НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новочеркасского городского суда (Ростовская область) от 25.03.2022 № 2А-827/2022

Дело № 2а-827/2022

УИД 61RS0019-01-2022-000325-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2022 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Власовой О.А.,

при помощнике судьи Соколовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к Иванкову Якову Николаевичу о взыскании недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 13 по Ростовской области (далее – налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО4 Иванкову Я.Н. (далее – налогоплательщик) о взыскании недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу. В обоснование исковых требований указала, что в период с 14.07.2017 до 01.07.2021 административный ответчик <данные изъяты>, поэтому является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчётные периоды, начиная с <дата>, за 2021 год, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 4 235,65 руб.

По состоянию на <дата> у налогоплательщика имелась переплата по страховым взносам на ОМС в размере 542,47 руб. Таким образом, задолженность по страховым взносам на ОМС за 2021 год составляет 3 693,18 руб.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на ОМС за 2021 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику были начислены пени в размере 9,29 руб.

Задолженность по страховым взносам на ОМС за 2021 год в размере 3 693,18 руб., пени в размере 9,29 руб. не оплачены административным ответчиком до настоящего времени.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с <дата>, за 2019 год, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 33 909,84 руб. В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на ОПС за 2019 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику были начислены пени в размере 45,78 руб.

<дата> административный ответчик частично оплатил страховые взносы на ОПС за 2019 год в размере 32 448,00 руб.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с <дата>, за 2020 год, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 32 448,00 руб. В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на ОПС за 2020 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику были начислены пени в размере 78,15 руб.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с <дата>, за 2021 год, подлежащая уплате в срок до <дата>, составила 16 311,23 руб. В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на ОПС за 2021 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику были начислены пени в размере 41,05 руб.

Задолженность по страховым взносам на ОПС за 2019 год в размере 1 461,84 руб., пени в размере 45,78 руб., по страховым взносам на ОПС за 2020 год в размере 32 448,00 руб., пени в размере 78,15 руб., по страховым взносам на ОПС за 2021 год в размере 16 311,23 руб., пени в размере 41,05 руб. не оплачены административным ответчиком до настоящего времени.

При осуществлении предпринимательской деятельности, Иванков Я.Н., наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, применял упрощенную систему налогообложения (УСН).

Налогоплательщиком поданы в налоговый орган налоговые декларации по УСН за 2019 год, согласно которым, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в 2019 году составила 164 101,00 руб., из которых: УСН за 2019 год в размере 70 947,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>, УСН за 2019 год в размере 72 872,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>, УСН за 2019 год в размере 20 282,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>.

<дата> административный ответчик частично оплатил УСН за 2019 год в размере 69 862,66 руб.

Налогоплательщиком поданы в налоговый орган налоговые декларации по УСН за 2020 год, согласно которым, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в 2020 году составила 16 264,00 руб., из которых: УСН за 2020 год в размере 2 948,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>, УСН за 2020 год в размере 13 316,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>.

В связи с несвоевременной оплатой УСН за 2020 год за период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> административному ответчику были начислены пени в размере 115,93 руб. и 351,99 руб.

<дата> административный ответчик частично оплатил УСН за 2020 год в размере 5 882,80 руб.

Оставшаяся задолженность по УСН за 2019 год в размере 94 238,33 руб., по УСН за 2020 год в размере 10 381,20 руб., пени в размере 467,92 руб. не оплачены административным ответчиком до настоящего времени.

Кроме того, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку обладает объектами, подлежащими налогообложению по данному виду налогов.

За 2017 год налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц в размере 52,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>. В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2017 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику начислены пени в размере 2,21 руб.

За 2018 год налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц в размере 115,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>. В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2018 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику начислены пени в размере 4,89 руб.

За 2019 год налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц в размере 179,00 руб., подлежащий уплате в срок до <дата>. В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2019 год, за период с <дата> по <дата> административному ответчику начислены пени в размере 0,41 руб.

Задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 52,00 руб., пени в размере 2,21 руб., за 2018 год в размере 115,00 руб., пени в размере 4,89 руб., за 2019 год в размере 179,00 руб., пени в размере 0,41 руб. не оплачены административным ответчиком до настоящего времени.

В соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов: от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 167,00 руб., пени в размере 0,79 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 0,76 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени в размере 5,55 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 219 733,94 руб., пени в размере 1 162,67 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 179,00 руб., пени в размере 0,41 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 32 448,00 руб., пени в размере 78,15 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 16 264,00 руб., пени в размере 467,92 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 20 004,41 руб., пени в размере 50,34 руб. в срок до <дата>.

Итого начислено по требованиям 268 558,94 руб.

Итого не уплачено по требованиям 159 529,48 руб.

Определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> отказано в принятии заявления МИФНС России № 13 по Ростовской области о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам.

Административный истец просил суд взыскать с Иванкова Я.Н. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2021 год в размере 3 693,18 руб., пени в размере 9,29 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии: за 2019 год в размере 1 461,84 руб., пени в размере 45,78 руб.; за 2020 год в размере 32 448,00 руб., пени в размере 78,15 руб.; за 2021 год в размере 16 311,23 руб., пени в размере 41,05 руб.; задолженность по УСН: за 2019 год в размере 94 238,33 руб.; за 2020 год в размере 10 381,20 руб., пени в размере 467,92 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц: за 2017 год в размере 52,00 руб., пени в размере 2,21 руб.; за 2018 год в размере 115,00 руб., пени в размере 4,89 руб.; за 2019 год в размере 179,00 руб., пени в размере 0,41 руб., а всего 159 529,48 руб.

Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности, налоговый орган указал, что определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам. В соответствии с требованиями КАС РФ, в адрес административного ответчика была направлена копия административного искового заявления с приложенными документами. Просил суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу.

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился. До начала судебного заседания представил ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В судебное заседание административный ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному административным истцом в административном исковом заявлении, подтверждённому адресными справками ОВМ МУ МВД России «Новочеркасское», УВМ ГУ МВД России по Ростовской области, не явился.

В соответствии с требованиями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

До 01.01.2017 вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон N 212-ФЗ).

Порядок уплаты страховых взносов с 01.01.2017 урегулирован положениями главы 34 НК РФ.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу п.п. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.

В силу п.п. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

На основании п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу <данные изъяты> и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В силу п.п. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ, для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях применения положений п. 1 данной статьи доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1, 2 ст. 248 НК РФ.

Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 346.14 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (п.1 ст. 401 НК Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ, п. 1 ст. 70 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое, в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней, порядок, условия начисления и уплаты которой установлены ст. 75 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75 НК РФ).Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с <дата> до <дата> административный ответчик <данные изъяты>, поэтому является плательщиком страховых взносов.

Также административный ответчик в 2017 - 2019 годах являлся собственником <данные изъяты>

В связи с чем, административный ответчик также является плательщиком налога на имущество физических лиц.

МИФНС России № 13 по Ростовской области административному ответчику за 2017 - 2018 годы был начислен налог на имущество физических лиц в размере 167,00 руб. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <дата> об уплате вышеуказанного налога в срок до <дата>.

МИФНС России № 13 по Ростовской области административному ответчику за 2019 год был начислен налог на имущество физических лиц в размере 179,00 руб. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <дата> об уплате вышеуказанного налога в срок до <дата>.

В связи с неуплатой страховых взносов и налогов в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ, административному ответчику была начислена пеня.

На основании ст. 69 НК РФ, налоговым органом налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов: от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 - 2018 годы в размере 167,00 руб., пени в размере 0,79 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,76 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5,55 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате УСН в размере 185 824,10 руб., пени в размере 1 116,89 руб.; страховых взносов на ОПС за 2019 год в размере 33 909,84 руб., пени в размере 45,78 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 179,00 руб., пени в размере 0,41 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОПС за 2020 год в размере 32 448,00 руб., пени в размере 78,15 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате УСН за 2020 год в размере 16 264,00 руб., пени в размере 467,92 руб. в срок до <дата>; от <дата> об уплате страховых взносов на ОМС за 2021 год в размере 3 693,18 руб., пени в размере 9,29 руб.; страховых взносов на ОПС за 2021 год в размере 16 311,23 руб., пени в размере 41,05 руб. в срок до <дата>.

