НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 23.08.2021 № 12-658/2021-7-242К

Судья – Корчева А.С. Дело №12-658/2021–7-242К

УИД 53RS0022-01-2021-004008-20

Р Е Ш Е Н И Е

23 августа 2021 года судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55 стр.1) Комаровская Е.И.,

с участием Черствова А.А., представителей Министерства финансов Новгородской области Шевцовой И.Е., Бойцова В.В.

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Черствова А.А. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 1 июля 2021 года, которым оставлено без изменения постановление первого заместителя министра финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. от 23 апреля 2021 года в отношении директора департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиционной политики Новгородской области Черствова А.А. о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

20 апреля 2021 года главным специалистом-экспертом отдела государственного финансового контроля департамента государственного финансового контроля Шевцовой И.Е. в отношении директора департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиционной политики Новгородской области Черствова А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 05-10-02/03 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.1 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Постановлением первого заместителя министра финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. от 23 апреля 2021 года Черствов А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статье 15.15.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Новгородского районного суда от 1 июля 2021 года постановление первого заместителя министра финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. от 23 апреля 2021 года оставлено без изменения, жалоба Черствова А.А. - без удовлетворения.

В поданной в Новгородский областной суд жалобе директор департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиционной политики Новгородской области Черствов А.А. просит отменить решение судьи и принять новое решение, которым отменить постановление должностного лица министерства финансов Новгородской области. В поданной в порядке пересмотра жалобе Черствов А.А. указывает, что при обращении с заявлениями о предоставлении субсидии заявителями были представлены сведения о деятельности, соответствующей условиям предоставления субсидий, предусмотренным пунктом 5 Порядка предоставления в 2020 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по оплате коммунальных и арендных платежей, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 10 сентября 2020 года №429, при этом из пункта 3 данного Порядка следует, что субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат в отношении объектов недвижимости, используемых заявителями в период с 1 апреля по 30 сентября 2020 года. Отсылка к пункту 5 в пункте 3 отсутствует, из чего следует, что сам факт осуществления заявителями предпринимательской деятельности (независимо от видов деятельности) в указанный период, свидетельствует о наличии у них права на получение субсидии, предусмотренной Порядком №429. Представленные заявителями документы соответствовали требованиям пункта 6 Порядка № 429, в том числе справки о том, что ими не осуществлялась торговля подакцизными товарами. Полагает неверным поддержанный судьей районного суда вывод должностного лица министерства финансов Новгородской области о невозможности подтверждения факта оказания услуг актом, подписанным сторонами сделки, отражающим реальное оказание услуг и движение денежных средств между двумя контрагентами за определенный период времени, а также наличие или отсутствие задолженности одной стороны перед другой на определенную дату.

В возражениях на жалобу министерством финансов Новгородской области указано, что при вынесении решения судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судьи соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, доводы жалобы, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены судебного акт не имеется.

Срок подачи жалобы на судебное постановление соблюден.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражений, заслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со статьей 78 БК РФ, постановлением Правительства Новгородской области от 24 июня 2019 года №235 «О государственной программе Новгородской области «Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2019 - 2024 годы» Правительство Новгородской области утвердило Порядок предоставления в 2020 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с продвижением товаров, работ и услуг (далее – Порядок №425), а также Порядок предоставления в 2020 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по оплате коммунальных и арендных платежей, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 10 сентября 2020 года №429 (далее - Постановление № 429).

Согласно пунктам 3, 6 Порядка №425 субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на возмещение части затрат по договорам, заключенным впервые с торговой площадкой или организацией по доставке продуктов питания не ранее 1 апреля 2020 года (пункт 6).

При этом размер субсидии, представленный в соответствии с данным Порядком, не может быть более 50 % размера фактических затрат заявителя и превышать сумму 250,0 тыс. рублей (пункт 7)

Для получения субсидии заявитель представляет в министерство документы, исчерпывающий список которых перечислен в пункте 8 Порядка.

Не позднее 10 календарных дней со дня окончания приема документов министерство: осуществляет проверку представленных заявителем документов и правильности расчета размера субсидии, результаты которой оформляются актом по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. Проверка достоверности представленной заявителем информации осуществляется путем сопоставления документов, представленных заявителем, и направления запросов посредством межведомственного электронного взаимодействия; принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, которое оформляется приказом министерства. (пункт 13).

В соответствии с пунктом 5 Порядка №429 критерием отбора заявителей на предоставление субсидии в соответствии с данным Порядком является осуществление ими одного из следующих основных видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст (далее ОКВЭД): деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 56); образование дополнительное детей и взрослых (код ОКВЭД 85.41); деятельность в области спорта (код ОКВЭД 93.1); предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код ОКВЭД 88.91); деятельность туроператоров (код ОКВЭД 79.12).

Предусмотренная данным Порядком субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется в целях обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (пункт 1).

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 429 данная субсидии была ограничена временным периодом деятельности - с 1 апреля по 30 сентября 2020 года и носила разовый характер.

