих представителей не направили.

В представленном письменном отзыве представитель Отделения ПФР Сюмкин В.Г., действующий по доверенности, против требований истца в части признания незаконным решения Отделения ПФР от 12.09.2018 № 1377 и возврате излишне уплаченных истцом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2793,10 руб., по пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 477,85 руб., возразил, требования истца о возврате сумм пени на обязательное медицинское страхование в сумме 92,34 руб., просит оставить без рассмотрения, в связи с несоблюдением истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Указал, что оснований для принятия Отделением ПФР 12.09.2018 иного решения не имелось, в связи с наличием у истца задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды до 01.01.2017, а также пропуском истцом трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм пени в размере 477,85 руб. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Отделения ПФР.

Согласно представленного письменного отзыва и составленной судом телефонограмме, представитель Управления ПФР в г. НоводвинскеЛукошникова А.С. и Евстигнеева Ю.В. против требований истца к Управлению ПФР в г. Новодвинске возразили, указав, что решением от 12.09.2018 № 1377 истцу обосновано отказано в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, в связи с наличием непогашенной задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пропуском трехлетнего срока на обращение с требованиями о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени. Ссылаясь на положения Закона № 250-ФЗ, Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Закон № 243-ФЗ), считают надлежащим ответчиком по делу МИФНС России № 3, как орган наделенный правом на принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с передачей налоговым органам с 01.01.2017 функций по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя МИФНС России № 3, исследовав письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Как установлено по материалам дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (здесь и далее, в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых отношений), административный истец Курзина Н.В., являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в период с 12.08.2013 по 13.04.2016 осуществляла предпринимательскую деятельность и была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Регистрация истца в качестве страхователя, производящего уплату страховых взносов во внебюджетные фонда за себя произведена в Управлении ПФР в г. Новодвинске 14.08.2013 (регистрационный номер ), в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам 22.11.2013 (регистрационный номер ).

Согласно части 2 статьи 14 названного Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В силу статьи 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.

Полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон № 212-ФЗ) (статьи 3, 18 и др.) до 01.01.2017 осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С 01.01.2017 в силу статьи 5 Закона № 243-ФЗ указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статье 19 Закона № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 01.01.2017 сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Закона № 212-ФЗ. В случае утраты на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статье 19 Закона № 250-ФЗ).

В силу части 1 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (часть 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).

Таким образом, из положений статей 19 - 21 и иных положений Закона № 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.

Согласно Письму Минфина России от 05.09.2017 № 03-02-07/2/56962 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Согласно части 3.1 статьи 4 Закона № 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно части 10 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения части 3.1 статьи 4 Закона № 243-ФЗ применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно справке от 14.08.2018 № 82112, выданной МИФНС России № 3, о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей за истцом, как за индивидуальным предпринимателем, прекратившим свою деятельность на 01.01.2017 числилась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 11748,83 руб., по пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 5909,36 руб., по уплате пени на обязательное медицинское страхование в сумме 860,94 руб.

Также согласно указанной справке налогового органа за истцом, как за индивидуальным предпринимателем, прекратившим свою деятельность на 01.01.2017 по другим КБК имелась и переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 2793,10 руб., по пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 477,85 руб., по пени на обязательное медицинское страхование в сумме 92,34 руб.

Факт наличия указанной задолженности по уплате страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование и уплате пени на обязательное медицинское страхование на 01.01.2017, переданной от Управления ПФР в г. Новодвинске в МИФНС России № 3, равно как и факт возникшей переплаты по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и пени на обязательное медицинское страхование на 01.01.2017, подтвержден также и пояснениями сторон и их представителей при разбирательстве дела и никем не оспаривался.

Установив наличие оснований для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию, административным ответчиком МИФНС России № 3, в соответствии с частью 3.1 статьи 4 Закона № 243-ФЗ приняты 16 и 29 августа 2018 года соответствующие решения № 252 и № 317 об ее списании, что подтверждается данными решениями и Справками о суммах недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 от 16.08.2018 № 252 и от 29.08.2018 № 317, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи".

Законность и обоснованность данных решений МИФНС России № 3 при разбирательстве дела, также никем не оспаривалась.

В связи с наличием переплаты по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование на 01.01.2017 в сумме 3270,95 (2793,10+477,85) и отсутствием задолженности по страховым взносам, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, истец 30.08.2018 обратилась к административному ответчику Управлению ПФР в г. Новодвинске с заявлением о возврате данных излишне уплаченных сумм.

