НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика) от 03.12.2012 № 2-2514/12

Дело 2- 2514/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03.12.2012 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:

Председательствующего судьи Андрияновой Ю.А.

При секретаре судебного заседания ФИО2

При участии представителя истца ФИО3

Ответчика ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новочебоксарске Чувашской Республики о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате страховых взносов, а также пеней за просрочку платежей,

Установил :

Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новочебоксарске Чувашской Республики обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате страховых взносов, а также пеней за просрочку платежей за 2012 год.

Иск обоснован следующим.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального Закона (далее по тексту Закон № 212 - ФЗ), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, исходя из стоимости страхового года.

В соответствии со ст. 21 Закона № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязан­ности по уплате страховых взносов, орган ПФР обращается в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пени - в суд общей юрисдикции с иском о взыскании страховых взносов и пеней.

В соответствии со ст. 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового го­да, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государст­венный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увели­ченное в 12 раз.

Тарифы страховых взносов на 2010 год установлены статьей 57 Закона № 212-ФЗ.

С 1 ян­варя 2012 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы: пенсионный фонд РФ - 26 %, при этом в соответствии с п.п. 2.1. ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании» (далее по тексту Закон № 167-ФЗ) в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 20 % на финансирование страховой части, 6 % - накопительной части; Фонд социального страхования РФ - 2,9 %; Федеральный фонд обязательна медицинского страхования - 5,1 %.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физическим лицам), должны определять стоимость страхового года с применением указанных тарифов.

С учетом размера МРОТ и вышеприведенных норм законов, плательщики, не производящие выплат физическим лицам, в 2012 году должны перечислить в Пенсионный фонд РФ - 14386 рублей 32 копейки, в том числе 11066 рублей 40 копеек - на страховую часть и 3319 рублей 92 копейки -на накопительную часть, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования 1715 рублей 29 копеек.

В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода (31 декабря), плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лиц деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствуют территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 ст. 16 закона расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

За указанный период ответчик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме <данные изъяты>, в том числе в соответствии со ст.25 Закона N 212-ФЗ ответчику были начислены пени за просрочку названных платежей по ставке, равной 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам должнику предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиком не исполнено.

На основании изложенного истец просит взыскать сумму задолженности в судебном порядке.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала доводы иска и вновь привела их суду.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признал по следующим основаниям.

По мнению ответчика, истец, пытаясь взыскать с него необоснованно начисленные страховые взносы, фактически злоупотребляет своим правом, поскольку, согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. Правила ст. 969 ГК РФ и пункта 2 стати 4 и ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ гарантируют ответчику, являющемуся офицером Вооруженных сил в отставке и инвалидом группы, право на медицинское и социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета. Таким образом, исковые требования не законны ввиду того, что данные виды страхового возмещения в отношении ответчика осуществляются за счет средств Федерального бюджета. Требование истца о взыскании денежных средств на обязательное пенсионное страхование также незаконно, поскольку, согласно норме ч. 4 ст. 954 ГК РФ, если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, регулируются также федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим законом. Пункт 4 рассматриваемой статьи определяет, что Закон распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений. То есть, наряду с Главой 48 ГК РФ Закон РФ № 4015-1 определяет единообразные правовые основы страхования в России. По правилам ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой случай должен обладать признаком вероятности и случайности наступления. Абзац 2 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к страховым случаям для целей рассматриваемого Федерального закона относит одно из перечисленных событий: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Из сказанного явствует, что наступление инвалидности III группы «Военная травма», установленной бессрочно, является наступившим и длящимся страховым случаем, т.е. действия УПФР по включению инвалида в обязательное пенсионное страхование не законны. При этом правила абзаца 4 ст. 7 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», устанавливают, что при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, лица, указанные в ст. 1 рассматриваемого закона, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности. Также и нормой п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, вправе одновременно получать две пенсии. То есть диспозитивные нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и Закона № 166-ФЗ позволяющие получать два вида пенсии, соотносится с нормой ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в которой поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения. По мнению ответчика иск основывается на убеждении, что, несмотря на то что он вышел на пенсию по инвалидности, он всё равно должен работать и вносить платежи в ПФР. Данная позиция, по мнению ответчика, противоречит правилам частей 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ, согласно которым - труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а принудительный труд запрещен. На основании вышеприведенных доводов ответчик просил в удовлетворении иска Пенсионного Фонда отказать.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели.

Плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, исходя из стоимости страхового года.

В соответствии со ст. 21 Закона № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязан­ности по уплате страховых взносов, орган ПФР обращается в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пени - в суд общей юрисдикции с иском о взыскании страховых взносов и пеней.