Из системного толкования данных норм следует, что предоставление субсидии в соответствии с Порядком №429 заключается в поддержке ряда субъектов малого и среднего предпринимательства, определенных пунктом 5 данного Порядка, деятельность которых была приостановлена в период с 1 апреля по 30 сентября 2020 года.

Иное противоречило бы целям предоставления субсидии, предусмотренным Порядком №429.

Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства финансов Новгородской области от 15 января 2021 года № 8 в отношении министерства инвестиционной политики Новгородской области (далее министерство инвестиционной политики, министерство) в период с 19 января по 25 февраля 2021 года была проведена выездная проверка по соблюдению предоставления субсидий, выделенных из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и соблюдение условий соглашений (договоров) об их предоставлении за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

В ходе проведения проверки было установлено, что министерством инвестиционной политики как главным распорядителем бюджетных средств были нарушены условия предоставления субсидий, предусмотренным Порядком №425 и Порядком №429, ряду заявителям.

ИП Воеводин Р.О. 25 сентября 2020 года подал заявление в министерство о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с продвижением товаров, работ и услуг, в рамках Порядка № 425. Между Министерством и ИП Воеводиным Р.О. 8 октября 2020 года было заключено соответствующее соглашение, согласно которому ему предоставляется субсидия в сумме 231362 руб. на компенсацию части затрат, связанных с продвижением товаров, работ и услуг (субсидия перечислена 15 октября 2020 года).

В тоже время ИП Воеводину Р.О. в нарушении пункта 7 Порядка № 425 была выплачена субсидия более 50% размера фактических затрат заявителя и произведена переплата в размере 10911 руб., поскольку затраты, произведенные ИП Воеводиным Р.О. на сумму 21821 руб., не подтверждены соответствующими платежными документами.

Поскольку ИП Воеводиным Р.О. не были представлены платежные документы, подтверждающие понесенные им затраты в указанной сумме за оплачиваемый период, то административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях министерства нарушения пункта 7 Порядка № 425.

В ходе проверки также было установлено нарушение министерством пунктов 5, 14 Порядка № 429 при предоставлении данного вида субсидии.

Так, на основании приказа министерства инвестиционной политики Новгородской области от 20 ноября 2020 года № 1335 и соглашения от 30 ноября 2020 года ИП Воеводину Р.О. была выплачена субсидия в размере 140266,65 руб. (платежное поручение от 04 декабря 2020 года), тогда как в период времени с 1 апреля по 30 сентября 2020 года им не осуществлялась основная деятельность по ОКВЭД 93.19 «Деятельность в области спорта прочая», предусмотренная пунктом 5 Порядка №429, данная деятельность была зарегистрирована лишь 23 октября 2020 года;

ИП Андреасян А.В. зарегистрировал в качестве основного вида осуществляемой им деятельности по ОКВЭД 56.29 «деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания» с 3 июня 2020 года, в связи с чем выплата министерством ему субсидия в размере 3546,41 рублей (платежное поручение от 04 декабря 2020 года) за май 2020 года являлась необоснованной;

ООО «Ранта» основную деятельность зарегистрировало по ОКВЭД 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» с 9 июня 2020 года, следовательно, сумма субсидии за апрель - май 2020 года в размере 26077,59 рублей выплачена данному обществу министерством излишне (платежное поручение от 10 декабря 2020 года);

ИП Коршунова А.Ю. осуществление основного вида деятельности по ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» зарегистрировала 28 июля 2020 года, следовательно, министерством необоснованно принято к возмещению понесенные ею расходы за период с апреля по июль 2020 года, что повлекло необоснованную выплату ей субсидии в сумме 34431,9 рублей (платежное поручение от 04 декабря 2020 года).

В ходе проверки также было установлено нарушение министерством пунктов 6, 14 Порядка № 429, согласно которому заявитель должен соответствовать следующим требованиям: заявитель не осуществлял производство и (или) реализацию подакцизных товаров в период, в котором производились затраты, на возмещение части которых предоставляется субсидия.

В тоже время ООО «Кафе Шоколад», ООО «Гриль», ООО «САГА», ООО «Сударушка», которым министерством были перечислены субсидии, осуществляли реализацию подакцизных товаров, тогда как им должно было быть отказано в их выплате. ООО «Кафе Шоколад» платежным поручением перечислена субсидия 04 декабря 2020 года в размере 177239,43 руб., из них неправомерно перечислено - 93550,48 руб., ООО «САГА» перечислено 08 декабря 2020 года 99127,38 руб., из них неправомерно перечислено - 33042,6 руб., ООО «Сударушка» 10 декабря 2020 года перечислено всего субсидии 49563,69 руб., из них неправомерно перечислено - 24781,84 руб., ООО «Гриль» неправомерно перечислено субсидии 52569,5 рублей.

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 429 Министерство регистрирует представленные заявителями документы в день поступления с использованием системы электронного документооборота органов исполнительной власти Новгородской области (далее СЭД ОИВ Новгородской области).

Проверка достоверности представленной заявителем информации осуществляется путем сопоставления документов, представленных заявителем, и направления запросов посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Не позднее 14 рабочих дней со дня окончания срока принятия документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, министерство осуществляет проверку представленных заявителем документов, результаты которой оформляются актом по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, которое оформляется приказом министерства (пункт 13).

