Дело № 2-861/2021
УИД 22RS0015-01-2021-000515-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 5 марта 2021 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Труновой А.В.,
при секретаре Друговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сансызбаевой А. Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края о признании решения незаконным, о возложении обязанностей, об установлении факта нахождения на иждивении,
УСТАНОВИЛ:
Сансызбаева А.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края (далее по тексту – УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе) о признании незаконным решения ответчика от 24.04.2018 № 98 в части отказа в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, об обязании ответчика назначить истице социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДАТА и произвести выплату денежных сумм за период с ДАТА по ДАТА, и с ДАТА.
В обоснование требований указано, что истица, ДАТА г.р., обратилась к ответчику ДАТА с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в чем ответчиком было отказано решением от ДАТА, поскольку документально не подтверждено нахождение истицы на иждивении умершего кормильца. Данный отказ истица считает неправомерным.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила свои требования, в дополнение к вышеизложенным заявив требование об установлении факта нахождения истицы на иждивении Сансызбаева Е. К. по состоянию на ДАТА.
В судебном заседании истица Сансызбаева А.Е. и ее представитель Решетова О.М. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе в судебное заседание не явился, в предыдущем заседании возражал против удовлетворения иска.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу ч. 3 ст. 10 данного Федерального закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Частью 4 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
В соответствии с частями 10, 11 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
В силу ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ необходимые для установления и выплаты пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Аналогичные положения содержатся в частях 7, 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В силу ч. 19.1 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, производится при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта обучения по очной форме обучения по указанным образовательным программам в этих организациях.
Частью 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 10 данного Перечня установлено, что для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимы документы: о смерти кормильца; подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж умершего кормильца, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; об индивидуальном пенсионном коэффициенте умершего кормильца; о возрасте умершего кормильца.
В силу п. 11 названного Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы:
а) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
в) об обучении по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
д) об отсутствии трудоспособных родителей (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно пунктам 45, 46 Перечня для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего Перечня, необходимы документы: о смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем. Для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы: об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу п. 82 Перечня нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией.., утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, установлено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; изготавливает копии документов, поступивших для установления пенсии на бумажном носителе, и (или) переводит такие документы в электронную (цифровую) форму, и заверяет их; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Согласно п. 6 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.07.2019 N 404п, информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется, в том числе, должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги, при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР; путем размещения информации на официальном сайте ПФР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
В ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В силу ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
По делу установлены следующие обстоятельства.
Сансызбаева А.Е., ДАТА г.р., является дочерью Сансызбаева Е.К. и Сафоновой Т.И.
Сансызбаев Е.К., ДАТА г.р., умер ДАТА.
Согласно паспорту Сансызбаева А.Е., ДАТА г.р., зарегистрирована с ДАТА по месту жительства по адресу: АДРЕС
В справке администрации Первомайского сельсовета от ДАТАНОМЕР указано, что Сансызбаев Е.К. состоял на регистрационном учете и постоянно проживал по адресу: АДРЕС4 по ДАТА, т.е. по день смерти. Совместно с ним с ДАТА по этому же адресу постоянно состоят на регистрационном учете: Сансызбаева А.Е., Сафонова Т.И.
Аналогичная информация содержится в справке администрации Первомайского сельсовета от ДАТАНОМЕР.
В справке МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» от ДАТА указано, что Сансызбаева А.Е. является ученицей 11 класса данной школы по ДАТА.
ДАТАСансызбаева А.Е. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, представив следующие документы: паспорт Сансызбаевой А.Е., свидетельство о рождении Сансызбаевой А.Е., справку МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» от ДАТА, справку о составе семьи от ДАТА, свидетельство о смерти Сансызбаева Е.К., трудовую книжку Сансызбаева Е.К.
На момент обращения к ответчику с указанным заявлением истица достигла возраста 18 лет.
В заявлении от ДАТАСансызбаевой А.Е. написано, что она находилась на иждивении умершего, информацией о других иждивенцах не располагает, просит назначить пенсию по представленным документам.
В выданном истице уведомлении указано, что необходимо дополнительно представить справку жилищных органов (органов самоуправления).
В заявлении, поданном ДАТА, Сансызбаева А.Е. просила назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Решением ответчика от ДАТАНОМЕР истице отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку документально не подтвержден факт нахождения на иждивении умершего кормильца.
