Дело № 03а-24/17 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2017 года Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Гроцер Н.А.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
представителей административного истца Муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» Григорьева Р.В., Павловой Т.В.,
представителей административного ответчика Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А., Клементьева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании раздела 2, пунктов 1, 3, 4, 6 раздела 3, разделов 4, 5 Приложения № 1, Приложений №№ 3, 4, 5 в части установления тарифов для потребителей, кроме населения, к постановлению Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 09 сентября 2016 года № 28\1 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» на 2017-2019 годы», в редакции постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 13 декабря 2016 года № 56\2, не действующими,
у с т а н о в и л:
Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее Комитет) 09 сентября 2016 года принято постановление № 28\1 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» (далее Предприятие) на 2017-2019 годы».
Пунктом 1 указанного постановления утверждена производственная программа Предприятия в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2017-2019 годы (далее Производственная программа), предусмотренная Приложением № 1, включающая в себя паспорт Производственной программы (раздел 1), перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке (раздел 2), планируемый объем подачи питьевой воды, объем принимаемых сточных вод (раздел 3), объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 4), график реализации мероприятий производственной программы (раздел 5), плановые показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (раздел 6), расчет эффективности производственной программы (раздел 7), отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования – 2015 год (раздел 8), мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания абонентов (раздел 9).
Пунктом 3 этого же постановления Предприятию установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2017-2019 годы согласно приложениям №№ 3, 4, 5.
Указанные тарифы установлены на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года (пункт 4 названного постановления).
Приложением № 3 к данному постановлению были установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую Предприятием потребителям, кроме населения (без налога на добавленную стоимость), с календарной разбивкой, которые составили: на период с 01 января по 30 июня 2017 года 76, 25 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2017 года – 80, 82 руб.\ куб.м, на период с 01 января по 30 июня 2018 года – 80, 82 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 83, 72 руб.\ куб.м, на период с 01 января по 30 июня 2019 года – 83, 72 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 86, 39 руб.\ куб.м.
Приложением № 4 к постановлению были установлены тарифы на водоотведение, отпускаемое Предприятием потребителям, кроме населения (без налога на добавленную стоимость), с календарной разбивкой, которые составили: на период с 01 января по 30 июня 2017 года 77, 36 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2017 года – 81, 99 руб.\ куб.м, на период с 01 января по 30 июня 2018 года – 81, 99 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 84, 87 руб.\ куб.м, на период с 01 января по 30 июня 2019 года – 84, 87 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 87, 49 руб.\ куб.м.
Приложением № 5 к постановлению были установлены тарифы на водоотведение, отпускаемое Предприятием потребителям, кроме населения, в случае отсутствия в муниципальном образовании коммунальной инфраструктуры в сфере очистки стоков и утилизации сточной жидкости (без налога на добавленную стоимость), с календарной разбивкой, которые составили: на период с 01 января по 30 июня 2017 года 27, 08 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2017 года – 28, 70 руб.\ куб.м, на период с 01 января по 30 июня 2018 года – 28, 70 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 29, 70 руб.\ куб.м, на период с 01 января по 30 июня 2019 года – 29, 70 руб.\ куб.м, на период с 01 июля по 31 декабря 2019 года – 30, 61 руб.\ куб.м.
Данное постановление было опубликовано в печатном издании – областная газета «Новгородские ведомости» 16 сентября 2016 года № 12.
Постановлением Комитета от 13 декабря 2016 года № 56\2 «О внесении изменений в постановления комитета по ценовой и тарифной политике области» в названное выше постановление Комитета были внесены изменения путем изложения Приложений №№ 3, 4 и 5 в новой редакции, в которой эти Приложения были дополнены, соответственно, положениями об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и водоотведение в случае отсутствия в муниципальном образовании коммунальной инфраструктуры в сфере очистки стоков и утилизации сточной жидкости, отпускаемые Предприятием населению Кулотинского городского поселения и прочему населению (с налогом на добавленную стоимость) с календарной разбивкой на 2017-2019 годы.