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются, в том числе несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка (пункт 14).

Вместе с тем, принимая решение о предоставлении вышеуказанным заявителям субсидии, министерство инвестиционной политики мер к проверке достоверности сведений, указанных в представленных ими заявлениях, в частности, об отсутствии реализации подакцизных товаров, не предприняло, что повлекло необоснованное предоставление субсидии.

В ходе проверки было установлено нарушение министерством Порядка № 429, выразившееся в предоставлении 4 декабря 2020 года ООО «Гриль» субсидии на сумму 67120,79 рублей, тогда как документов, подтверждающих несение затрат в размере 9178,36 рублей, обществом предоставлена не была, в связи с чем сумма субсидии не могла превышать 64593,49 руб.

При таких обстяотельствах, вывод должностного лица министерства финансов о необоснованном предоставлении министерством инвестиционной политики ООО «Гриль» субсидии в размере 9178, 36 рублей, следует признать верным.

При выплате субсидии министерство исходило из того, что заявителем ООО «Гриль» предоставлен акт сверки взаимных расчетов, где данная сумма имеет свое отражение, что является неверным.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 429 субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее заявитель), с целью возмещения части затрат по оплате коммунальных и арендных платежей в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Новгородской области и используемых заявителем для осуществления предпринимательской деятельности, в период с 1 апреля по 30 сентября 2020 года (далее возмещение затрат).

В пункте 8 Порядка указан перечень документов, который должен предоставить заявитель, в том числе копии платежных документов, подтверждающих произведенные затраты, с приложением копий документов, указанных в назначении платежа, заверенные заявителем.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также согласно части 1 статьи 861 ГК РФ, части 1 статьи 862 ГК РФ, акт сверки взаимных расчетов не является документом, подтверждающим произведение затрат, поскольку из него невозможно установить, какие взаимозачеты производились между сторонами и за оказание каких услуг.

17 декабря 2020 года министерство в соответствии с Порядком № 429 перечислило ООО «Витона» субсидию в размере 170445,90 руб., при этом в расчет суммы субсидии была включена сумма расходов по испытанию системы отопления в размере 70000 рублей, которая в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ не относится к коммунальным расходам и подлежала исключению из общей суммы предъявленных обществом к возмещению затрат, переплата составила 350,13 руб. (нарушен пункт 3 Порядка № 429).

Таким образом, факт нарушения министерством инвестиционной политики - главным распорядителем бюджетных средств в лице должностного лица Черствова А.А. условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком №425 и Порядком №429, нашел свое должное подтверждение.

Объективная сторона вменяемого Черствову А.А. административного правонарушения характеризуется виновными действиями должностного лица, нарушившего условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с продвижением товаров, работ и услуг, а также субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по оплате коммунальных и арендных платежей

Субъектом данного правонарушения обоснованно признан Черствов А.А. как уполномоченное должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего выдачу субсидий.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены приобщенными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 05-10-02/03 от 20 апреля 2021 года, приказом о проведении проверки от 15 января 2021 года № 8, актом проверки от 16 марта 2021 года и иными материалами дела.

Всем исследованным по делу доказательствам судьей районного суда дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.

На основании исследованных доказательств судьей районного суда при вынесении постановления верно установлены фактические обстоятельства данного дела.

Вопреки доводам жалобы, судья районного суда принял во внимание все доказательства, представленные в материалах дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности должностного лица - директора департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиционной политики Новгородской области Черствова А.А. в совершении административного правонарушения.

Судьей районного суда проверены доводы Черствова А.А. об отсутствии в его действиях нарушений условий предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства и сделан обоснованный вывод о том, что эти доводы не опровергают доказательства совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и виновности данного лица в его совершении, основаны на ином ошибочном толковании, в частности, положений Порядка №429.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины Черствова А.А в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.

Необходимость соблюдения всех условий, предусмотренных Порядком №425 и Порядком №429 предоставления субсидий, является безусловным основанием для предоставления субсидий. Несоблюдение субъектом малого и среднего предпринимательства хотя бы одного условия предоставления субсидий влечет отказ в ее предоставлении (пункт 14 Порядков).

В силу пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесено – обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Аналогичное требование содержат пункты 21 Порядков №425 и №429 предоставления субсидий о том, что министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Действия Черствова А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Черствова А.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с соблюдением требованием статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ в пределах, установленных частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса; является обоснованным, справедливым и соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену принятых по настоящему делу постановления и решения, ни должностным лицом, ни судьей районного суда не допущено.

При таких обстоятельствах постановление и решение, вынесенные в отношении директора департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиционной политики Новгородской области Черствова А.А. по данному делу, являются законными и обоснованными, отмене или изменению не подлежат, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

р е ш и л :

решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 1 июля 2021 года и постановление первого заместителя министра финансов Новгородской области Питеровой Г.Н. от 23 апреля 2021 года в отношении директора департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиционной политики Новгородской области Черствова А.А. о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Черствова А.А.– без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-20.14 КоАП РФ.

Судья Е.И. Комаровская