РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалександровск 16 августа 2018 года
Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Белокопытова А.П.,
при секретаре Кучеренко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-540/2018 по административному исковому заявлению Ваинбергера Франца Францовича к военному комиссариату Новоалександровского района Ставропольского края, военному комиссариату Ставропольского края об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в документы,
УСТАНОВИЛ:
Ваинбергер Ф.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Новоалександровского района Ставропольского края об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в документы. Требования мотивированы тем, что в связи с обнаружением неточностей в написании его отчества в военном билете, выданном на имя Ваинбергера Франца Франциевича Новоалександровским райвоенкоматом ДД.ММ.ГГГГ, а также в пенсионном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ <адрес>военкоматом на имя Ваинбергера Франца Францевича, он обратился в военный комиссариат <адрес> с просьбой внести исправления в указанные документы. ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ, из которого следует, что для решения указанного вопроса ему необходимо обратиться в военный комиссариат по месту жительства для написания соответствующего заявления. Он обратился в военный комиссариат Новоалександровского <адрес>, и ему был дан ответ, что ему необходимо обратиться в суд. Он считает, что у ответчика нет никаких оснований для отказа во внесении необходимых изменений в воинские документы. На основании изложенного просит признать незаконным решение военного комиссариата Новоалександровского района Ставропольского края об отказе во внесении изменений в военный билет, пенсионное удостоверение пенсионера вооруженных сил РФ, личное дело старшего прапорщика Ваинбергера Ф.Ф. в части отчества «Францович»; обязать военный комиссариат Новоалександровского района Ставропольского края устранить нарушение его прав и законных интересов и внести исправления в военный билет, пенсионное удостоверение пенсионера вооруженных сил Российской Федерации, личное дело старшего прапорщика Ваинбергера Ф.Ф. в части отчества «Францович»; взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей.
Определением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по данному административному делу в качестве соответчика привлечен военный комиссариат Ставропольского края.
На административное исковое заявление Ваинбергера Ф.Ф. административным ответчиком военным комиссариатом Ставропольского края представлены возражения, из содержания которых следует, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ и Положением о воинском учете (пункт 6 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о воинском учете. Нормами Положения о воинском учете (пункты 17 и 28) военный билет отнесен к документам воинского учета. Форма военного билета (форма №) и приложение к нему - Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, прапорщика и мичмана (далее - Порядок) - утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности (пункт 1 Порядка). Пунктом 3 Порядка запрещается внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных этим Порядком. В соответствии с абз. 2 п. 4 Порядка реквизиты «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Дата рождения», заполняются на основании записей в паспорте гражданина Российской Федерации и (или) его свидетельстве о рождении. Следовательно, внесение изменений в военный билет возможно во внесудебном порядке, на основании документов, удостоверяющих личность гражданина. В то же время внесение изменений в пенсионное удостоверение и личное дело гражданина в таком же порядке невозможно. Так в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, личное дело является документом персонального учета военнослужащих. Личные дела ведутся в воинских частях по месту прохождения военной службы. Внесение в учетные документы изменений персональных данных осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение персональных данных, и изданных на их основании приказов по строевой части. В личном деле № бывшего военнослужащего Ваинбергера Ф.Ф.: в послужном списке, приказах о поступлении на военную службу, переводах, увольнении с военной службы, аттестационном материале, служебных характеристиках, расчете выслуги лет на пенсию, расчетной книжке, а также в автобиографиях, заявлении о назначении пенсии, которые пишутся собственноручно, отчество указано «Францевич». При увольнении военнослужащего с правом на пенсионное обеспечение на основании личного дела формируется пенсионное дело. Полномочиями по внесению изменений в учетные документы, к которым относится и личное дело военнослужащего, военные комиссариаты не наделены. Следовательно, и пенсионное удостоверение, выписанное гражданину в подтверждение его статуса, содержит аналогичные сведения. В связи с изложенным, отказ военного комиссариата Новоалександровского района во внесении изменений в пенсионные документы Ваинбергера Ф.Ф. является обоснованным. К предмету доказывания по делу о факте принадлежности лицу правоустанавливающих документов относится обязательность установления: правоустанавливающего характера документа; факта принадлежности документа конкретному лицу; невозможность внесения изменений в правоустанавливающий документ органом (организацией), выдавшим данный документ; цели установления факта принадлежности правоустанавливающего документа; отсутствие спора о праве. Принадлежность документов конкретному лицу устанавливается по данным паспорта, свидетельства о рождении; на основании свидетельских показаний; иных письменных доказательств, подтверждающих данный факт. Считают что внесение изменений в пенсионные документы Ваинбергера Ф.Ф. возможно при условии установления судом факта, имеющего юридическое значение. На основании изложенного, просят суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Ваинбергера Ф.Ф.
