НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новоалтайского городского суда (Алтайский край) от 07.12.2010 № 2-2538

                                                                                    Новоалтайский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новоалтайский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2538/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года г.Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Титовой В.В.,

При секретаре Герлах Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Трубникова   к Краевому государственному учреждению «Центр занятости населения г.Новоалтайска» о взыскании пособия по безработице, возложении обязанности по восстановлению на учете,

УСТАНОВИЛ:

Трубников Ю.Н. обратился в суд с иском к Краевому государственному учреждению «Центр занятости населения г.Новоалтайска» (далее КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска») о взыскании пособия по безработице, возложении обязанности по восстановлению на учете, как безработного, ищущего работу. Свои требования мотивировал тем, что ДАТА был уволен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), получив пособие в размере среднего месячного заработка за ДАТА. Согласно ст. 178 ТК РФ в двухнедельный срок после увольнения он обратился в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска», где и был поставлен на учет. ДАТА, после того, как он получил от уволившей его организации пособие в размере среднего месячного заработка за второй и третий месяц его сняли с учета. С учета в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» он был снят потому, что на момент обращения являлся получателем трудовой пенсии. При этом полагает, что при принятии решения о снятии с учета ответчиком не было учтено, что при увольнении работника по сокращению численности или штата трудовое законодательство не делает разграничений в отношении увольняемых на пенсионеров и не пенсионеров. После увольнения он являлся работником, утратившим заработок, и обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет именно как работник, утративший заработок, а не как пенсионер, ищущий работу. Граждане предпенсионного возраста, уволенные по сокращению штата работников, за потерю заработной платы получают от государства компенсацию в виде пособия по безработице или право досрочно пойти на пенсию, а граждане, получающие пенсию, но продолжающие работать, при таком же увольнении (по сокращению штата) при применении пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от государства не получают компенсацию от потери заработной платы, что является грубым нарушением равенства прав и свобод. Полагает, что снят с учета он был в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 81, статьи 178 ТК РФ, пункта 1 статьи 3, пункта 2, 3 статьи 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьи 19 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 25 Всеобщей Декларации прав человека. Потеря заработной платы, лишение пособия по безработице сильно пошатнуло его финансовое состояние. В настоящее время он вынужден из пенсии рассчитываться за кредит, который был взят ДАТА, при наличии у него работы. Полагает, что пункт 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по своему смыслу, в совокупности с другими статьями данного Закона, статьями 81, 178 ТК РФ, статьей 19 Конституции РФ и части 1 статьи 25 Всеобщей Декларации прав человека распространяет свое действие лишь на тех пенсионеров, которые перед постановкой на учет не работали, либо были уволены по иным основаниям, не связанным с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ. Просил взыскать с КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» пособие по безработице в сумме * рублей за период с ДАТА по ДАТА, восстановить его в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» как безработного, ищущего подходящую работу, если для этого имеются основания.

В судебном заседании Трубников Ю.Н. на удовлетворении иска настаивал, по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» по доверенности Мормолева О.А. исковые требования Трубникова Ю.Н. не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Суду пояснила, что ДАТА в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» обратился Трубников Ю.Н. уволенный по п.2 ст. 81 ТК РФ из ОАО  . При обращении Трубников Ю.Н. был зарегистрирован в качестве ищущего работу, так как на момент обращения являлся получателем трудовой пенсии с ДАТА. ДАТА Трубникову Ю.Н. была выдана справка для получения им на предприятии среднего месячного заработка за третий месяц. Далее с Трубниковым Ю.Н. велась работа по содействию в поиске подходящей работы. Пособие по безработице истцу не выплачивалось, поскольку в установленном порядке он не был и в силу пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не мог быть признан безработным. Пенсия, также как и пособие по безработице является формой социального обеспечения. Пенсионеры, уволенные в связи с сокращением численности штата, уже социально защищены государством посредством назначения пенсии.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Трубникова Ю.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, ДАТА Трубников Ю.Н. приказом НОМЕР от ДАТА   уволен по сокращению штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Части первая и вторая статьи 178 ТК РФ предусматривают, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы (статья 7 часть 2; статья 37 часть 3; статья 39 часть 2). В силу указанных конституционных положений правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок) (статья 1 указанного Закона).

ДАТА Трубников Ю.Н. обратился в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» с заявлением о постановке на учет  . При этом им была заполнена карточка персонального учета гражданина ищущего работу, в которой отражено, что он является получателем трудовой пенсии.

Согласно пункта 1 статьи 3 указанного выше Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 данной статьи безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, трудовая пенсия назначена Трубникову Ю.Н. с ДАТА  , то есть на момент обращения в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» истец являлся получателем трудовой пенсии по старости досрочно.

Пособие по безработице относится к тем видам пособий, которые призваны предоставить основной источник средств к существованию лицу, потерявшему работу и признанному в соответствии с Законом безработным.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, решение о признании Трубникова Ю.Н. безработным не принималось, поскольку Трубников Ю.Н. являлся получателем трудовой пенсии и права на получение пособия по безработице не имел. Был поставлен на учет в качестве гражданина, ищущего работу.

