НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика) от 07.10.2022 № 2-1406/2022

дело №2-1406/2022

УИД 21RS0022-01-2022-001283-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Ксенофонтова И.Г., при секретаре судебного заседания Захаровой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина <данные изъяты> к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике о признании приказа незаконным в части выслуги лет в льготном исчислении, установлении стажа в календарном и льготном исчислении,

у с т а н о в и л :

Никитин Д.Ю. обратился в суд с иском, где, с учетом поданного уточнения, просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике неправомерным в части, устанавливающей выслугу лет в льготном исчислении, обязании установить стаж в календарном исчислении 16 лет 1 месяц 03 дня, в льготном исчислении 24 года 10 месяцев 29 дней на дату назначения пенсии.

В обоснование исковых требований указано, что приказом по ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ с ним - прапорщиком внутренней службы Никитиным Д.Ю. расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Указано, что выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении 16 лет 01 месяц 03 дня, в льготном исчислении 24 года 10 месяцев 29 дней. С данным приказом он ознакомлен и согласен.

ДД.ММ.ГГГГ приказом - к внесены изменения в приказ ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ-лс в части расчета выслуги лет, указано, что на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 1 месяц 03 дня, в льготном исчислении 23 года 04 месяца 22 дня. С данным приказом он ознакомлен и не согласен.

Он, Никитин Д.Ю., выполнял боевые задачи на территории государств Закавказья в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающих право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях.

Изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ внесены на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ, в которой неверно указан срок службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует действительности.

В дополнении к исковому заявлению истцом указано, что в материалы дела представлена информация из филиала Центрального архива МО (<адрес>), в которой указано, что Никитин Д.Ю. выполнял боевые задачи на территории государств Закавказья в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта Абхазии, Грузии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание по вызову суда не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия.

Васильева Т.С., представляющая на основании доверенности интересы ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, в удовлетворении исковых требования истца просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Как указано в письменных возражениях на иск, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии требования, изложенные в исковом заявлении, не признает в полном объеме. Предоставление соотвествующих дополнительных гарантий и компенсаций, том числе льготное исчисление выслуги лет, производиться не всем военослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях, что должно подтверждаться приказами воинских должностных лиц, в которых должно быть указано фактическое время выполнения специальных задач, а не только факт нахождения в зоне вооруженного конфликта. При этом само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает его фактического участия в выполнении соответствующих задач.

При изучении материалов личного дела военнослужащего Никитина Д.Ю. установлено, что:

в приказах командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не указаны периоды, которые в соответствии с п.4 приказа Минобороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета -один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия- за три месяца;

в послужном списке указан только период участия в составе Миротворческих сил в зоне конфликта Грузия, Абхазия;

в справке командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ период выполнения боевых задач на территории государств Закавказья в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия, указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

в командировочном удостоверении указана цель командировки-для выполнения миротворческих задач на территории Грузино-Абхазского конфликта, что не соответствует п. «б» п.1 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на основании представленных истцом документов и документов имеющихся в материалах личного дела Никитина Д.Ю. ФКУ ИК-3 УФСИН был произведен расчет выслуги лет, который является законным и обоснованным. Истцом не были предоставлены документы, подтверждающие факт его непосредственного участия в боевых действиях в зоне грузино - абхазского конфликта.

ФКУ ИК-3 УФСИН не наделено полномочиями по исправлению, как считает истец «ошибки» в справке командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку правом на исправлении ошибки, описки или иной неточности обладает лишь тот орган или должностное лицо данного органа, которое издало этот документ.

С приказами ФКУ ИК-3 УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а с данным исковым заявлением обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на пропуск им срока, установленного статьей 392 ТК РФ.

На основании ст. 12, 56, 167 ГПК РФ исковые требования разрешены судом в отсутствие сторон, их представителей, на основании представленных доказательств.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно приказа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений внесенных приказом ФКУ ИК-3 УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ, контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с Никитиным Д.Ю. расторгнут и он уволен со службы по п.2 ч.2 ст. 84 ФЗ - 197 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указана в календарном исчислении - 16 лет 01 месяц 03 дня, в льготном исчислении- 23 года 04 месяца 22 дня.

