Дело № 2а-1115/18 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2018 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,
при секретаре Сабуровой Е.О.,
с участием административного истца Антонова А.А.,
представителей заинтересованного лица Агеевой Е.А., Перелыгиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова А.А. к Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Антонов А.А. обратился в суд с административным иском к Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа (далее – Комиссия) об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в обоснование иска указав, что в соответствии с приказами командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках служебных командировок в <адрес> он выполнял специальные задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах в Чеченской Республике. В частности, в целях выполнения поставленных командованием задач в составе экипажа корабля с аэродрома в <адрес> осуществлял вылеты на территорию Чеченской Республики. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комиссию с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 года №896 ему было отказано в выдаче удостоверения со ссылкой на отсутствие в п.13 послужного списка сведений о его участии в боевых действиях. Решение было доведено до истца ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республики подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Военный комиссариат Новгородской области.
В судебном заседании Антонов А.А. пояснил, что в качестве командира экипажа военно-транспортного самолета <данные изъяты> он неоднократно вылетал для выполнения заданий на аэродром, расположенный в <адрес>. <адрес> расположен на расстоянии 8,5 км от границы Чеченской Республики. Территориально полеты осуществлялись не над Чеченской Республикой, однако были сопряжены с опасностью из-за обстрелов, производимых с территории Чечни. Некоторым членам его экипажа удостоверения ветерана боевых действий были выданы.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованного лица Военного комиссариата Новгородской области Агеева Е.А. и Перелыгина С.И. полагали иск Антонова А.А. не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает иск Антонова А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пп. 1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 года №24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий и, соответственно, право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации установлен в Приложении к Федеральному закону «О ветеранах».
К числу таких территорий и периодов Перечнем отнесено, в том числе, «выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года».
Из представленных истцом документов видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. проходил военную службу в в/ч № в должностях помощника командира, командира корабля военно-транспортного авиационного полка, командира авиационного отряда и др.
Из справки заместителя начальника Гласного управления Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ следует, что войсковая часть № включена в «Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта с Чеченской Республике» с периодом участия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной справке Центрального архива Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, по архивным документам войсковой части № в отношении Антонова А.А. имеются приказы о 3-х служебных командировках в <адрес>:
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ им № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписке из приказа командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ№, командир корабля майор Антонов А.А. объявлен лицом, выполнявшим специальные задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах в Чеченской Республике в ДД.ММ.ГГГГ (основание: приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.А. обратился в Комиссию с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, указав на свое участие в составе в/ч № в боевых действиях в Чеченской Республике в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией вынесено заключение об отказе Антонову А.А. в выдаче удостоверения на основании п.1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 года №896, поскольку <адрес> Республики Северная Осетия – Алания не являлся зоной вооруженного конфликта, а также в связи с тем, что в п.13 послужного списка в личном деле Антонова А.А. отсутствует запись о его участии в боевых действиях.
Суд находит такое решение Комиссии законным исходя из следующего.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года №763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Министром обороны Российской Федерации приказом от 11 августа 2012 года №2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (действовал до 04.11.2017 года).
В пункте 7 названного Порядка определено, что выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени (перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону «О ветеранах»).
Периоды непосредственного участия военнослужащих в боевых действиях (выполнения задач в зоне вооруженного конфликта) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Между тем, таких приказов, подтверждающих факт участия административного истца в боевых действиях либо выполнение им задач на территории Чеченской Республики не имеется.
<адрес>, куда истец был командирован в декабре ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ, находится на территории Республики Северная Осетия – Алания, которая ни Федеральным законом «О ветеранах», ни Постановлением Правительства РФ от 16.12.2001 года №896 «О зонах вооруженных конфликтов» к зоне вооруженного конфликта в период 1994-1996 гг. отнесена не была.
В частности целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций участникам боевых действий Постановлением Правительства РФ от 16.12.2001 года №896 «О зонах вооруженных конфликтов» к выполнению задач «в зоне вооруженного конфликта» отнесено выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Тем же Правительства РФ от 16.12.2001 года №896 к выполнению задач «при вооруженных конфликтах» отнесено выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года.
Ввиду того, что командировки Антонова А.А. в Республику Северная Осетия - Алания в <адрес> имели место не в ДД.ММ.ГГГГ, а на территории Чеченской Республики в боевых действиях в ДД.ММ.ГГГГ. участия он не принимал, то законных оснований для присвоения ему статуса ветерана боевых действий у Комиссии не имелось.
При этом представленная истцом выписка из приказа командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ№ не может быть расценена как надлежащий документ, дающий право на названный статус, поскольку выполнение истцом Антоновым А.А. специальных задач «в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах в Чеченской Республике», как это указано в выписке, не является равнозначным «выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике».
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, отвечает требованиям законодательства, действовавшим на день его принятия, а потому признанию незаконным не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Антонова А.А. к Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа об оспаривании решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А.Арзуманова
Решение в окончательной форме принято 16 февраля 2018 года.