НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новгородского районного суда (Новгородская область) от 14.03.2019 № 2-638/19

Дело №2-638/19 Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2019 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.

при секретаре Копыльцовой Е.В.,

с участием истца Григорьева О.А., представителя ответчика Строгановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьева О.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) об обязании зачесть в специальный стаж периоды работы, признании незаконным решения и досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Григорьев О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее – Управление) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ссылаясь на неверный подсчёт стажа ответчиком, а также на неприменение ряда норма пенсионного законодательства. Полагает такой отказ незаконным и просит суд удовлетворить заявленные требования.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования, прося зачесть в его льготный стаж периоды производственной практики с ДД.ММ.ГГГГ, работу на судах круглогодичного загранплавания с ДД.ММ.ГГГГ, а также учёбу в Петрозаводском речном училище с ДД.ММ.ГГГГ за исключением периода производственной практики.

Истец в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из содержания иска и имеющихся в материалах дела документов, истец претендует на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ввиду работы в плавсоставах в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, необходимости уменьшения пенсионного возраста до 52 лет, как имеющим право на такое снижение.

В период обращения истца к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, что имело место согласно такому заявлению ДД.ММ.ГГГГ действовал Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон).

Исходя из п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Следовательно, действующее законодательство для выхода на пенсию при таких видах работ предусматривает следующие оснований: достижение 55-летнего возраста для мужчин, факт работы в плавсоставе на судах не менее 12 лет и 6 месяцев и страховой стаж в 25 лет.

Как следует из объяснений представителя ответчика, страхового стажа у истца хватает, однако ему не хватает работы в плавсоставе, поскольку зачтено только 12 лет 3 месяца и 19 дней и соответственно не хватает достижения 55-летнего возраста, так как на момент обращения Григорьев О.А. достиг лишь 52 лет.

Истец указывает, что в таком случае, учитывая, что он работал в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, имеет право на уменьшение возраста, с которого он может выходить на пенсию.

Вместе с тем, вопрос снижения возраста выхода на пенсию регулируется рядом норм Федерального закона.

В силу п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Кроме того, в Федеральном законе имеется ещё одна специальная норма ч.2 ст. 33, по которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Принципиальное различие между такими нормами в том, что по льготному для истца п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона возраст для выхода на пенсию составляет 55 лет, а по положениям п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона, отсылающей в том числе и к ст. 8 Федерального закона установлен иной возраст выхода на пенсию – для мужчин 60 лет, а ст. 8 Федерального закона возраст выхода на пенсию устанавливает в 65 лет для мужчин, то есть эта норма в любом случае уменьшает возраст выхода на пенсию для мужчин не более чем до 60 лет.

Сам истец также в исковом заявлении ссылается на необходимость исчисления предельного возраста для его вида трудовой деятельности в 55 лет, то есть следует применять положения п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона и связанную с нею ч.2 ст. 33 Федерального закона.

При этом следует отметить, что ч.2 ст. 33 Федерального закона не содержит каких-либо положений, позволяющих уменьшать возраст выхода на пенсию пропорционально отработанному времени, как то предусматривает п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона.

В части периодов работы истца судом установлено, что периоды производственной практики с ДД.ММ.ГГГГ, работа на судах круглогодичного загранплавания с ДД.ММ.ГГГГ уже зачтены как работа в МКС, а потому каких-либо оснований для вмешательства в действия ответчика по названному периоду не имеется и в этой части в иске следует отказать.

В части доводов о необходимости зачёта периода работы с ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

Согласно ч.3 и ч.4 ст. 30 Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Следовательно, все предыдущие льготы, которые должны были применяться для трудовой деятельности истца должны применяться, но это означает, что они подлежат зачёту в стаж согласно действовавшим на тот период времени правилам и нормам права.

По ч.2 ст. 30 Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Истец указывает, что его деятельность надлежит относить к Списку №2 (конкретные данные не приводятся Григорьевым О.А.), как работа с вредными условиями труда.

Действительно в Списке №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённом Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 №1173, равно как и в последующем Списке №2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 имеются механики плавсостава морского и речного флотов.