В решении указано, что Сансызбаева А.Е. обучается по очной форме обучения в средней школе. Умерший Сансызбаев Е.К. не работал с января 2008 года. В день обращения заявителю были даны разъяснения о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении умершего кормильца, однако заявитель просила определить право на пенсию по представленным документам.
Также в решении указано, что не исключается возможность установления факта иждивения в судебном порядке.
Из объяснений Сансызбаевой А.Е. в судебном заседании следует, что после окончания школы в июне 2018 года истица в течение оставшейся части 2018 года в учебных заведениях не обучалась, в техникум поступила ДАТА, с новым заявлением о назначении пенсии обратилась к ответчику осенью 2020 года.
Согласно пенсионному делу истицы с заявлениями о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии по случаю потери кормильца она вновь обратилась к ответчику ДАТА, не представив каких-либо дополнительных документов.
В выданном истице уведомлении указано, что необходимо дополнительно представить справку образовательного учреждения в срок до ДАТА.
Данная справка была представлена истицей.
Решением ответчика от ДАТАНОМЕРСансызбаевой А.Е. отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку не представлено документальных доказательств нахождения на иждивении умершего.
В справке КГПОУ «Алтайский транспортный техникум» от ДАТАНОМЕР указано, что Сансызбаева А.Е. обучается на 2 курсе данного учреждения по дневной, очной форме обучения по основной образовательной программе, время обучения с ДАТА по ДАТА, приказ о зачислении от ДАТА.
В суд истицей представлены квитанции от 2013, 2014, 2016 гг., согласно которым Сансызбаев Е.К. уплачивал в бюджет сельского поселения прочие неналоговые платежи.
На индивидуальном лицевом счете Сансызбаевой А.Е. сведений об осуществлении трудовой деятельности не имеется, на лицевом счете Сафоновой Т.И. имеются сведения о страховом стаже и отчислениях в связи с уходом за физическим лицом в период 2004-2006 гг., в период с ДАТА по ДАТА, на индивидуальном лицевом счете Сансызбаева Е.К. – последние сведения о трудовой деятельности имеются по состоянию на ДАТА.
Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников.
По достижении 18 лет у гражданина в полном объеме возникает гражданская дееспособность, т.е. он может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (пункт 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, совершеннолетние граждане вправе, учредив юридическое лицо или зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении страховой или социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принятым в действующем законодательстве смыслом понятия "иждивение" является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (определение 03.10.2006 N 407-О).
Оценивая оспариваемое истицей решение ответчика от 24.04.2018, суд приходит к выводу, что оно является законным и обоснованным.
Порядок обращения за пенсией указанной категории и перечень прикладываемых к заявлению документов установлен вышеназванными нормами закона.
Обязательным условием назначения пенсии по потере кормильца (страховой или социальной) является предоставление заявителем документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении умершего лица.
Таких документов со стороны заявителя ответчику представлено не было.
Исходя из сведений трудовой книжки Сансызбаева Е.К., сведений с его лицевого счета, Сансызбаев Е.К. не работал с 2008 года.
В п. 82 вышеназванного перечня документов, которые должен предоставить заявитель, указано, что нахождение членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Справка, представленная истицей, о составе семьи и месте проживания, не содержит сведений относительно доходов семьи и факта иждивения.
Таким образом, по находящимся в распоряжении ответчика документам невозможно было установить не только факт иждивения, но и факт наличия каких-либо доходов умершего, источники данных доходов, их размер.
Назначение пенсии не может носить произвольный характер и основываться на предположениях. Обстоятельства, которые закон требует подтвердить для назначения пенсии, должны быть однозначно и достоверно установлены сотрудником органа пенсионного обеспечения на основании представленных заявителем документов, в пределах тех полномочий, которые предоставлены органу пенсионного обеспечения законом.
При наличии указанных документов у ответчика не имелось правовых оснований для назначения истице пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы представителя истца о том, что в распоряжении ответчика имелись сведения об отсутствии трудовой деятельности матери Сансызбаевой А.Е. по данным ее лицевого счета, суд находит несостоятельными, поскольку факт отсутствия официального дохода у матери истицы не подтверждает факт наличия дохода у отца истицы, и следовательно возможность иждивения истицы именно за счет дохода отца, а не матери, при том, что сведений об официальной трудовой деятельности не имелось по обоим родителям.