С приказами ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, от от ДД.ММ.ГГГГ Никитин Д.Ю. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

ДД.ММ.ГГГГ истец Никитин Д.Ю. направил в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики исковое заявление о признании отказа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике об исправлении технической ошибки и перерасчета льготного стажа незаконным.

О признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (так дата указана в иске) ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике незаконным в части указания выслуги лет в льготном исчислении истец Никитин Д.Ю. указал в исковом заявлении, которое направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, было установлено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1).

Частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 предписано военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывать в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах согласно абзацу первому статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 определяет Правительство Российской Федерации.

Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280), пунктом 2 которого предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

В силу абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и от 18 июля 1994 г. N 844 "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 г. издан приказ N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" (далее также - приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9).

Пунктом 1 (подпункт "б") приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 установлено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 2 к названному Приказу - военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Пунктом 5 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 названного приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

В пункте 7 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 указано, что военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки согласно подпункту "б" пункта 1 названного приказа и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Данным Законом предусмотрены правила пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в частности, к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение ими как непосредственно службы в органах внутренних дел, так и военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.

Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая продолжительность выслуги лет, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 г. N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения военной службы военнослужащими, выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах. В абзаце тринадцатом подпункта "б" пункта 3 данного постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на льготных условиях - один месяц службы за три месяца (за выполнение задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.).

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", устанавливая в части 2 статьи 2 льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 данного Закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280. При этом учитывается для льготного исчисления выслуги лет только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.

Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются приказами соответствующих командиров воинских частей, которые в том числе издают приказы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, что должно быть также отражено в послужном списке личного дела военнослужащего.

Таким образом, основанием для льготного исчисления выслуги лет, в данном случае один месяц службы за три месяца, для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, является выполнение ими задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в льготном исчислении.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определяется Правительством Российской Федерации.

В подпункте «е» п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» определено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях, один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утверждённых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утверждённых руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г. Названный подпункт введен в действие постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 651, вступившим в силу с 1 января 2007 года.

До 09 июля 2007 г. на территории Российской Федерации действовал Указ Президента РФ от 7 июня 2000 г. № 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях», которым было предусмотрено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

Подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединённой группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.

При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

Таким образом, предоставление дополнительных гарантий и компенсаций производится тем сотрудникам, которые проходили службу в подразделениях, привлеченных компетентными лицами к проведению контртеррористических операций и участвовали в них в определенные периоды или конкретную дату. Иные лица, обеспечивавшие правопорядок и общественную безопасность и находившиеся на территории Северо-Кавказского региона РФ, правом на получение дополнительных гарантий и компенсаций не обладают.

Пунктом 1 (подпункт "б") приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 установлено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 2 к названному Приказу - военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Пунктом 5 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 названного приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

По смыслу вышеуказанных положений закона во взаимосвязи с положением статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ непосредственное участие истца в контртеррористических операциях может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о проведении таких операций и его участия в них, утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

Как указано ответчиком и подтверждается материалами дела, в справке командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ефрейтор Никитин Д.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения боевых задач на территории государств Закавказья в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия, ему засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии за три месяца.

В командировочном удостоверении, выданном Никитину Д.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ, указана цель командировки-для выполнения миротворческих задач на территории Грузино-Абхазского конфликта.

В учетной карточке, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики», в графе «участие в боевых действиях» указано, что Никитин Д.Ю. выполнял задачи в составе миротворческих сил в зоне конфликта Грузия, Абхазия, в/ч (номер), с ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ.

Филиал Центрального архива МО РФ на запрос суда предоставил информацию о том, что:

«в приказе командира войсковой части полевая почта по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) значится: «§ 1. Полагать прибывшими: в зону Грузино-Абхазского вооруженного конфликта в составе КСПМ для выполнения миротворческих задач нижепоименованных военнослужащих:

... Рядового Никитина Д.Ю. (инициалы не раскрыты), стрелка 1 МСР». Основание: филиал ЦА МО РФ, фонд 40594, опись 26007, дело 19, лист 2 об.

