НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новгородского районного суда (Новгородская область) от 11.04.2022 № 12-141/2022

Дело № 12-141/2022

УИД 53RS0022-01-2022-000034-27

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород 11 апреля 2022 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),

с участием защитника ООО «» Ивановой И.А.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника ООО «» Андреевой А.С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ивановой В.А. от 16 декабря 2021 года № АД-1353/11/2021, вынесенное в отношении юридического лица -

общества с ограниченной ответственностью «», находящегося по адресу: Новгородская область, Новгородский район, дер. Чечулино, ул. Воцкая, д. 10, ИНН 5310010329, ОГРН 1025301388606,

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

установил:

01 декабря 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Ивановой В.А. в отношении ООО «» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение требований части 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в непредставлении в территориальный орган Росприроднадзора декларации о воздействии на окружающую среду, оформленной для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся ко II категории:

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «» Андреев А.С. обратилась в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, приводя доводы о том, что постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом, поскольку контроль и привлечение административной ответственности за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду в отношении объектов II категории, указанных в оспариваемом постановлении, относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.

Истребованные из Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 22 февраля 2022 года.

Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалования указанного выше постановления защитником ООО «» Андреевой А.С. соблюден.

Извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы законный представитель ООО «» в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, на защиту прав и законных интересов юридического лица уполномочил защитника Иванову И.А.

В судебном заседании защитник ООО «» Иванова И.А. жалобу поддержала по изложенным в ней обстоятельствам, в дополнение к ней указала, что Обществом в срок до 10 марта 2021 года в Северо-Западного межрегиональное управление Росприроднадзора была подана единая декларация о воздействии на окружающую среду за 2020 год, оформленная для всех объектов негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, и для объектов то есть все необходимые для осуществления государственного экологического надзора сведения имелись у данного административного органа. Кроме того просила при рассмотрении дела учесть тот факт, что по результатам проведенной заместителем Новгородского межрайонного природоохранного прокурора проверки в отношении ООО «», помимо обжалуемого постановления, также было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ, которое решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 13 января 2022 года № 12-17/2022 отменено, так были установлены процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что участие государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Ивановой В.А. при проведении прокурорской проверки в качестве специалиста не позволяло ей осуществлять рассмотрение дела об административном правонарушении по существу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив все доводы жалобы, выслушав защитника ООО «» Иванову И.А., судья районного суда приходит к следующим выводам.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ (здесь и далее все цитируемее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «» к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) с 1 января 2019 года вступили в силу дифференцированные меры государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

В силу части 2 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (части 3, 4 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 31.2 названного Закона декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

При этом, в соответствии с частью 1.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов. В частности, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В части 4 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Таким образом, в случае осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хотя бы один из которых включен в федеральный государственный реестр, декларация о воздействии на окружающую среду представляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Как усматривается из материалов дела, при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «» эксплуатирует следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

Племрепродукторная ферма , который поставлен на государственный учет, внесен в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода и отнесен к объектам II категории;

Канализационные очистные сооружения очистки производственных стоков участка птицеводства и хозяйственно-бытовые стоки от населения жилого , который поставлен на государственный учет, внесен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода и отнесен к объектам II категории.

Из материалов дела также следует, что на основании решения Новгородского межрайонного природоохранного прокурора от 23 августа 2021 года проведена выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО «», по результатам которой, в числе прочего, выявлено, что по состоянию на 26 августа 2021 года Общество не представило в территориальный орган Росприроднадзора (Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора) декларацию о воздействии на окружающую среду, оформленную для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся ко II категории:

По факту выявленного нарушения 01 декабря 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 КоАП РФ, и в последующем Общество привлечено должностным лицом к административной ответственности по указанной норме.

Фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность ООО «» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 01 декабря 2021 года № АД-1353/11/2021, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; справкой Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о результатах внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «»; письмом заместителя руководителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 октября 2021 года № 06-11/24817 и иными материалами дела.

Все доказательства, приобщенные к материалам дела об административном правонарушении, оценены должностным лицом административного органа в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 КоАП РФ и в соответствии со статьей 26.2 названного Кодекса относятся к числу допустимых.

Доказательств того, что в отношении вышеуказанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, у ООО «» имелись разрешения и документы, перечисленные в части 1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, материалы дела не содержат и с жалобой не представлены.

Таким образом, деяние ООО «», не исполнившего надлежащим образом возложенную на него законом обязанность, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «» всех зависящих от него мер, для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено.

Возможность для соблюдения требований закона, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность у ООО «» имелась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, действия (бездействие) ООО «» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

С учетом изложенного, обоснованность привлечения ООО «» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Приведенные в жалобе доводы защитника об отсутствии события вмененного ООО «» административного правонарушения своего подтверждения не нашли и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств подлежат отклонению как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании закона.

Учитывая, что наряду с объектом II категории , внесенным в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «» также осуществляет деятельность на объекте II категории Канализационные очистные сооружения очистки производственных стоков участка птицеводства и хозяйственно-бытовые стоки от населения жилого поселка Божонка, который внесен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, то в соответствии части 4 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ в отношении всех этих объектов осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор). Следовательно, в рассматриваемом случае подача декларации о воздействии на окружающую среду должна была быть обеспечена ООО «» в порядке, предусмотренном ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть территориальный орган Росприроднадзора.

В опровержение довода жалобы, постановление о привлечении ООО «» к административной ответственности вынесено в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1096, уполномоченным должностным лицом.

Факт подачи ООО «» 10 марта 2021 года декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не исключает наличие события и состава административного правонарушения, так как, исходя из норм статей 16.4 и 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду и декларация о воздействии на окружающую среду являются разными документами учета, а потому представление юридическим лицом одной из указанных деклараций не освобождает его от подачи другой декларации.

Ссылка защитника в дополнительных письменных пояснениях от 15 марта 2022 года на то, что государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Иванова В.А. участвовала при проведении прокурорской проверки в качестве специалиста, не может повлечь отмену постановления.

Вопреки эти доводам, возбуждение настоящего дела об административном правонарушении государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Ивановой В.А. согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, предусматривающим в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При этом, нормы КоАП РФ не содержат запрета на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившем протокол об административном правонарушении.

Таким образом, доводы жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.

Постановление о привлечении ООО «» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Назначенное ООО «» административное наказание соответствует санкции статьи 8.5 КоАП РФ, а также характеру правонарушения, иным обстоятельствам, указанным в ст. 4.1 КоАП РФ, и не является чрезмерно суровым.

По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления не имеется, следовательно, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ивановой В.А. от 16 декабря 2021 года № АД-1353/11/2021, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «» Андреевой А.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд.

Судья В.В. Ящихина