По результатам рассмотрения поданного заявления руководителем группы ПУ и ВС Управления ПФР в г. Новодвинске составлено письменное заключение о необоснованности поданного заявления, в связи с наличием у истца задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование по регистрационному номеру 39-007-021542, как у страхователя, производящего в отношении себя уплату страховых взносов, а также пропуском трехлетнего срока на подачу заявления, установленного частью 13 статьи 26 Закона № 212-ФЗ в отношении сумм пени в размере 477,15 руб., в связи с перечислением данных сумм в мае 2015 года.

Факт возникшей переплаты в отношении остальной суммы пени на обязательное медицинское страхование в размере 92,34 руб., перечисление данной суммы в мае 2015 года и невозможность ее возврата, в связи с пропуском трехлетнего срока на подачу заявления, также был проверен и установлен руководителем группы ПУ и ВС Управлению ПФР в г. Новодвинске при рассмотрении заявления истца, о чем указано в названном письменном заключении.

Как следует из данного письменного заключения факт наличия задолженности по данным налогового органа на 30.08.2018, специалистом группы ПУ и ВС Управления ПФР в г. Новодвинске не проверялся, несмотря на передачу МИФНС России № 3 сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, что следует из справки от 14.08.2018 № 82112, выданной МИФНС России № 3, о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей за истцом, как за индивидуальным предпринимателем, прекратившим свою деятельность на 01.01.2017.

Факт переданных на 14.08.2018 налоговому органу сведений о существовавшей у истца недоимки и пени по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, подтверждаемый справкой от 14.08.2018 № 82112, выданной МИФНС России № 3, также никем не оспаривался при рассмотрении дела.

С учетом составленного письменного заключения руководителя группы ПУ и ВС Управлению ПФР в г. Новодвинске, комиссией Отделения ПФР по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, созданной приказом Отделения ПФР от 29.12.2016 № 526, в целях реализации требований статьи 21 Закона № 250-ФЗ, под руководством заместителя управляющего Отделением ПФР Мальцевой Н.А. принято 12.09.2018 решение № 1377 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени в сумме 3270,95 (2793,10+477,85) руб., в связи с несоответствием условий, установленных частью 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ и пропуском срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченных сумм пени.

О принятом решении от 12.09.2018 № 1377, без указания органа его принявшего, истец уведомлена в письменном виде согласно уведомления Управления ПФР в г.Новодвинске от 14.09.2018 № 22.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, если по результатам рассмотрения административного дела суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Материалами дела достоверно подтверждено, что административным истцом в установленном порядке подано заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 при отсутствии на дату подачи заявления задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

Несмотря на это решением Отделения ПФР от 12.09.2018 № 1377 вопреки принятым МИФНС России № 3 решениям от 16 и 29 августа 2018 года № 252 и № 317 о списании имевшейся у истца на 01.01.2017 задолженности по страховым взносам и пени сделан вывод о наличии у истца непогашенной задолженности, что послужило одним из оснований для отказа в удовлетворении заявления истца, что не может быть признано законным.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 03.04.2007 № 334-О-О, от 19.05.2009 № 757-О-О, федеральный законодатель, руководствуясь вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости и равенства налогообложения, а также необходимостью обеспечения налогового суверенитета государства, в целях гарантирования прав налогоплательщиков и рационализации функционирования финансово-бюджетной системы вправе, но не обязан предусмотреть условия, при которых уплата и взыскание недоимки объективно невозможны, и освободить налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности по таким безнадежным долгам.

Освобождение от уплаты налога - даже в случае, когда его принудительное взыскание невозможно, - представляет собой одну из форм налоговых льгот, а в соответствии с правовыми позициями, ранее выраженными Конституционным Судом Российской Федерации в его решениях, налоговая льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения, льготы всегда носят адресный характер, а их установление относится к исключительной прерогативе законодателя (Постановления от 21.03.1997 № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П и от 19.06.2002 № 11-П).

В рассматриваемом случае, передав налоговому органу сведения о суммах недоимки и пени, имевшихся у истца на 01.01.2017, Управление ПФР в г. Новодвинске, равно как и Отделение ПФР, при рассмотрении заявления истца от 30.08.2018, были обязаны проверить на момент принятия оспариваемого решения от 12.09.2018 № 1377 факт уплаты истцом возникшей у нее задолженности, либо факт списание этой задолженности налоговым органом в порядке, установленном частью 3.1 статьи 4 Закона № 243-ФЗ, для чего были вправе истребовать у МИФНС России № 3 соответствующие сведения и документы, однако данным правом не воспользовались и доказательств, подтверждающих уважительных причин их неполучения в судебное заседание не предоставили, что привело к принятию Отделением ПФР 12.09.2018 незаконного решения № 1377 об отказе в возврате истцу излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2793,10 руб., возникшей по регистрационному номеру 039-007-021588, как у страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

В связи с чем, требования Курзиной Н.В. о признании решения Отделения ПФР от 12.09.2018 № 1377 в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2793,10 руб., являются обоснованными.

