Дело № 2-35/2017 (2-1336/2016) 12 января 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Хрущевой Ю.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску» о взыскании социальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску» (далее – ОСЗН по г. Новодвинску) о взыскании социальной доплаты к пенсии, указав, что с 13.09.2016 является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Новодвинске Архангельской области (далее – Управление ПФР). Размер пенсии составляет <данные изъяты> руб. в месяц, что ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Архангельской области по месту его жительства и составляющей на 2016 год <данные изъяты> руб. 14 ноября 2016 года он узнал о праве на получение государственной социальной помощи в виде установления региональной социальной доплаты к пенсии до величины указанного прожиточного минимума пенсионера. 15 ноября 2016 года обратился к ответчику с заявлением об установлении такой доплаты, представив необходимые документы. Вместе с тем, государственная социальная помощь установлена ответчиком лишь с 01.12.2016, с чем не согласен, полагая, что региональная социальная доплата к пенсии должна быть установлена с 13.09.2016, с даты назначения страховой пенсии по инвалидности. В связи с чем, просит взыскать с ответчика недоплаченный размер региональной социальной доплаты к пенсии в сумме <данные изъяты> руб. за период с 13.09.2016 по 30.11.2016.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца не признала. С учетом представленного письменного отзыва указала, что в силу требований части 6 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту Федеральный закон № 178-ФЗ) социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами. Учитывая, что обращение истца за установлением социальной доплаты к пенсии последовало в ноябре 2016 года ОСЗН по г. Новодвинску правомерно установлена истцу такая доплата с 01.12.2016 в сумме <данные изъяты> руб., составляющей разницу между общей суммой материального обеспечения истца с 01.12.2016 и величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в Архангельской области на 2016 год в сумме <данные изъяты> руб.
Третье лицо Управление ПФР, извещенное судом о рассмотрении дела, своего представителя в судебное заседание не направило, мнения по иску не высказало.
В соответствии со статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Управления ПФР.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом № 178-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 названного закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Архангельской области от 19.09.2001 № 64-8-ОЗ "О прожиточном минимуме в Архангельской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), на 2016 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом № 178-ФЗ установлена в размере <данные изъяты> руб.
Частями 4 и 5 статьи 12.1 Федерального законам № 178-ФЗ определен порядок установления федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии, выплата которой поставлена в зависимость от размера величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания пенсионера.
В силу части 6 статьи 12.1 Федерального законам № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Частью 7 статьи 12.1 Федерального законам № 178-ФЗ определен круг лиц, которым социальная доплата к пенсии устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату, к которым отнесены дети-инвалиды и дети, не достигшие возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Аналогичные требования о порядке установления региональной социальной доплаты к пенсии по месту жительства или по месту пребывания пенсионера на территории соответствующего муниципального образования Архангельской области определены и статьей 3.1 Закона Архангельской области от 05.06.2001 № 38-6-ОЗ "О государственной социальной помощи на территории Архангельской области".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.1 Закона Архангельской области от 05.06.2001 № 38-6-ОЗ и пункта 4 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Архангельской области от 08.12.2009 № 178-пп, обязанность по установлению и выплате региональной социальной доплатой к пенсии по месту жительства или пребывания ее получателя на территории муниципального образования «Город Новодвинск» возложена на ответчика.
Как установлено по материалам дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 13.09.2016 является получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной Управлением ПФР. Размер пенсии составляет <данные изъяты> руб. в месяц.
Кроме того, истцу, имеющему статус инвалида, Управлением ПФР с 20.09.2016 по 30.09.2017 в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также установлена ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты> руб., в том числе на оплату набора социальных услуг, определенных ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в сумме <данные изъяты> руб.
Ответчиком со своей стороны установлены истцу с 20.09.2016 по 30.09.2017 меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и статьей 1 Закона Архангельской области от 28.05.2008 № 515-27-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
Учитывая, что при сложении указанных выплат и мер социальной поддержки инвалидов, общая сумма материального обеспечения истца составила ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной Законом Архангельской области от 19.09.2001 № 64-8-ОЗ "О прожиточном минимуме в Архангельской области" (<данные изъяты> руб.), истцом 15.11.2016 подано ответчику заявление об установлении социальной доплаты к пенсии.
Решениями ответчика от 18.11.2016 №, истцу с 01.12.2016 по 30.09.2017 установлена региональная социальная доплата к пенсии, размер которой за декабрь 2016 года составил <данные изъяты> руб.
Истец не согласен с данными действиями ответчика, считает, что последний обязан назначить и выплачивать социальную доплату к пенсии с 13.09.2016, что суд считает не основанным на законе, поскольку в силу указанных норм права истец не отнесен к категории граждан, которым социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке.
Поэтому, в рассматриваемом случае ответчиком обоснованно, в соответствии с частью 6 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлена истцу региональная социальная доплата к пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, размер которой с 01.12.2016 истцом по настоящему делу не оспаривается.
Довод истца о том, что о праве на получение социальной доплаты к пенсии ему стало известно только в ноябре 2016 года, суд считает необоснованным, поскольку указанные положения закона, предоставляющие истцу право обратиться за назначением социальной доплаты к пенсии в любое время после возникновения права на нее и определенный законом срок, с которого назначается указанная доплата, доведены законодателем до всеобщего сведения граждан заблаговременно и различными способами, позволяющими ознакомиться с данными положениями закона.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что ответчиком обоснованно с 01.12.2016 назначена истцу социальная доплата к пенсии, выполненный истцом расчет недополученной социальной доплаты к пенсии за период с 13.09.2016 по 30.11.2016, является необоснованным и отклоняется судом.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика недоплаченного размера региональной социальной доплаты к пенсии в сумме <данные изъяты> руб. за период с 13.09.2016 по 30.11.2016 надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску» о взыскании социальной доплаты к пенсии отказать.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 17 января 2017 года.