Однако это тяжёлые условия труда и к ним следует применять в таком случае п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона, который гласит, что мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Такая норма также устанавливает ограничение на уменьшение возраста выхода на пенсию – 55 лет, которых истец не достиг, менее такой нормы можно с применением той же ч.2 ст. 33 Федерального закона.

Более ранние законы, регулирующие пенсионные вопросы также по поводу работы с тяжёлыми условиями труда устанавливали следующие льготы.

Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» в п.«б» ст.14 на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров СССР, и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

То есть опять же не ранее 55 лет.В ст. 16 этого же Закона СССР определено, что лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеют право на пенсию: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Такие нормы содержатся и в настоящем пенсионном законодательстве, дублировались они в пенсионном законодательстве, регулировавшимся Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть также 55 лет, что являлось предельным минимальным возрастом для выхода на пенсию при тяжёлых условиях труда.

Нормы, регулирующие порядок уменьшения пенсионного возраста для работы в МКС были полностью аналогичны в таком Федеральном законе, что и в настоящее время.

Закон РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который стал действовать после Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» содержал аналогичные ему нормы, не устанавливая каких-либо иных льготных оснований и сроков выхода на пенсию. То же самое имеет место и в отношении МКС.

Истец ссылается на ст. 94 указанного Закона, по которой при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.

Однако речь именно о трудовом стаже, а не о льготном.

Так, в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

Трудовой стаж по ст. 10 Закона устанавливался в 25 лет для мужчин.

Таким образом, доводы истца о том, что его льготный стаж работы в МКС следует считать именно в полуторном размере следует отклонить.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в его п.13 определено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Отказывая в зачёте периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ Управление руководствовался данными ИЛС, где такой период определён как административный.

При обозрении архивных данных, а также ряда приказов, судом установлено, что в течение года истец уходил в плавание, однако в остальной части ему предоставлялись либо отгулы, либо оплачиваемый отпуск, либо неоплачиваемый отпуск.

Суд руководствуется тем, что работа в МКС сопряжена с длительным зимним периодом и как следствие невозможностью осуществления круглогодичной навигации, о чём и указано в приведённом выше п.13 Правил.

В самих приказах за спорный период указано, что предоставить Григорьеву О.А. неоплачиваемый отпуск, равно как это делалось и ранее в ДД.ММ.ГГГГ и последующих годах, хотя и все такие года засчитаны в стаж истца в полном объёме.

Неоплачиваемый отпуск в таком случае следует расценивать как невозможность осуществления работы в межнавигационные периоды, поскольку другого не следует, в связи с чем период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачёту в работе механиком, льготу как работу в МКС надлежит при этом признать, так как место работы осталось прежним.

В этой части решение Управления подлежит признанию незаконным.

В отношении учёбы в Петрозаводском речном училище с ДД.ММ.ГГГГ за исключением периода производственной практики.

Такой факт учёбы подтверждается трудовой книжкой истца, а также фактом прохождения производственной практики в периоды ДД.ММ.ГГГГ, который уже включён в льготный стаж.

В ст. 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» определялось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Вместе с тем, это не означает, что такая учёба должна входить в льготный стаж, как для случая истца работа в плавсоставе. В льготных статьях пенсионного законодательства указана именно работа на тяжёлых условиях труда, но учёба для таких случаев не предусмотрена.

Следовательно, она к зачёту льготный стаж, как того испрашивает истец не подлежит зачёту, а потому в этой части в иске следует отказать.

Доводы о необходимости применения Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №1-П следует также отклонить.

В п.3.1 и п.3.2 такого Постановления Конституционный Суд РФ указал, что до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Исходя из их содержания следует, что речь идёт именно об общем трудовом стаже, который какого-либо воздействия на исчисление льготного стажа не оказывает, лишь позволяет заработать минимальный трудовой стаж, который также был необходим для решения вопроса о назначении пенсии наряду с льготным, ранее календарного срока его исчисления.

Поскольку даже с учётом зачёта некоторого периода работы истца он не выработал требуемых 20 лет в МКС, то оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется, а потому в этой части иска также надлежит отказать.

По ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать госпошлину в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) зачесть в трудовой стаж Григорьева О.А., как работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы .......................... с ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) от 01 июня 2018 года № в этой части.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу Григорьева О.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Председательствующий С.А. Марухин

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2019 года.