НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 22.05.2018 № 12-41/18-7-109К

Судья – Григорьева Т.Ю. Дело №12-41/18-7-109К

Р Е Ш Е Н И Е

22 мая 2018 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1), Комаровская Е.И.,

при секретаре Сизовой Ю.Б.,

с участием старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области Суслова И.Л., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области Вишняк Н.А. и Максименковой М.С.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Суслова И.Л. на решение судьи Боровичского районного суда от 17 апреля 2018 года, которым постановление №03-75/2017 от 5 февраля 2018 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Суслова И.Л. о привлечении ЗАО ПК «Корона» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

22 февраля 2018 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области (далее – старший государственный инспектор Управления, Управление) Сусловым И.Л. в отношении ЗАО ПК «Корона» (далее – Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, выразившееся в не представлении в Управление за 2016 год в срок до 1 апреля 2017 года декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе, упаковки, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, а также в не представлении в Управление в срок до 15 апреля 2017 года расчета суммы экологического сбора.

Постановлением №03-75/2017 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Суслова И.Л. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Боровичского районного суда от 17 апреля 2018 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Общества, постановление старшего государственного инспектора Управления от 5 февраля 2018 года отменено, производство по делу в отношении Общества прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе старший государственный инспектор Управления ставит вопрос об отмене решения судьи Боровичского районного суда как постановленного при неправильном применении норм материального права, указывая на то, что Общество, использующее упаковку, приобретаемую у третьих лиц, для упаковки собственной продукции, обязано выполнять нормативы утилизации упаковки и представлять отчетность о выполнении нормативов ее утилизации, а также декларацию о количестве выпущенных товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации.

В судебном заседании старший государственный инспектор Управления Суслов И.Л. поданную им жалобу поддержал по основаниям, в ней изложенным.

Представитель Общества, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил возражения на жалобу, в которых, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения, а решение судьи Боровичского районного суда – без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, выслушав подателя жалобы, представителей Управления, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Предоставлять полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы должны лица, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

Как следует из материалов дела, 18 октября 2017 года в отдел экологического надзора Управления Росприроднадзора по Новгородской области поступила служебная записка начальника отдела финансирования, бухгалтерского учета и администрирования платежей с информацией о невыполнении Обществом нормативов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 года №1886-р (Перечень), и неуплате экологического сбора производителями таких товаров, зарегистрированными в Новгородской области.

Согласно указанной записке Общество относится к производителям товаров (производство соленого, вареного, запеченого, копченого, вяленого и прочего мяса), которые обязаны выполнять нормативы утилизации в отношении готовых товаров, включая упаковку, включенных в Перечень, после утраты ими потребительских свойств.

Также установлено, что в 2017 году Общество приобрело у ООО «Металлопластмасс» 1131877 шт. упаковочных гофрокоробок, которые включены в Перечень, группа №10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная» (ОК 034-2014(КПЕС 2008) 117.21.13.00), в отношении которых установлен норматив утилизации на 2016 год в размере 10%. В связи с этим, Общество обязало было представить в Управление за 2016 год в срок до 1 апреля 2017 года декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации и в срок до 15 апреля 2017 года – расчет суммы экологического сбора, что сделано не было.

Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения Управлением в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, с последующим привлечением Общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Отменяя вынесенное в отношении Общества постановление о привлечении к административной ответственности и прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, суд первой инстанции исходил, в частности, из отсутствия у Общества обязанности по представлению декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетности о соблюдении нормативов утилизации, указывая на то, что такая обязанность возникает лишь у организаций, которые обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, к числу которых Общество не относится.

Вместе с тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном применении закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно пункту 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ.

Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ, выполнение нормативов утилизации подтверждается:

договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Пунктом 9.2 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что сведения об указанных договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Из содержания данных норм следует, что обязанность представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации предоставляется независимо от выбранного юридическим лицом способа обеспечения выполнения им нормативов утилизации, указанного в пункте 4 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ.

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ также предусмотрено, что производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (не организовали собственные объекты по утилизации и не заключили договора на утилизацию отходов с уполномоченным на этот вид деятельности лицом), уплачивают экологический сбор.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года №1073, которым утверждены Правила взимания экологического сбора, установлен порядок взимания экологического сбора и представления расчета суммы экологического сбора - ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 15 данных Правил, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты экологического сбора, а также обоснованность его исчисления на основании представленных плательщиком информации, полученной в установленном порядке при декларировании плательщиками количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров (в том числе упаковки таких товаров), и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Из системного толкования положений статьи 24.2 Закона №89-ФЗ, пункта 15 Правил взимания экологического сбора следует, что уплата экологического сбора не освобождает плательщиков экологического сбора от обязанности представления отчетности о выполнении нормативов утилизации, декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, расчета суммы экологического сбора.

Пунктом 16 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливается Правительством РФ.

Согласно пункту 17 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 года №1886-р, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года №1417.

Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (отчетность), формы расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона №89-ФЗ, Положением №1417, Правилами №1342.

Непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, именно непредставление указанных документов, что Обществом не отрицалось, явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ. При этом неуплата экологического сбора, на что сослался суд первой инстанции в своем решении, не вменялось в вину Общества и основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ не являлось.

Таким образом, приводимые в жалобе доводы должностного лица Управления заслуживают внимания.

Вместе с тем основания для отмены вынесенного судьей Боровичского районного суда в отношении Общества решения по данному делу об административном правонарушении отсутствуют.

Статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об изменении постановления (решения), если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание положения статьи 30.7 КоАП РФ, и учитывая, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества районным судом было прекращено, а на момент рассмотрения областным судом поданной должностным лицом Управления жалобы срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, что исключает возможность направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, основания для изменения (отмены) судебного решения отсутствуют.

При таких обстоятельствах, вынесенное судьей Боровичского районного суда 17 апреля 2018 года решение об отмене постановления №03-75/2017 от 5 февраля 2018 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Суслова И.Л. о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и прекращении производства по делу подлежит оставлению без изменения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 178 апреля 2018 года об отмене постановления №03-75/2017 от 5 февраля 2018 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Суслова И.Л. о привлечении ЗАО ПК «Корона» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения

Решение вступает в силу с момента его вынесения.

Судья Новгородского

областного суда Е.И. Комаровская