Законных оснований для удовлетворения остальной части иска истца о признании незаконным решения Отделения ПФР от 12.09.2018 № 1377 в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 477,85 руб. и медицинское страхование в сумме 92,34 руб. не имеется, поскольку обращение истца с требованиями о возврате данных сумм последовало с нарушением, ранее установленного частью 13 статьи 26 Закона № 212-ФЗ трехлетнего срока, исчисляемого с мая 2015 года.

Довод представителя Отделения ПФР об оставлении исковых требований истца без рассмотрения в части сумм пени на медицинское страхование в сумме 92,34 руб., судом проверен и признан необоснованным, поскольку по данной сумме Управление ПФР в г.Новодвинске в своем письменном заключении уже разрешило вопрос о невозможности ее возврата, в связи с пропуском истцом трехлетнего срока, исчисляемого также с мая 2015 года.

Поэтому повторное обращение истца, никаким образом не оспаривавшей факт уплаты данной суммы в мае 2015 года, с заявлением об ее возврате, является излишним и нецелесообразным.

Разрешение требований истца об отмене принятого Отделением ПФР решения от 12.09.2018 в признанной судом незаконной части не отнесено к компетенции суда положениями КАС РФ и не связано с восстановлением нарушенных прав истца.

Не находит суд законных оснований и для признания обоснованными требований истца к остальным ответчикам Управлению ПФР в г. Новодвинске и МИФНС России № 3 в заявленной истцом части о признании незаконными и отмене решений от 14.09.2018 №22 и от 12.12.2018 № 709.

Как установлено судом, Управлением ПФР в г. Новодвинске решений об отказе истцу в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени не выносилось.

Составленным письменным уведомлением от 14.09.2018 № 22 Управление ПФР в г.Новодвинске лишь уведомило истца о принятом в отношении нее решении от 12.09.2018 № 1377 без указания наименования органа его принявшего. Однако по данному основанию истец действия Управления ПФР в г. Новодвинске не оспаривает.

Принятым решением МИФНС России № 3 от 12.12.2018 № 709 обосновано отказано истцу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени, в связи с тем, что разрешение данного вопроса не относится к компетенции налогового органа.

Отказывая в удовлетворении заявления истца МИФНС России № 3 также обосновано со ссылкой на нормы права разъяснило истцу о праве на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Истцом в порядке части 7 статьи 219 КАС РФ заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска об оспаривании решений ответчиков.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела о результатах рассмотрения своего заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени истец узнала из уведомления Управления ПФР в г. Новодвинске от 14.09.2018 № 22, которое содержит ссылку на положения части 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ и реквизиты принятого решения без указания на орган его принявшего.

Реализуя свое право на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени истец обратилась с заявлением в МИФНС России № 3 об их возврате, в чем также истцу было отказано решением налогового органа от 12.12.2018 № 709.

Оспаривая данные действия ответчиков, истец 09.01.2019 обратилась с иском к мировому судье судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области с требованиями о взыскании указанных излишне уплаченных денежных средств в виде страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.

По итогам рассмотрения возбужденного гражданского дела № 2-39/2019 по иску истца мировым судьей было вынесено 07.02.2019 решение об удовлетворении исковых требований Курзиной Н.В. к МИФНС России № 3, которой на вынесенное решение мирового судьи была подана апелляционная жалоба.

По итогам, рассмотрения апелляционной жалобы апелляционным определением Новодвинского городского суда Архангельской области от 07.06.2019 по делу решение мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 07.02.2019 отменено с прекращением производство по гражданскому делу, в связи с не подведомственностью данного спора мировому судье.

11 июня 2019 года истец обратилась с настоящим административным иском к тем же ответчикам МИФНС России № 3 и Управлению ПФР в г. Новодвинске.

При рассмотрении дела по заявлению истца, в связи с установленным фактом принятия Отделением ПФР решения от 12.09.2018 № 1377, последнее привлечено 11.07.2019 судом к участию в деле в качестве ответчика.

Таким образом, из установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств следует, что истцу с достоверностью стало известно об органе принявшем оспариваемое решение от 12.09.2018 № 1377 только на стадии рассмотрения настоящего административного дела. Ранее данная информация до истца ответчиками не доводилась и данный факт при рассмотрении дела не оспорен.