Однако вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены, недоимка по страховым взносам и налогам в добровольном порядке не погашена.

Административный истец обратился к мировому судье судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

При этом, налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ, как для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, так и для последующего обращения в суд, в случае его отмены.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений налогового законодательства, к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и страховым взносам налоговый орган должен был обратиться: по требованиям: от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 167,00 руб., пени в размере 0,79 руб., от <дата> об уплате пени в размере 0,76 руб., от <дата> об уплате пени в размере 5,55 руб., от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 219 733,94 руб., пени в размере 1 162,67 руб. в срок до <дата>; по требованиям: от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 179,00 руб., пени в размере 0,41 руб., от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 32 448,00 руб., пени в размере 78,15 руб. в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 16 264,00 руб., пени в размере 467,92 руб. в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 20 004,41 руб., пени в размере 50,34 руб. в срок до <дата>.

Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась к мировому судье судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области <дата>.

Определением мирового судьи судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и налогу.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России по Ростовской области обратилась в суд <дата>.

Таким образом, при обращении к мировому судье судебного участка Новочеркасского судебного района Ростовской области административным истцом уже был пропущен срок обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по требованиям: от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В ч. 2 ст. 286 КАС РФ, абз. 4 п. 2 ст.48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца, в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст.62 КАС РФ.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о выдаче судебного приказа процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Однако никаких доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, В связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Указанные административным истцом в качестве причин пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением обстоятельства носят организационный характер и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших обращению налогового органа в суд с требованиями о взыскании задолженности в порядке искового производства в срок, установленный НК РФ.

Вместе с тем, своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, обладающим достаточным штатом сотрудников, и ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Негативные последствия нарушения налоговым органом сроков обращения в суд, не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь для него взыскание налога с нарушением установленной законом процедуры взимания налогов.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таком положении, принимая во внимание пропуск административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам исковые требования о взыскании с административного ответчика задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 - 2019 годы, по УСН за 2019 год, по страховым взносам на ОПС за 2019 год, по страховым взносам на ОПС за 2020 год.

По требованию от <дата> об уплате УСН за 2020 год в размере 16 264,00 руб., пени в размере 467,92 руб. в срок до <дата>; по требованию от <дата> об уплате страховых взносов на ОМС за 2021 год в размере 3 693,18 руб., пени в размере 9,29 руб.; страховых взносов на ОПС за 2021 год в размере 16 311,23 руб., пени в размере 41,05 руб. в срок до <дата> налоговым органом соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ, как для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Проверив представленный административным истцом расчет задолженности и пени по УСН за 2020 год, по страховым взносам на ОПС за 2021 год, по страховым взносам на ОМС за 2021 год, суд признает его верным, соответствующим требованиям действующего законодательства.

Кроме этого, административный ответчик доказательств уплаты страховых взносов, в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, суду не представил, суммы недоимки не оспорил.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств уплаты административным ответчиком задолженности по страховым взносам и налогам, учитывая, что установленный вышеприведёнными нормами законодательства срок для подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом не пропущен, исковые требования о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на ОПС за 2020 год, страховым взносам на ОМС за 2020 год, транспортному налогу за 2019 год являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд руководствуется следующим.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями БК РФ, судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

В связи с чем, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 127,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 289, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к Иванкову Якову Николаевичу о взыскании недоимки по страховым взносам, недоимки по налогу – удовлетворить частично.

Взыскать с Иванкова Якова Николаевича, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 3 693 рубля 18 копеек, пени в размере 9 рублей 29 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 16 311 рублей 23 копейки, пени в размере 41 рубль 05 копеек; задолженность по налогу, взимаемому с плательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2020 год в размере 10 381 рубль 20 копеек, пени в размере 467 рублей 92 копейки, а всего 30 903 рубля 87 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Иванкова Якова Николаевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 127 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 апреля 2022 года.

Судья О.А. Власова