Дело № 2А-5672/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2017 года город Казань Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующий судья Р.В. Королёв,
секретарь судебного заседания С.В. Хабибуллина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марата Рафиковича Миннубаева к Татарстанской таможне, Альметьевскому таможенному посту об оспаривании решения,
установил:
М.Р. Миннубаев обратился в суд с административным иском, прося суд признать неправомерным, решение должностного лица таможенного органа г. Альметьевск и решение по написанной жалобе начальника вышестоящего таможенного органа г.Казани Мавликова Альберта Вазиловича. Принять решение об удовлетворении жалобы полностью. Отменить решение должностного лица таможенного органа г. Альметьевск и решение по написанной жалобе начальника вышестоящего таможенного органа г. Казани Мавликова Альберта Вазиловича. Отменить решение по написанной жалобе начальника вышестоящего таможенного органа г.Казани Мавликова Альберта Вазиловича и обязать принять новое решение в соответствии с законодательством РФ либо самостоятельно принять такое решение.
В обоснование административного иска указывает, что 15 февраля 2017 года сотрудником таможни г. Альметьевск было отказано в выпуске купленного административным истцом товара (полоски лезвий) по причине несоответствия товаров к товарам личного пользования. Основанием для принятия вышеуказанного решения стали характеристика товара (однородный товар) и проведение испытаний характеристик с целью в будущем запатентовать изобретение и создать бизнес. Решением Татарстанской таможни от 28 июня 2017 года решение Альметьевского таможенного поста Татарстанской таможни, оставлено без изменения.
С данными решениями административный истец не согласен, просит признать их неправомерными и отменить.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Направил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители административного ответчика в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска.
Данные лица также были извещены в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
Особенности перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 настоящего Кодекса.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
В соответствии с пунктом 16 Приложения 3 к Соглашению, норма беспошлинного ввоза для МПО на товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Евразийского экономического союза, составляет не более 31 кг., таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро. При этом данная норма распространяется только на товары для личного пользования.
Судом установлено, что 8 февраля 2017 года на Альметьевский таможенный пост Татарстанской таможни обратился гражданин Р.В. Миннубаев с заявлением на проведение предварительного осмотра вложений международного почтового отправления (далее – МПО), поступившего в его адрес из Китая по таможенной декларации CN 22 № ЕА260516698CN.
В тот же день, Р.В. Миннубаевым с разрешения и под контролем Альметьевского таможенного поста Татарстанской таможни произведено вскрытие указанного МПО для определения его содержимого. При этом Альметьевским таможенным постом Татарстанской таможни составлен акт таможенного наблюдения от 8 февраля 2017 года (далее – акт).
Как следует из акта, в картонной коробке находится деревянный ящик, в котором находится картонная коробка, содержащая металлические рамы в количестве 10 штук, на каждой из которых в 10 рядов закреплены металлические прутки, на которые плотными рядами нанизаны лезвия для бритв.
15 февраля 2017 года Р.В. Миннубаев обратился на Альметьевский таможенный пост Татарстанской таможни для получения решения о выпуске товаров, поступивших в его адрес по таможенной декларации № EA260516698CN, также им были предоставлены следующие документы: уведомление № 10221030/220117/0000313 EMS; таможенная декларация CN 22 № EA260516698CN; паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, два инвойса б/н от 13 января 2017 года, и документы, подтверждающие заказ товаров, оплату товаров и переписку отправителя товаров с административным истцом М.Р. Миннубаевым (сыном Миннубаева Р.В.), в которой М.Р. Миннубаев указывает название его компании «Мултик». Название компании «multik» также указано в таможенной декларации CN 22 № EA260516698CN, как компания – получатель МПО.
Кроме того, 15 февраля 2017 года Альметьевским таможенным постом Татарстанской таможни получено объяснение Р.В. Миннубаева о том, что в МПО находятся лезвия для одноразовых бритв в количестве №--, весом №-- кг., из нержавеющей стали, общей стоимостью №--, данные товары заказаны его сыном М.Р. Миннубаевым, при этом заказ оформлен на Р.В. Миннубаева в связи с нахождением сына в длительной командировке. Также указано, что вышеуказанные товары необходимы для проведения испытаний и производства одноразовых бритв, для этих целей его сын, М.Р. Миннубаев, планирует создать ИП (зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя).
Альметьевским таможенным постом Татарстанской таможни 15 февраля 2017 года приняты решения о том, что ввезенные в МПО из Китая по таможенной декларации № EA260516698CN товары не могут быть отнесены к товарам, предназначенным для личного пользования, исходя из характеристики товаров (однородный товар), предназначения товара (согласно информации указанной в объяснении), а также количества товаров, превышающего разумное количество для использования физическим лицом для личного пользования, и об отказе в выпуске указанных товаров, формализованные путем проставления соответствующей отметки на указанной таможенной декларации.
31 мая 2017 года Татарстанской таможней получена жалоба М.Р. Миннубаева от 11 мая 2017 года на решения Альметьевского таможенного поста Татарстанской таможни от 15 февраля 2017 года о предназначении товаров, ввезенных в международном почтовом отправлении № EA260516698CN, и об отказе в выпуске указанных товаров, направленная по принадлежности Приволжским таможенным управлением в соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Рассмотрев жалобу и документы, полученных из Альметьевского таможенного поста Татарстанской таможни, решения Альметьевского таможенного поста Татарстанской таможни от 15 февраля 2017 года о предназначении товаров, ввезенных в международном почтовом отправлении № EA260516698CN, и об отказе в выпуске указанных товаров, признаны правомерными, в удовлетворении жалобы М.Р. Миннубаева от 11 мая 2017 года было отказано по следующим основаниям.
Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, установлен положениями главы 44 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Статьей 314 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары.
Если товары пересылаются физическими лицами для личного пользования, таможенное декларирование производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления и содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В иных случаях (если подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения, фактический вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам, товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления) таможенное декларирование осуществляется с использованием декларации на товары.
Виды таких документов определены Инструкцией о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 310 (далее – Инструкция). При этом согласно пункту 5 Инструкции, таможенные декларации CN 22, CN 23, сопроводительный адрес CP 71, бланк-пачка CP 72, бланк Е1 заполняются отправителем товаров путем указания сведений о пересылаемых товарах в бланках указанных документов в соответствии с расположенным на них печатным текстом.
Таким образом, товары, пересылаемые физическим лицам для личного пользования, декларируются отправителем товаров в вышеперечисленных документах. После предъявления товаров таможенным органом определяется их предназначение, в отношении товаров, предназначенных для личного пользования физических лиц, таможенным принимается решением об их выпуске, в ином случае, поскольку товары подлежат декларированию с использованием декларации на товары, принимается решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных отправителем по предусмотренному актами Всемирного почтового союза документу, но не предназначенных для личного пользования.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары для личного пользования – это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно пункту 3 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, устанавливаются международным договором государств – членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 1 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение) определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;
характера и количества товаров;
частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», отнесение к товарам, предназначенным для личного пользования, осуществляется исходя из совокупности следующих критериев: сведений, указанных в заявлении физического лица о перемещаемых товарах и самом лице, характера товаров, определяемого их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количества товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и свидетельствует о явном превышении обычной потребности физического лица и членов его семьи, а также частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за период времени).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Соглашения, если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу, и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных главой 49 ТК ТС, и положений Соглашения.
При проведении таможенного контроля Альметьевским таможенным постом Татарстанской таможни установлено, что в посылке находятся лезвия для одноразовых бритв в количестве №--, весом №-- кг., из нержавеющей стали, общей стоимостью №--.
Из объяснения Р.В. Миннубаева от 15 февраля 2017 года следует, что товар ввезен для использования его сыном, М.Р. Миннубаевым, а именно для проведения испытаний и производства одноразовых бритв, в связи с чем, его сын, М.Р. Миннубаев, планирует создать ИП (зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя). Исходя из представленной 15 февраля 2017 года Р.В. Миннубаевым переписки отправителя товаров компании «Ningbo Just Traiding Со, Ltd» с М.Р. Миннубаевым, отправитель товаров указывает на необходимость отразить в качестве получателя товаров юридическое лицо (либо компанию), при этом в переписке указанное обстоятельство оговорено неоднократно, на что М.Р. Миннубаев сообщает название компании «Мултик». Наименование компании «Мултик» отражено и в таможенной декларации CN 22 № EA260516698CN, как компания - получатель МПО.
Более того, М.Р. Миннубаев в своей жалобе целью ввоза товара указывает планирование создания производства бритвенных станков и составления конкуренции существующим производителям.
Исходя из изложенного следует, что как получатель товаров, ввезенных в МПО № EA260516698CN, - Р.В. Миннубаев, так и М.Р. Миннубаев, товары, ввезенные в МПО № EA260516698CN, не заявляют как товары для личного пользования.
Таким образом, следующие критерии: характер и количество товаров (№--), предназначение товаров (лезвия для сборки бритвенных станков), заявление физического лица о перемещаемых товарах (сведения, указанные в объяснении Р.В. Миннубаева от 15 февраля 2017 года), не позволяют признать товары, пересылаемые в МПО № EA260516698CN, товарами для личного пользования.
Факт предназначения товара не для личного пользования подтверждается, в том числе и сведениями, изложенными в жалобе М.Р. Миннубаева от 11 мая 2017 года.
Доводы М.Р. Миннубаева о том, что до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и начала производства, данные лезвия должны считаться предназначенными для личного пользования, судом не принимаются по следующим основаниям.
М.Р. Миннубаев не отрицает, что данные лезвия будут применены для проверки возможности их использования в массовом производстве бритвенных станков. Данное предназначение ввезенных лезвий нельзя признать в качестве использования для личных нужд.
Судом также установлено, что Татарстанская таможня на основании подпункта 95) пункта 6 и подпунктов 1), 2) пункта 7 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 04 сентября 2014 года № 1700 представляет в судах законные интересы Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, и интересы таможенных органов, представляет таможенные посты, а также вышестоящие таможенные органы (по их поручению) в государственных органах, выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.
Соответственно, Альметьевский таможенный пост Татарстанской таможни, не может выступать в качестве административного ответчика, так как не является самостоятельным юридическим лицом, поскольку является структурным подразделением Татарстанской таможни.
Кроме того, согласно пунктам 1, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам 20 сентября 2017 года, о нарушении своих прав ему стало известно 15 февраля 2017 года. Суд усматривает пропуск административным истцом срока на оспаривание решений административных ответчиков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решения административных ответчиков являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Марата Рафиковича Миннубаева к Татарстанской таможне, Альметьевскому таможенному посту об оспаривании решения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Королёв