НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новоалтайского городского суда (Алтайский край) от 14.09.2021 № 2А-1305/2021

Дело № 2а-1305/2021

УИД 22RS0015-01-2021-001633-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новоалтайск 14 сентября 2021 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Турлиу К.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Углицких А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Алтайскому краю к Путятин С.Н. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к Путятин С.Н. о взыскании задолженности и пени за 2015, 2017, 2018 год по земельному налогу в размере 2002 руб., пени – 33,89 руб.,, по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017, 2018 год в размере 54,17 руб.

В обоснование иска указывает на то, что административный ответчик в 2015, 2017, 2018 году являлся собственником земельных участков, жилого дома, и в срок, установленный требованием налогового органа, им не уплачены названные налоги. Как следствие, образовалась задолженность, которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму указанных неуплаченных налогов начислена пеня.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю также не явился, извещен.

Судья считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

На основании ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 3 ст. 396, ч. 1 и ч. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Решением Рубцовского городского совета депутатов от 21.08.2008 № 771 «Об утверждении положения о введении земельного налога на территории муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края» введен земельный налог, установлены налоговые ставки.

Пунктом 5 данного решения установлены налоговые ставки в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 НК РФ иное строение, помещение и сооружение, расположенное в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы (статья 404 НК РФ).

Решением Рубцовского городского совета депутатов от 20.11.2014 №412 «Об утверждении положения о введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края» введен налог на имущество физических лиц, установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).

Пунктом 3 данного решения установлена налоговая ставка в размере 0,1 % в отношении в отношении имущества суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения умноженная на коэффициент дефлятор которого до 300 000 рублей для жилых помещений.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685, а также ст. 404 НК РФ коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2015 году равен 1,427, приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 коэффициент-дефлятор в 2017 году равен 1,425; приказу Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 коэффициент-дефлятор в 2018 году равен 1,481.

Налоговым периодом признается календарный год (статьи 360, 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 409, пунктом 3 статьи 363 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.

Частью 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 4 статьи 52 НК РФ).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Часть 1 ст. 48 НК РФ наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из административного искового заявления, в 2015, 2017, 2018 году административный ответчик являлся собственником 1/3 доли - земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – ДАТА по настоящее время; 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – ДАТА по настоящее время; земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС (кадастровый НОМЕР).

Путятин С.Н. (НОМЕР) почтовой связью по месту регистрации (АДРЕС, с ДАТА по н.в.) были направлены: ДАТА - налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА, ДАТА - требование НОМЕР по состоянию на ДАТА; ДАТА - налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА, ДАТА – требование НОМЕР по состоянию на ДАТА; ДАТА – налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА, ДАТА – требование НОМЕР по состоянию на ДАТА. Отправка подтверждается имеющимися в материалах административного дела списками отправки заказных писем НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, принятых Почтой России.

В установленный срок (до ДАТА; ДАТА; ДАТА), требования административным ответчиком не исполнены.

Судья (с учетом ставок земельного налога, кадастровой стоимости земельных участков) полагает расчет земельного налога верным в отношении объекта недвижимости:

- за 2015 год - земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС (кадастровый НОМЕР), – 137 086 руб. (налоговая база)* 1/3 (для в праве)*0,3% (налоговая ставка) *12 месяцев / 12 месяцев =137 руб.;

- за 2017 год земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС (кадастровый НОМЕР), – 125 107 руб. (налоговая база)* 1/3 (для в праве)*0,3% (налоговая ставка) *12 месяцев / 12 месяцев =125 руб.;

- за 2018 год земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС (кадастровый НОМЕР), – 125 107 руб. (налоговая база)* 1/3 (доля в праве)*0,3% (налоговая ставка) *12 месяцев / 12 месяцев =125 руб.;

Вместе с тем, из ответа на запрос суда Комитета по управлению имуществом администрации города Рубцовска от 23.06.2021 № 2905 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС (кадастровый номер НОМЕР) согласно постановлению Администрации АДРЕС от ДАТАНОМЕР изъят у ФИО5 (отца административного истца) в связи со смертью и неиспользованием участка по целевому назначению, для дальнейшего распределения. В соответствии с постановлением Администрации АДРЕС края НОМЕР от ДАТА земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС (кадастровый НОМЕР предоставлен в аренду ФИО1 сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.

