НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новоалтайского городского суда (Алтайский край) от 31.12.9999 № 2-2035

                                                                                    Новоалтайский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новоалтайский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2035/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года ...

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Колесниковой Л.В.,

при секретаре Токаревой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зайцевой Светланы Анатольевны о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС №4 по Алтайскому краю от Дата обезличена г. о начислении транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Зайцева С.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС №4 по Алтайскому краю от Дата обезличенаг. о начислении транспортного налога по следующим основаниям. Заявитель является собственником автомобиля марки УАЗ 3962, государственный номер Номер обезличен. Дата обезличенаг. Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю произвела начисление транспортного налога за 2007-2009г. по вышеуказанному транспортному средству с применением налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей, исходя из 25 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Автомобиль УАЗ-3962 зарегистрирован в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в выданном паспорте транспортного средства указана категория «В». Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-094, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, данный автомобиль относится к легковым. Поскольку совокупность данных о категории и типе, указанных в ПТС (фургон), выданных на спорное транспортное средство не позволяет однозначно определить их конкретный тип, следует руководствоваться п.7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и на этом основании осуществлять налогообложение названных транспортных средств по ставке, применяемой в отношении легковых автомобилей.

В судебном заседании заявитель требования уточнила, просит признать недействительным решения Межрайонной ИФНС №4 по Алтайскому краю от Дата обезличена. о начислении транспортного налога, содержащиеся в налоговом уведомлении Номер обезличен за 2009 год от Дата обезличена0г. и налоговом уведомлении Номер обезличен за 2009г. Просит обязать Межрайонную ИФНС №4 по Алтайскому краю исчислить налог на спорное транспортное средство, применив налоговую ставку, установленную законом для автомобилей категории «легковых».

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС №4, действующий по доверенности, Самсонова О.Н., просила суд отказать в удовлетворении заявления.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующим в деле, полагает, что заявление Зайцевой С.А. подлежит удовлетворению по следующим причинам.

Судом установлено, что Зайцева С.А. является собственником автомобиля марки «УАЗ-3962», 1997 года выпуска, цвет песочный, р\з Номер обезличен л.д.5).

Заместителем начальника налоговой межрайонной инспекции №4 Дата обезличена года Зайцевой направлено два налоговых уведомления Номер обезличен, Номер обезличен об оплате транспортного налога за указанный автомобиль в размере 1875руб. за 2009г. и в размере 1575 руб. за 2007г., исходя из налоговой ставки за 2007г.- 21руб., за 2009- 25 руб., как за грузовой автомобиль.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Статьей 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства

Транспортный налог на территории Алтайского края введен Законом Алтайского края от 10.10.2002г. №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее -Закон)».

Статьей 1 названного Закона установлены ставки транспортного налога: на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы» до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно- 10 рублей, на грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25 рублей.

Налоговый Кодекс РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем, в силу статьи 11 НК РФ, следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение) установлено:

- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;

- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;

- в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).

Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

В связи с этим транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные.

Судом установлено, что в паспорте спорного транспортного средства УАЗ 3962 категория указана, как «В», в типе ТС указано «Фургон», модель транспортного средства «9» - специальные.л.д.5)

Таким образом, сведений о том, что спорный автомобиль отнесен к категории "Грузовые автомобили", паспорт транспортного средства не содержат, указание в типе транспортного средства - «Фургон», не подтверждает, что спорный автомобиль марки «УАЗ-3962» относится к грузовым, и не согласуется с указанной в ПТС категорией (назначением) спорного транспортного средства «9» -специальные.

Между тем, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов- ОК013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994г. №359, спорный автомобиль относится к «автомобилям специальным». Общероссийский классификатор относит данный автомобиль к категории легковых по кодам 153410165 и 153410166.

Суд, учитывая положения п.7 ст.3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкует в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В связи с этим решение налогового органа о применении при исчислении транспортного налога на спорный автомобиль марки «УАЗ 3962» налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей, предусмотренной Законом Алтайского края от 10.10.2002г. №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» для грузовых автомобилей, неправомерно.

Учитывая вышеизложенное, при определении ставок в целях исчисления транспортного налога на автомобиль марки «УАЗ 3962», 1997г., принадлежащего Зайцевой С.А, МИФНС №4 следует применять налоговую ставку, установленную для легковых автомобилей в размере 10 рублей.

Что касается доводов представителя Межрайонной ИФНС №4 о том, что налоговое уведомление не может быть предметом обжалования, то суд данные доводы признает несостоятельными по следующим причинам.

Статьей 137 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Пунктом 4 ст. 57 НК РФ установлены сроки уплаты налогов и сборов. Так в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п.6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Таким образом, налоговое уведомление возлагает на гражданина обязанность по уплате налога, в случае неисполнения которой налогоплательщик обязан уплатить пени за просрочку.

При таких обстоятельствах, суд считает, что налоговое уведомление может быть предметом судебного рассмотрения, поскольку возлагает на гражданина обязанность, более того, судом установлено, что возложение данной обязанности, незаконно, в части применения налоговой ставки.

Данная позиция суда не противоречит судебной практике (Определение ВАС РФ от 16.03.20010г. №ВАС-2570/10, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.99г. по делу №А32-12209/99-23/425 Арбитражного суда Краснодарского края).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Зайцевой Светланы Анатольевны о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС №4 по Алтайскому краю от Дата обезличенаг. о начислении транспортного налога удовлетворить.

Признать незаконными уведомления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю от Дата обезличенаг.Номер обезличен и уведомление Номер обезличен от Дата обезличенаг. в части размера начисленного к уплате Зайцевой Светлане Анатольевне транспортного налога на автомобиль «УАЗ-3962», 1997 года выпуска.

Возложить обязанность на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю исчислить Зайцевой Светлане Анатольевне транспортный налог на автомобиль «УАЗ-3962», 1997 года выпуска, применив налоговую ставку, установленную Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» для автомобилей категории «легковые».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий (подпись) Л.В. Колесникова

Верно. Судья Л.В.Колесникова