Мировой судья – Андреев И.А. Дело № 5-849/2022-12-984/2022
УИД 53MS0011-01-2022-001783-93
РЕШЕНИЕ
г. Великий Новгород 29 августа 2022 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Семёновой С.В., её защитника Масютиной Н.Н.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Семенова С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области от 19 июля 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица -
<данные изъяты>Семенова С.В., <адрес>
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
24 марта 2022 года заместителем начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации Казиевой В.В. в отношении <данные изъяты> Семёновой С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 528, выразившееся в несвоевременном формировании и представлении министерством труда и социальной защиты населения Новгородской области в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с установленными учреждениями медико-социальной экспертизы медицинскими показаниями на обеспечение транспортными средствами, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Семёнова С.В. обратилась в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просит об отмене постановления, ссылаясь на отсутствие в её действиях вины и пренебрежительного отношения к выполнению установленных нормативными правовыми актами обязанностей, а также малозначительность административного правонарушения. В обоснование своей позиции указывает, что нарушение срока предоставления отчетности произошло по вине Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), которой 09 декабря 2020 года в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо, содержащее информацию о необходимости направления отчета по состоянию на 01 января 2021 года в срок до 25 января 2021 года по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2021 года № 38н. В этом же письме указывалось на исполнение Рострудом полномочий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 528, в связи с чем названные в письме сроки были расценены как уточняющие и отчет был направлен министерством труда и социальной защиты населения Новгородской области в соответствии с данными сроками. Кроме того, выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, аргументируя тем, что направление отчетности о расходовании межбюджетного трансферта с нарушением срока на 5 дней не вызвало дополнительных расходов федерального бюджета, не повлекло приостановления предоставления субвенции из федерального бюджета на выплату компенсации по договору ОСАГО и не привело к нарушению прав граждан на получение мер социальной поддержки.
Срок обжалования постановления Семёновой С.В. соблюден.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив доводы жалобы, выслушав Семёнову С.В. и её защитника Масютину Н.Н., поддержавших жалобу по изложенным в ней мотивам, судья районного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Семёновой С.В. к административной ответственности) нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В силу пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Порядок предоставления каждой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета утверждается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется указанная субвенция (п. 3 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 названного Кодекса (субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определено, что инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации.
Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 528 (действовало по 13 января 2022 года, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2021 года N 2579, утвердившего новые Правила предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления Пенсионному фонду Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации) были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тексту – Правила).
Пунктом 6 названных выше Правил установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом: в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субвенция, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации. В отчете указываются количество граждан, имеющих право на получение компенсации страховых премий, категории получателей, а также величина произведенных расходов.Как усматривается из материалов дела, при проведении должностными лицами Счетной палаты Российской Федерации контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год» установлено нарушение главным распорядителем и получателем средств бюджета – министерством труда и социальной защиты населения Новгородской области, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, источником финансового обеспечения которого является федеральный бюджет, при следующих обстоятельствах.
Федеральным законом от 02 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджету Новгородской области предусмотрены средства федерального бюджета в виде субвенций на реализацию переданных для осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Уполномоченным органом исполнительной власти Новгородской области, осуществляющим взаимодействие от имени Новгородской области по обеспечению реализации переданных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, являлось министерством труда и социальной защиты населения Новгородской области.
Бюджету Новгородской области расходным расписанием от 18 декабря 2019 года № Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) были доведены лимиты бюджетных обязательств на финансовое обеспечение субвенций на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с установленными учреждениями медико-социальной экспертизы медицинскими показаниями на обеспечение транспортными средствами, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - субвенции) в 2020 году в общем объёме 102,7 тысяч рублей (с учётом Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).
Однако, в нарушение пункта 6 Правил министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области не обеспечило своевременное формирование и представление в Минтруд России отчета о расходах субвенции в срок до 15 января 2021 года, фактически представив указанный отчет по состоянию на 01 января 2021 года только 20 января 2021 года.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
На основании распоряжения Правительства Новгородской области от 20 мая 2020 года № 26-рл Семёнова С.В. назначена <данные изъяты>.
