Дело № 2а-2134/2022
Категория 3.180
УИД: 16RS0049-01-2022-003680-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан
в составе председательствующего судьи Федосовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Власовой А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Ново-Савиновского района города Казани Анваровой А.Н.,
представителя административного истца Галиуллина Р.Р., действующего на основании доверенности от --.--.---- г.,
административного ответчика Г.И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению отдела полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Г.И.Р., ---,
установил:
отдел полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Г.И.Р. (далее – административный ответчик). В обоснование заявленных требований указано, что --.--.---- г.Г.И.Р. был осужден Бугульминским городским судом Республики Татарстан по --- УК РФ к --- лишения свободы с отбыванием в ---. --.--.---- г. по постановлению Приволжского районного суда города Казани от --.--.---- г. на основании статьи 79 УК РФ Г.И.Р. освобожден условно-досрочно на 2 месяца 25 дней. В настоящее время Г.И.Р. состоит на учете в отделе полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани как лицо, ранее судимое, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в действиях Г.И.Р. усматривается опасный рецидив. Характеризуется удовлетворительно, в злоупотреблении спиртными напитками замечен не был. Учитывая данные обстоятельства, административный истец просит суд установить административный надзор в отношении административного ответчика сроком до погашения судимости с установлением следующих ограничений:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением осуществления им в ночное время трудовой деятельности;
обязать являться два раза в месяц, в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации в день, определенный сотрудником ОВД;
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, участие в указанных мероприятиях с целью распития спиртных напитков или в состоянии опьянения;
запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту жительства;
запретить посещение мест распития спиртных напитков (клубы, бары, рестораны).
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
В судебном заседании административный ответчик Г.И.Р. не возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:
...2) органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении: лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно положениям статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Судом установлено, что приговором Бугульминского городского суда Республики Татарстан от --.--.---- г.Г.И.Р. осужден по --- Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на --- с отбыванием наказания в --- (л.д. 11-13).
--.--.---- г. по постановлению Приволжского районного суда города Казани от --.--.---- г., оставленным без изменения апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Татарстан от --.--.---- г., Г.И.Р. освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы условно-досрочно на 02 месяца 25 дней с возложением обязанностей (л.д. 5-6, 7-8).
Административный ответчик состоит на профилактическом учете в отделе полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани, как лицо, ранее судимое.
Судимость по приговору Бугульминского городского суда Республики Татарстан от --.--.---- г. до настоящего времени не погашена.
Таким образом, Г.И.Р. является совершеннолетним лицом, осужденным приговором Бугульминского городского суда Республики Татарстан от --.--.---- г. к лишению свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, что в силу положений статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" является основанием для установления в отношении него административного надзора.
Срок административного надзора подлежит установлению на основании приведенных выше положений статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ - на срок до погашения судимости по приговору Бугульминского городского суда Республики Татарстан от --.--.---- г. за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Разрешая вопрос об установлении административных ограничений, суд исходит из следующего.
Задачами административного надзора на основании статьи 2 Федерального закона № 64-ФЗ являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрен статьей 4 Федерального закона № 64-ФЗ.
К таким административным ограничениям относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ установлено, что обязательным является установление судом административного ограничения в виде, в частности, обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Принимая во внимание изложенное, с учетом всех обстоятельств, личности лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, характера совершенного им преступления, бытовой характеристики по месту жительства, характеристики по месту работы, суд считает необходимым установить административные ограничения в виде: запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени с 22 часов до 06 часов, за исключением осуществления им в ночное время трудовой деятельности; обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства 2 раза в месяц для регистрации в день, определенный сотрудником органа внутренних дел; запрета выезда за пределы города Казани без письменного разрешения ОВД по месту жительства и пребывания.
Суд полагает необходимым также отметить, что заявленные административные ограничения направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на Г.И.Р., при этом материалы настоящего административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что их назначение ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом применение к Г.И.Р. таких административных ограничений, как запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участие в указанных мероприятиях с целью распития спиртных напитков или в состоянии опьянения, запрет посещения мест распития спиртных напитков (клубы, бары, рестораны) суд считает излишним и не отвечающим целям установления административного надзора, поскольку каких-либо сведения о злоупотреблении административным ответчиком спиртными напитками, о совершении им правонарушений в состоянии алкогольного опьянения суду не представлены, таковые факты установлены не были. Указанное также подтверждается бытовой характеристикой Г.И.Р. по месту жительства (л.д.15).
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, орган внутренних дел может обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений, а поднадзорное лицо – о досрочном прекращении административного надзора, либо частичной отмене ранее установленных административных ограничений.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 272-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление отдела полиции № 7 «Гагаринский» Управления МВД России по городу Казани об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Г.И.Р. удовлетворить частично.
Установить в отношении Г.И.Р., ---, административный надзор по приговору Бугульминского городского суда Республики Татарстан от --.--.---- г. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением осуществления им в ночное время трудовой деятельности;
обязать являться два раза в месяц, в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации в день, определенный сотрудником ОВД;
запретить выезд за пределы муниципального образования города Казани без письменного разрешения ОВД по месту жительства и пребывания.
В удовлетворении исковых требований в части запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участие в указанных мероприятиях с целью распития спиртных напитков или в состоянии опьянения; запрета посещения мест распития спиртных напитков (клубы, бары, рестораны) - отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Федосова Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2022 года.
Решение20.04.2022