Полномочия по разработке и введению в действие гарантий социальной защиты от безработицы относятся к компетенции федерального законодателя, который при их реализации располагает достаточно широкой дискрецией в выборе моделей, механизмов, условий предоставления этих гарантий и критериев определения круга обеспечиваемых ими лиц.

Реализация данных полномочий осуществляется федеральным законодателем посредством специального правового регулирования, которое имеет в настоящее время в качестве законодательной базы Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Провозгласив в данном Законе, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (пункт 1 статьи 5), федеральный законодатель гарантировал всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12) и предоставил каждому трудоспособному, независимо от его признания в установленном порядке безработным, право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения (пункт 1 статьи 9).

Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными.

Тем самым предоставление государством такой гарантии социальной защиты, как выплата пособия по безработице, связано в настоящее время с приобретением гражданином, не относящимся к категории занятых, статуса безработного.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по определению параметров государственной защиты от безработицы, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" механизм назначения и выплаты пособия по безработице, учитывая при этом, помимо прочего, целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан, которое состоит в том, чтобы предоставить им временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, сократить период безработицы, стимулировать безработного к активному поиску работы и предотвращать необоснованные отказы от нее.

Поскольку Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретных гарантий социальной защиты лиц, утративших работу и заработок (трудовой доход), условия и порядок их предоставления, постольку федеральный законодатель, действуя в рамках своих полномочий при осуществлении специального правового регулирования отношений в сфере занятости населения, определил граждан, которые не могут быть признаны безработными.

В число таких граждан, как указано выше, включены граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно.

Действуя таким образом, федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий и, следовательно, не вступил в противоречие с предписаниями Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что Трубников Ю.Н. на момент обращения с КГУ«Центр занятости населения г.Новоалтайска» получал трудовую пенсию (ежемесячную денежную выплату в целях компенсации заработной платы), оснований для признания истца безработным у ответчика не было, несмотря на то, что он уволен по сокращению штата работников организации.

Статья 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при принятии органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, не содержит исключений для пенсионеров, уволенных по сокращению численности или штата. Законом четко регламентированы условия и порядок признания граждан безработными и указаны граждане, которые не могут быть признаны безработными.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что доводы Трубникова Ю.Н. о том, что пункт 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по своему смыслу, в совокупности с другими статьями данного Закона, статьями 81, 178 ТК РФ, статьей 19 Конституции РФ и части 1 статьи 25 Всеобщей Декларации прав человека распространяет свое действие лишь на тех пенсионеров, которые перед постановкой на учет не работали, либо были уволены по иным основаниям, не связанным с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ основаны на неправильном понимании и толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Принимая во внимание, что Трубников Ю.Н. в установленном порядке не был признан безработным, оснований для выплаты ему пособия по безработице у ответчика не имелось.

Вместе с тем, как установлено судом, по истечении трех месяцев (ДАТА) по решению органа занятости населения Трубникову Ю.Н. была выдана справка для получения им среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

Средний заработок за третий месяц Трубниковым Ю.Н. получен в установленном порядке, при этом законодатель не связывает возможность получения среднего заработка за третий месяц после увольнения с признанием лица безработным в установленном порядке. В данном случае юридическое значение имеет факт обращения в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения и факт непредставления работы. Следовательно, нарушения трудовых прав Трубникова Ю.Н. допущено не было.

Выдача Трубникову Ю.Н. ДАТА справки о том, что он снят с учета в службе занятости населения ДАТА  , не влечет нарушения его прав, поскольку средний месячный заработок за третий месяц им был получен, а право на получения пособия по безработице он не имел, поскольку в установленном порядке не был признан безработным.

Более того, как установлено в судебном заседании после ДАТА Трубников Ю.Н. продолжал являться в назначенное время в службу занятости, как гражданин, ищущий работу, что подтверждается карточкой предложений службы занятости  .

После ДАТА Трубников Ю.Н. в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» не обращался, что истцом не оспаривалось в судебном заседании.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что нарушения прав Трубникова Ю.Н. при его обращении в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» ДАТА не допущено.

Регистрация в качестве лица, ищущего работу, не предоставляла Трубникову Ю.Н. право на получение пособия по безработице.

У КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» не было оснований для признания Трубникова Ю.Н. безработным и назначения к выплате пособия по безработице, соответственно у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика пособия по безработице в сумме * рублей за период с ДАТА по ДАТА и восстановления Трубникова Ю.Н. в КГУ «Центр занятости населения г.Новоалтайска» в качестве безработного, ищущего подходящую работу.

В настоящее время Трубников Ю.Н. независимо от его признания в установленном порядке безработным при посредничестве органов службы занятости не лишен права на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, не лишен права на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Трубникову   в удовлетворении иска к Краевому государственному учреждению «Центр занятости населения г.Новоалтайска» о взыскании пособия по безработице, возложении обязанности по восстановлению на учете отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Титова

Мотивированное решение составлено 13.12.2010.