Распоряжением Правительства Новгородской области от 14 октября 2020 года № 46-рл Семёнова С.В. назначена <данные изъяты>.
В соответствии с Приложением 1 к Областному закону Новгородской области от 12 сентября 2006 года № 715-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования государственной гражданской службы Новгородской области и деятельности лиц, замещающих государственные должности Новгородской области" должность министра Новгородской области в органах исполнительной власти Новгородской области включена в Перечень государственных должностей Новгородской области.
Согласно пунктам 5.1, 5.2, 5.4.1 постановления Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 450 «О министерстве труда и социальной защиты населения Новгородской области» министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области возглавляет министр труда и социальной защиты населения Новгородской области, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Новгородской области. Министр осуществляет руководство министерством на принципах единоначалия и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей. При этом, как указано в пунктах 5.4.3, 5.4.12 названного выше постановления, министр труда и социальной защиты населения Новгородской области распределяет обязанности между работниками министерства; обеспечивает привлечение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для решения задач социально-экономического развития области.
Семёнова С.В., являясь <данные изъяты>, осуществляя в министерстве труда и социальной защиты населения Новгородской области организационно-распорядительные функции, и имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не предприняла все зависящие от нее меры по соблюдению требований бюджетного законодательства, при том, что возможность для из соблюдения имелась.
Обстоятельств, препятствовавших соблюдению <данные изъяты> Семёновой С.В. требований пункта 6 Правил, материалы дела не содержат и с жалобой не представлено.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о ненадлежащем исполнении Семёновой С.В. своих должностных обязанностей и, как следствие, о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Приведенные в жалобы доводы не опровергают наличие в действиях Семёновой С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Ссылка заявителя на то, что административное правонарушение допущено по вине Федеральной службы по труду и занятости, которой 09 декабря 2020 года в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо, содержащее информацию о необходимости направления отчета по состоянию на 01 января 2021 года в срок до 25 января 2021 года, не может быть признана состоятельной, поскольку направление указанного письма не освобождало Семёнову С.В., под руководством которой находилась деятельность министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области, от выполнения императивных требований пункта 6 Правил.
Кроме того, вопрос о виновности иных лиц не может быть предметом судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Семёновой С.В., так как, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, постановления и решения по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могут содержать выводов о виновности других лиц, производство по данному делу в отношении которых не осуществлялось, поскольку иное означало бы выход за рамки установленного ст. 26.1 КоАП РФ предмета доказывания по делу об административном правонарушении.
Неустранимых сомнений и противоречий, которые должны бы трактоваться в пользу Семёновой С.В., материалы дела не содержат.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> Семёновой С.В. допущено не было.
Довод жалобы Семёновой С.В. относительно наличия оснований для признания совершенного деяния малозначительным не может повлечь отмену постановления, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного административного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение, малозначительным при рассмотрении настоящей жалобы, не установлено.
С учетом объекта посягательства вменяемого <данные изъяты> Семёновой С.В. административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела мировым судьёй сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания совершённого правонарушения малозначительным, а изложенные в жалобе доводы в этой части о возможности освобождения Семёновой С.В. от административной ответственности не свидетельствуют.
Отсутствие каких-либо негативных последствий допущенного нарушения так же не означает отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, поскольку нарушение имеет формальную конструкцию.
При этом, вывод об отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения при указанных обстоятельствах дела будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ), а также позволит в дальнейшем формировать пренебрежительное отношение должностных лиц к требованиям бюджетного законодательства, поскольку может привести к уверенности в малозначительности подобного рода действий.
В связи с изложенным, в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имелось.
С учетом обстоятельств дела административное наказание <данные изъяты> Семёновой С.В. обоснованно назначено в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья районного суда
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 36 Новгородского судебного района Новгородской области от 19 июля 2022 года, вынесенное в отношении <данные изъяты>Семенова С.В. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Семёновой С.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.В. Ящихина