В судебное заседание административный истец Ваинбергер Ф.Ф. не прибыл, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Свои требования поддерживает и просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - военного комиссариата Ставропольского края в судебное заседание не прибыл, будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Новоалександровского района Ставропольского края в судебное заседание не прибыл, будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения дела.
При установленных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителей административных ответчиков.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Во исполнение данной нормы закона Правительством Российской Федерации 27.11.2006 Постановлением № 719 утверждено Положение о воинском учете.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Во исполнение этого Постановления Министром обороны Российской Федерации 18.07.2014 издан приказ № 495, которым утверждена инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу, далее - Инструкция).
Согласно п. 30 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, старшины, прапорщика и мичмана (приложение к форме 1 Инструкции), в разделе производятся записи: о выдаче военного билета взамен утраченного или пришедшего в негодность; о наличии допуска контрольных органов; о знании иностранных языков; о выдаче рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные организации среднего профессионального или высшего образования. Кроме того, делаются оговорки о внесенных в военный билет исправлениях с указанием даты их внесения, которые заверяются подписью начальника отдела (муниципального) военного комиссариата (командира воинской части) и гербовой печатью.
Кроме того согласно п. 27 Приложения к форме № 2 Инструкции в пункте 23 военного билета производятся записи: о выдаче военного билета взамен утраченного или пришедшего в негодность; о наличии допуска контрольных органов; о знании иностранных языков. Кроме того, делаются оговорки о внесенных в военный билет исправлениях с указанием даты их внесения, которые заверяются подписью начальника отдела (муниципального) военного комиссариата (командира воинской части, начальника учреждения) и гербовой печатью.
Из материалов административного дела следует, что в связи с обнаружением неточностей в написании отчества административного истца в военном билете, выданном на имя Ваинбергера Франца Франциевича Новоалександровским райвоенкоматом 10.11.1977, а также в пенсионном удостоверении, выданном 21.07.1995 Ставропольским крайвоенкоматом на имя Ваинбергера Франца Францевича, административный истец обратился в военный комиссариат Ставропольского крае с просьбой внести исправления в указанные документы.
02.03.2018 административному истцу был дан ответ, из которого следует, что для решения указанного вопроса ему необходимо обратиться в военный комиссариат по месту жительства для написания соответствующего заявления.
Ваинбергер Ф.Ф. обратился в военный комиссариат Новоалександровского района Ставропольского края, и ему был дан ответ, что необходимо обратиться в суд.
Из приведенных выше норм закона и подзаконных актов следует, что внесение исправлений, оговорок в воинские документы граждан отнесено к компетенции военных комиссариатов.
В этой связи решение военного комиссариата Новоалександровского района Ставропольского края об отказе во внесении изменений в военный билет и иные воинские документы административного истца необходимо признать не соответствующим закону.
В силу ст. 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что административным истцом понесены судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей, которые подлежат взысканию с административного ответчика военного комиссариата Ставропольского края в пользу административного истца.
В удовлетворении административного искового заявления Ваинбергера Франца Францовича к военному комиссариату Новоалександровского района Ставропольского края об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в документы необходимо отказать, так как пунктами 2, 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации и является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, не имеют филиалов и представительств, включают в свою структуру отделы по муниципальным образованиям, у которых отсутствуют лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (пункты 6, 8, 9).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ваинбергера Франца Францовича к военному комиссариату Новоалександровского района Ставропольского края, военному комиссариату Ставропольского края об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в документы удовлетворить частично.
Признать незаконным решение военного комиссариата Новоалександровского района Ставропольского края об отказе во внесении изменений в военный билет, пенсионное удостоверение пенсионера вооруженных сил Российской Федерации, личное дело старшего прапорщика Ваинбергера Ф.Ф. в части отчества «Францович».
Обязать военный комиссариат Ставропольского края внести исправления в военный билет, пенсионное удостоверение пенсионера вооруженных сил Российской Федерации, личное дело старшего прапорщика Ваинбергера Ф.Ф. в части отчества «Францович».
Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу Ваинбергера Франца Францовича судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В части удовлетворения административного искового заявления Ваинбергера Франца Францовича к военному комиссариату Новоалександровского района Ставропольского края об оспаривании решения об отказе во внесении изменений в документы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.П. Белокопытов