Также суд не соглашается с доводами представителя истца о том, что в данном случае может идти речь о бездействии ответчика, не разъяснившего истице необходимость предоставления дополнительных документов для подтверждения факта иждивения.
На необходимость предоставления документов, подтверждающих факт иждивения, прямо указано в вышеприведенных положениях закона.
Состав данных документов не конкретизирован, и следовательно сотрудник органа пенсионного обеспечения не обладает полномочиями произвольно определять состав документов, которыми может быть подтвержден спорный факт.
В соответствии с требованиями п. 84 вышеназванного Перечня в уведомлении, врученном истице, указано на необходимость представления справки жилищных органов (органов местного самоуправления).
В представленной истицей справке не имеется указаний на факт иждивения истицы, на источники и размеры доходов истицы и ее родителей.
В качестве доказательств по настоящему делу истица ссылается на показания свидетелей.
В вышеназванных нормативно-правовых актах не имеется указаний на то, что для установления факта иждивения сотрудники органов пенсионного обеспечения обладают правом производить опрос лиц, допрашивать свидетелей. На необходимость совершения указанных действий истица не ссылалась при подаче заявления о назначении пенсии. В заявлении Сансызбаевой А.Е. указано, что она просит назначить пенсию именно по представленным документам.
В решении ответчика от ДАТА разъяснена возможность установления факта нахождения на иждивении в судебном порядке.
Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации именно к полномочиям суда отнесено принятие решения об установлении юридического факта нахождения лица на иждивении иного лица.
При указанных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены решения ответчика от ДАТА, поскольку оно принято правомерно, на основании тех документов, которые были представлены заявителем, в рамках компетенции ответчика. Следовательно, требование об обязании ответчика назначить истице пенсию с даты первичного обращения, имевшего место в марте-апреле 2018 года, также не подлежит удовлетворению.
Суд отмечает, что фактические обстоятельства, на основании которых истица обращалась к ответчику весной 2018 года, утратили силу, поскольку истица прекратила обучение в школе, а ее право на получение пенсии в настоящее время обосновано ею иным обстоятельством - обучением в техникуме. При этом часть 2019 года истица не училась, следовательно не обладала правом на получение пенсии. Неполучение пенсии в заявленный период обусловлено не какими-либо неправомерными действиями ответчика, а бездействием самой истицы.
Из представленных документов усматривается, что при обращении к ответчику осенью 2020 года с повторным заявлением о назначении пенсии истицей также не были представлены документы, подтверждающие факт иждивения.
У суда не имеется оснований для вывода, что оспариваемые истицей действия ответчика носили неправомерный характер.
При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании решения ответчика незаконным, об обязании назначить пенсию и произвести ее выплату за заявленный период.
Вместе с тем, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Сансызбаевой А.Е. об установлении факта нахождения на иждивении Сансызбаева Е.К., умершего 27.02.20218.
В качестве допустимых доказательств данного факта судом принимаются объяснения самой истицы и показания свидетелей Сафоновой Т.И., Склярова К.А., Куликовой Г.В., из которых следует, что в период, предшествующий смерти Сансызбаева Е.К., Сансызбаева А.Е. проживала с ним и своей матерью; Сансызбаева А.Е. не работала, мать являлась домохозяйкой, отец работал неофициально, по заказам физических лиц выполнял строительные работы, его доход являлся основным источником жизни семьи.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, данные показания не противоречат друг другу, согласуются с объяснениями истицы. Доказательств обратного суду не представлено.
При этом установление юридического факта иждивения в судебном порядке не влечет признания незаконными действий и решений ответчика, и назначения пенсии ранее даты соответствующего обращения истицы с заявлением о назначении пенсии с предоставлением ответчику решения суда, вступившего в законную силу.
Обязанность по назначению лицу пенсии, вне констатации каких-либо незаконных действий и решений ответчика, к полномочиям суда не относится.
В силу положений статей 268, 209 ГПК РФ именно решение суда, вступившее в законную силу, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
Предоставление данного решения суда в орган пенсионного обеспечения является обязанностью истицы.
Пенсия не может быть установлена истцу ранее, чем в орган пенсионного обеспечения поступят все документы, необходимые для назначения пенсии, как на то указано в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сансызбаевой А. Е. удовлетворить частично.
Установить факт нахождения Сансызбаевой А. Е., ДАТА г.р., на иждивении ее отца – Сансызбаева Е. К., ДАТА г.р., на день его смерти – ДАТА.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Трунова
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2021.