Дело № 12-156/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 июля 2018 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Петрухина О. А., рассмотрев жалобу представителя Публичного акционерного общества «Химпром» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 17 апреля 2018 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике по ст. 8. 2 КоАП РФ в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Химпром», юридический адрес: 429955, Чувашская Республика, <адрес>, ИНН <***>, КПП 212401001, ОГРН <***>,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 17 апреля 2018 года № 02-05, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике, Публичное акционерное общество «Химпром», ИНН <***>, юридический адрес: 429955, Чувашская Республика, <адрес> привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
В жалобе, поданной в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики, представитель юридического лица просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указано, что общество не имело возможности в установленные сроки провести инвентаризацию ОРО с соблюдением Правил инвентаризации и правил заполнения проектной декларации, учитывая при этом разъяснения Росприроднадзора от 10 сентября 2014 года. Кроме того, по своему составу данное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании представитель ПАО «Химпром» ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила учесть материальное положение юридического лица, выплачивающего большие суммы по нескольким кредитам.
Выслушав представителя юридического лица, представителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО3, полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст.11 Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно п.п. «б» п.14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Согласно п.п. «а» п.15 Порядка, переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).
Согласно п.4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 49, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже 1 раза в пять лет.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 02 февраля 2018 года № 50-п, от 05 марта 2018 года № 124-п, от 06 марта 2018 года № 131-п, в отношении ПАО «Химпром» была проведена плановая выездная проверка по соблюдению юридическим лицом обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения требований пунктов 1 6 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. «б» ст. 14, п.п. «а» п. 15 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, ч. 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 49.
12 апреля 2018 года в отношении ПАО «Химпром» государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике составлен протокол № 02-08 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Из указанного протокола следует, что ПАО «Химпром» имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05 сентября 2014 года № Л.089.14.3 со сроком действия до 04 сентября 2019 года при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимита на их размещение от 21 марта 2016 года № 21.0019.16 (срок действия лицензии – бессрочно), Общество должно размещать 17 видов отходов IV-V класса опасности на полигоне ТБО в с. Янтиково. Эксплуатирующей организацией данного полигона является ООО «Коммунальщик».
В 2017 году ПАО «Химпром» разместило отходы IV-V класса опасности на полигоне ТКО в гор. Новочебоксарск в объеме 38, 74 тонн, в том числе, IV класса опасности 8, 96 тонн. Транспортирование отходов IV класса опасности осуществлялось транспортом Филиала АО «Управление отходами» в гор. Новочебоксарск на основании договора на оказание услуг по сбору, транспортированию крупногабаритных отходов с последующим размещением от 10 октября 2017 года № 67/КГМ. На основании договора возмездного оказания услуг от 05 октября 2017 года № 147, заключенного ПАО «Химпром» и Филиалом АО «Управление отходами» в гор. Новочебоксарск, последнее оказывало услуги по утилизации (захоронению) отходов V класса опасности на объекте на основании приобретенных талонов. Исходя из указанных обстоятельств, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05 сентября 2014 года № Л.089.14.3 у ПАО «Химпром» отсутствует объект – полигон ТКО, расположенный по адресу: <...>.
В то же время, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 05 сентября 2014 года № Л.089.14.3 ПАО «Химпром» отсутствует объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: <...>.
В нарушение указанного выше природоохранного законодательства ПАО «Химпром» не обращалось и не представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике заявление о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с изменениями данных об объекте размещения отходов, эксплуатирующей организацией которого является филиал АО «Управление отходами» в г.Новочебоксарске.
Кроме того, в нарушении указанного выше природоохранного законодательства ПАО «Химпром» после 2010 года не проводило инвентаризацию объекта размещения отходов.
Факт нарушения ПАО «Химпром» требований вышеуказанных норм Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. «б» ст. 14, п.п. «а» п. 15 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ч. 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, подтверждается материалами дела.
Выводы административного органа о виновности юридического лица в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения надлежаще мотивированы в обжалуемом постановлении и основаны на имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательствах, относимость, допустимость и достоверность которых у суда сомнений не вызывает.
Ссылка в жалобе на письмо Росприроднадзора от 10.09.2014 № Вк-03-03-36/13927 «О направлении позиции» судом отклоняется, поскольку указанное письмо не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным правовым актом, а потому, указанное письмо Росприроднадзора применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела применению не подлежит.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд полагает, что ПАО «Химпром» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что после оценки и анализа доказательств вины ПАО «Химпром» в совершении административного правонарушения административным органом было правильно установлено, что своими действиями юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, а именно несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Оценивая доводы жалобы о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд исходит из следующего.
Так, в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, суд полагает, что характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Никаких препятствий для соблюдения экологических требований у юридического лица не имелось. В связи с чем, оснований для признания деяния юридического лица малозначительным и освобождения ПАО «Химпром» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Аналогичный вывод был сделан административным органом при вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не согласится с которым у суда оснований не имеется.
В то же время, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении в части назначенного юридическому лицу административного наказания.
Так, санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Должностным лицом административного органа юридическому лицу было назначено наказание в виде штрафа в размере 175 000 рублей.
В то же время, из постановления по делу об административном правонарушении усматривается, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Фактически юридическое лицо своей вины в совершенном правонарушении не оспаривало.
Таким образом, при отсутствии отягчающих по делу обстоятельств, а также при фактическом признании обществом своей вины, суд полагает, что размер административного наказания обществу возможно снизить до минимального придела, предусмотренного санкцией данной статьи, то есть до 100 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 17 апреля 2018 года № 02-05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Химпром» изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей, в остальной части это же постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд в течение 10 (десяти) суток с момента получения его копии.
Судья О. А. Петрухина