В соответствии со ст. 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового го­да, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государст­венный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увели­ченное в 12 раз.

Тарифы страховых взносов на 2010 год установлены статьей 57 Закона № 212-ФЗ.

С 1 ян­варя 2012 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы: пенсионный фонд РФ - 26 %, при этом в соответствии с п.п. 2.1. ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании» (далее по тексту Закон № 167-ФЗ) в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 20 % на финансирование страховой части, 6 % - накопительной части; Фонд социального страхования РФ - 2,9 %; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физическим лицам), должны определять стоимость страхового года с применением указанных тарифов.

С учетом размера МРОТ и вышеприведенных норм законов, плательщики, не производящие выплат физическим лицам, в 2012 году должны перечислить в Пенсионный фонд РФ - <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> - на страховую часть и <данные изъяты> -на накопительную часть, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты>.

В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода (31 декабря), плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лиц деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствуют территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 ст. 16 закона расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, за указанный период обязан был оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, исходя из стоимости страхового года.

Вместе с тем, согласно доводам иска, не оспоренным ответчиком, последний данную обязанность исполнял ненадлежащим образом.

Так, согласно представленного расчета по начисленным и оплаченным страховым взносам, ФИО1 имеет задолженность по оплате страховых взносов за 2012 год : на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ (страховую часть трудовой пенсии) в сумме <данные изъяты>; на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ (на накопительную часть трудовой пенсии) в сумме <данные изъяты>, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного Медицинского страхования в сумме <данные изъяты>.

В соответствии со ст.25 Закона N 212-ФЗ истцом на сумму задолженности начислены пени за просрочку названных платежей по ставке, равной 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки: на недоимку по оплате взносов в ПФР (страховую часть трудовой пенсии) в сумме <данные изъяты>, на недоимку по оплате страховых взносов в ПФР (на накопительную часть трудовой пенсии) <данные изъяты> на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд ОМС в сумме <данные изъяты>, на недоимку по страховым взносам на ОМС в Территориальный фонд ОМС в сумме <данные изъяты>.

Расчет задолженности по страховым взносам и пеней проверен и принят судом, как выполненный верно.

Поскольку требование об оплате задолженности за от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в добровольном порядке не исполнено, сумма страховых взносов и пеней за просрочку платежей подлежит взысканию с ответчика в судебном порядке.

Доводы ответчика о необоснованности начисления страховых взносов и пеней, а также их взыскания в судебном порядке основаны на неверном толковании норм закона и не могут быть приняты судом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период предпринимательской деятельности и в настоящее время является пенсионером Министерства обороны РФ, которому назначена пенсия <данные изъяты>.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 2 пункта 1 статьи 6) и Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой - Индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физическим лицам), в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов и исходя из обязанности гарантировать всем лицам, уплачивающим страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, независимо от выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, федеральный законодатель предусмотрел для лиц, получающих пенсии по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

При этом размер трудовых пенсий застрахованных лиц, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15 и 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, индивидуальные предприниматели, получающие пенсии по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», осуществляющие в силу предписаний Федеральных законов «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, имеют право - при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), - помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанные лица в случае продолжения своей деятельности после установления им трудовой пенсии по старости при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации имеют право на перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов наравне с иными застрахованными лицами, включая лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, а следовательно, уплата страховых взносов позволяет им на равных условиях увеличить размер получаемых трудовых пенсий.

В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом N 156-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа).

Соответственно, с введением указанной нормы Федеральным законом N 156-ФЗ от 22 июля 2008 года, военные пенсионеры приобрели право на получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии.

Таким образом, у соответствующей категории военных пенсионеров, имеющих дополнительную социальную гарантию, возникает обязанность уплачивать страховые взносы.

На основании изложенного, признавая доводы ответчика несостоятельными, суд удовлетворяет исковые требования Пенсионного Фонда в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ обязанность по оплате государственной пошлины суд возлагает на ответчика.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики -Чувашии задолженность по оплате страховых взносов за 2012 год, в том числе :

на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (страховую часть трудовой пенсии) в сумме <данные изъяты>;

на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (на накопительную часть трудовой пенсии) в сумме <данные изъяты>

на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> ;

пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ

(на страховую часть) в сумме <данные изъяты>

пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (на накопительную часть) в сумме <данные изъяты>

пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд Обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>

пени на недоимку на Обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>,

а всего : <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

В течении 1 месяца со дня принятия мотивированного решения оно может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ю.А. Андриянова