В приказе командира войсковой части полевая почта по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) значится:

«§ 3. Нижепоименованных военнослужащих, полагать убывшими из командировки зоны конфликта Р. Грузия, в пункт постоянной дислокации <адрес>.

Полагать сдавшими дела и должности, исключить из списков личного состава, всех видов обеспечения (текст так в документе):

...ефр. Никитина Д.Ю. (инициалы не раскрыты), мастера - н/расч. МБ (сокращения так в документе, расшифровки не имеется)».

Основание: филиал ЦА МО РФ, фонд 40594, опись 26007, дело 20, лист 194 об.

В историческом формуляре войсковой части (войсковая часть полевая почта ) за 1995-2009 гг. значится:

«...При выполнении задач в зоне конфликта части присваивалось условное наименование «войсковая часть полевая почта »...

В период.. . с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период так в документе).. . батальон выполнял задачи в составеКоллективных Сил по поддержанию мира содружества независимых государств в зоне конфликта Абхазия, Грузия.

Личный состав выполнял задачи в составе КСПМ СНГ в указанные периоды в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и другими лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Законом РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», и приказом МО РФ от 4 января 1996 года № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» ему засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузия за три месяца...».

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает доказанным, что Никитин Д.Ю. выполнял задачи в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. проходил военной службы в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941; в справке в написании начала исчисления периода допущена описка «ДД.ММ.ГГГГ», хотя правильной является дата «ДД.ММ.ГГГГ».

Довод представителя ответчика о том, что для назначения льготной пенсии необходимо подтверждение участия Никитина Д.Ю. в определенных боевых задачах в зоне вооруженного конфликта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать правомерным, поскольку льготное исчисление выслуги лет в данном случае связано с выполнением задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, а не в условиях чрезвычайного положения и выполнения каких-либо боевых задач (определение ВС РФ по делу №32-КГ20-5-К1 от 31.08.2020).

Однако, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском истцом срока обращения в суд, о применении которого заявлено ответчиком.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Аналогичные положения, регламентирующие сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Так, согласно части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации приведены в редакции, действовавшей на день издания ОМВД России по <адрес> приказа о расторжении контракта и об увольнении ФИО4 со службы в органах внутренних дел - ДД.ММ.ГГГГ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей статьи 392, они могут быть восстановлены судом (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2) разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из нормативных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, подлежащих применению при разрешении служебных споров сотрудников органов внутренних дел, норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих сходные отношения по поводу сроков обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и названных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что законодателем установлен месячный срок обращения в суд за разрешением служебного (трудового) спора, связанного с увольнением сотрудника (работника). Начало течения этого срока исчисляется для сотрудников органов внутренних дел со дня ознакомления с приказом об увольнении, для работников - со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок обращения в суд за разрешением служебного или индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Следовательно, с учетом положений части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с иском об оспаривании увольнения со службы в органах внутренних дел суду надлежит устанавливать такие юридически значимые обстоятельства, как дата ознакомления сотрудника с приказом об увольнении и наличие уважительных причин, не позволивших лицу своевременно (в течение одного месяца с даты ознакомления с приказом об увольнении) обратиться в суд за разрешением служебного спора.

Как уже указано судом, с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Никитин Д.Ю. был ознакомлен в тот же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его личной подписью в листе ознакомления. Однако, в судебном порядке оспорил данный приказ только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом срока.

Доказательства уважительности причин пропуска срока за обращением в суд за защитой нарушенного права истцом суду не представлены, с ходатайством о восстановлении данного срока он не обращался.

В силу абзаца 2 части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" истечение срока исковой давности без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске.

На основании изложенного,суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме в связи с истечением срока исковой давности.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Никитина <данные изъяты> о признании неправомерным приказа по ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ в части, устанавливающей выслугу лет в льготном исчислении, обязании установления стажа в календарном исчислении 16 лет 01 месяц 03 дня, в льготном исчислении 24 года 10 месяцев 29 дней на дату назначения пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Ксенофонтов И.Г.

решение суда в окончательной форме принято 10.10.2022.

Решение11.10.2022