Таким образом, о своем нарушенном праве со стороны Отделения ПФР истец узнала только после 11.06.2019 после чего своевременно предъявила свои требования к данному лицу.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 7 статьи 219 КАС РФ, суд считает необходимым восстановить истцу пропущенный по уважительной причине срок на обжалование решения Отделения ПФР от 12.09.2018 № 1377, незаконность в части которого установлена судом при рассмотрении дела.

Учитывая, что в силу изданного Отделением ПФР приказа от 29.12.2016 № 526 функции по принятию решений о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 возложены на комиссию Отделения ПФР, суд считает необходимым возложить на последнее обязанность устранить выявленные судом нарушение прав Курзиной Н.В. на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2793,10 руб. посредством принятия соответствующего решения.

Таким образом, из заявленной истцом части требований к Отделению ПФР подлежат удовлетворению требования о признании незаконным решения Отделения ПФР от 12.09.2018 № 1377 в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2793,10 руб. и возложение на Отделение ПФР обязанности принять решение о возврате истцу излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2793,10 руб.

В остальной части требований истца о возложении на Отделение ПФР и остальных ответчиков обязанности произвести истцу выплату излишне уплаченных сумм страховых взносов и пени надлежит отказать, в связи с необоснованностью данных требований истца.

В рассматриваемом случае восстановление нарушенных прав истца на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов должен осуществляется через принятое Отделением ПФР решение о возврате истцу излишне уплаченных сумм страховых взносов, которое Отделение ПФР в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ обязано направить в МИФНС России № 3, как уполномоченному органу по администрированию страховых взносов для их непосредственной выплаты истцу. Данный механизм возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов не был реализован МИФНС России № 3, в связи с отсутствием принятого Отделением ПФР решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с административного ответчика Отделения ПФР в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче административного искового заявления в сумме 300 руб., размер которой установлен ст. 333.19 НК РФ. Остальной размер излишне уплаченной истцом государственной пошлины в сумме 100 руб. подлежит возврату истцу в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

По правилам ч. 1 ст. 111 и ст. 112 КАС РФ с Отделения ПФР в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг адвоката Новодвинской коллегии адвокатов Захаровой Н.Н. по составлению искового заявления. Реальный характер этих расходов подтвержден документально – соглашением об оказании юридических услуг по гражданскому делу от 07.06.2019 и квитанцией к приходно-кассовому ордеру № 117 от 07.06.2019.

Определяя с учетом положений статьи 112 КАС РФ разумность требований истца, суд учитывает характер разрешенного спора, объем оказанных истцу услуг и частичное удовлетворении требований от заявленной части. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым снизить подлежащие взысканию расходы до 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Курзиной Н.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, возложении обязанности произвести выплату излишне уплаченных страховых взносов и пени и взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение заместителя государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области Мальцевой Н.А. от 12.09.2018 № 1377 в части отказа в удовлетворении заявления Курзиной Н.В. о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 2793 руб. 10 коп.

Возложить на государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области обязанность принять решение о возврате излишне уплаченных Курзиной Н.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 2793 руб. 10 коп.

Об устранении нарушения прав Курзиной Н.В. на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области обязано сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения в суд и административному истцу по настоящему делу.

Взыскать с государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области в пользу Курзиной Н.В. судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 2000 руб. и государственную пошлину в возврат в сумме 300 руб., всего взыскать 2300 руб.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Курзиной Н.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области об отмене решения заместителя государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области Мальцевой Н.А. от 12.09.2018 № 1377, о признании незаконным решения заместителя государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области Мальцевой Н.А. от 12.09.2018 № 1377 об отказе в удовлетворении заявления Курзиной Н.В. о возврате излишне уплаченных пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 477 руб. 85 коп. и пени на обязательное медицинское страхование в сумме 92 руб. 34 коп., обязании произвести выплату излишне уплаченных денежных средств в размере 3363 руб. 29 коп. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 по виду платежа «налог» в размере 2793,10 руб., 477,85 руб. по пени на обязательное пенсионное страхование, 92.34 руб. по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование) и взыскании судебных расходов по оказанию юридической помощи при составлении искового заявления в размере 500 руб. отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Курзиной Н.В. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными и отмене решений об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, возложении обязанности произвести выплату излишне уплаченных страховых взносов и пени и взыскании судебных расходов, отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возвратить Курзиной Н.В. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 100 рублей, перечисленную в доход бюджета по чек-ордеру от 10.06.2019 (номер операции 450137).

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Новодвинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 12 августа 2019 года.