Таким образом, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ, требование административного истца в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2015, 2017, 2018 годы с Путятин С.Н. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС удовлетворению не подлежат, поскольку у Путятин С.Н. отсутствует объект налогообложения по данному адресу.

Таким образом, задолженность по земельному налогу составляет: 137 руб. (2015 год) + 125 руб. (2017 год) +125 (2018 год) = 387 руб. итого.

Доказательств оплаты задолженности административным ответчиком не представлено.

Таким образом, требование административного истца о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015, 2017, 2018 год подлежат частичному удовлетворению.

Согласно налоговым уведомлениям инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенный по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС, помноженная на коэффициент дефлятор в 2015 году, составляет 57 350 руб., в 2017 году - 71 250 руб., в 2018 году – 74 050 руб.

Вместе с тем, КГБУ «АЦНГКО» в ответе на запрос суда сообщает, что в материалах инвентарного дела КГБУ «АЦНГКО» объекта недвижимости расположенного по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС, сведения об инвентаризационной стоимости отсутствуют. Согласно ответу АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на запрос суда, жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, СНТ НОМЕР, АДРЕС, на техническом учете в филиале не состоит.

Установленный статьей 404 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до ДАТА.

Вместе с тем в материалах административного дела отсутствуют сведения о такой стоимости, следовательно, невозможно определить налоговую базу. Таким образом, требование административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017, 2018 годы удовлетворению не подлежит.

Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по земельному налогу за 2015, 2017, 2018 год, налогу на имущество за 2015, 2017, 2018 год вынесен мировым судьей судебного участка НОМЕРАДРЕС, ДАТА на основе заявления МИФНС НОМЕР по АДРЕС от ДАТА, определением и.о. мирового судьи судебного участка НОМЕР Новоалтайска ДАТА судебный приказ отменен, административное исковое заявление (по которому возбуждено настоящее административное дело) направлено в Новоалтайский городской суд АДРЕСДАТА. Как следствие, установленные статьей 48 НК РФ, сроки соблюдены.

Разрешая требования административного истца о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Задолженность по пени применительно к недоимке по земельному налогу за 2015, 2017, 2018 год рассчитана не верно, поскольку учтен налог на земельный участок по адресу: АДРЕС, верный расчет следующий:

- за 2015 год - 2,79 руб.: (период с ДАТА по ДАТА – 61 день * 137 * 10%/300);

- за 2017 год - 3,60 руб.: (период с ДАТА по ДАТА – 13 дней * 125 * 7,50%/300 + период с ДАТА по ДАТА – 58 дней *125*7,75%/300);

- за 2018 год – 2,67 руб.: (период с ДАТА по ДАТА – 13 дней * 125 * 6,50%/300 + период с ДАТА по ДАТА – 53 дня *125*6,25%/300).

Таким образом, требования административного истца о взыскании задолженности по вышеуказанным пени подлежат частичному удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Алтайскому краю к Путятин С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с Путятин С.Н., проживающего по адресу: АДРЕС, в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Алтайскому краю задолженность за 2015 год по земельному налогу за 2015 год в размере 137 руб., пени, - 2,79 руб., задолженность за 2017 год по земельному налогу в размере 125 руб., пени, - 3,60 руб., задолженность за 2018 год по земельному налогу в размере 125 руб., пени, - 2,67 руб., а всего – 396,06 руб.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Путятин С.Н. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск Алтайского края государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.Н. Турлиу

Решение в окончательной форме изготовлено 24.09.2021.

Судья К.Н. Турлиу