Это постановление было опубликовано в печатном издании – областная газета «Новгородские ведомости» 16 декабря 2016 года № 27 и вступило в силу с 01 января 2017 года
Предприятие обратилось в суд с административным иском, впоследствии дополненным и уточненным в ходе судебного разбирательства, к Комитету о признании раздела 2, пунктов 1, 3, 4, 6 раздела 3, разделов 4, 5 Приложения № 1, Приложений №№ 3, 4, 5 в части установления тарифов для потребителей, кроме населения, к постановлению Комитета № 28\1, в редакции постановления Комитета от 13 декабря 2016 года № 56\2 (далее по тексту Постановление № 28\1 или оспариваемое в части Постановление), не действующими.
В обоснование заявленных требований Предприятие указало на то, что оно, являясь гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Окуловского муниципального района с 01 января 2016 года, осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в связи с чем 27 апреля 2016 года обратилось в Комитет с заявлениями об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (без очистки стоков), водоотведение (полный цикл) на регулируемый период 2017-2019 годы, представив проект производственной программы в объемах и финансовом обеспечении, позволяющих осуществление регулируемых видов деятельности в соответствии с установленными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» принципами, все расчеты и документы, подтверждающие экономически обоснованные расходы, фактически понесенные Предприятием, и планируемые финансовые затраты на очередной период регулирования, однако Комитетом в нарушение действующего законодательства необоснованно была утверждена Производственная программа в объемах и финансовом обеспечении, не позволяющих осуществление регулируемых видов деятельности в соответствии с установленными принципами, тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для прочих потребителей Предприятия были установлены в необоснованно заниженных размерах, что нарушает права Предприятия на возмещение экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по холодному водоснабжению и водоотведению. Так, при установлении тарифов Комитетом в расчет необходимой валовой выручки Предприятия необоснованно не были включены расходы на формирование аварийного запаса материалов, на формирование резерва на оплату отпусков, на охрану труда и технику безопасности, на членство в саморегулируемой организации, на амортизацию, на уплату налогов на имущество, на обеспечение работоспособности оргтехники, на обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на приобретение газоанализаторов, на расчетно-кассовое обслуживание, а также неправомерно занижены расходы на водоподготовку и водоочистку (приобретение химических реагентов и реактивов), на приобретение сырья и материалов, на приобретение топлива (угля каменного) для собственной котельной, поставляющей тепловую энергию на объект водоснабжения (водоочистные сооружения), на электрическую энергию, на арендную плату основных производственных средств, на уплату водного налога.
Определением судьи от 12 апреля 2017 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор.
В судебном заседании, назначенном на 25 мая 2017 года, объявлялся перерыв до 05 июня 2017 года, до 09 июня 2017 года, до 16 июня 2017 года, до 19 июня 2017 года, до 20 июня 2017 года.
В судебном заседании представители административного истца Предприятия Григорьев Р.В., Павлова Т.В. административный иск поддержали по указанным выше мотивам.
Представители административного ответчика Комитета Крутякова Н.А., Клементьев Ю.В. административный иск не признали, пояснив, что оспариваемое в части Постановление принято Комитетом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, Постановление в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов Предприятия не нарушает.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд находит административный иск Предприятия не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 213 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее Методические указания).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части Постановления) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в данной сфере, к числу которых относятся, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 части 2, пункту 1 части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения - тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); в сфере водоотведения – тариф на водоотведение.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Комитет в соответствии с пунктами 1.1, 3.4.22, 3.21 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части Постановления), является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов); Комитет, в том числе, устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, оспариваемое в части Постановление принято в пределах компетенции Новгородской области уполномоченным органом и в установленном законом порядке опубликовано в официальном источнике публикации нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктами 14, 16 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 17 Правил.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяется Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года № 1154-э, пунктом 11 которого предусмотрено, что открытие дела об установлении тарифов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.
Согласно пункту 20 Правил решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно пункту 27 Правил решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 28 Правил).
В судебном заседании из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела установлено, что Предприятие создано в соответствии с постановлением Администрации Окуловского муниципального района от 23 ноября 2015 года № 1854 в целях решения вопросов местного значения по организации в границах Окуловского муниципального района водоснабжения населения, водоотведения, а также иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством Российской Федерации.
Запись о создании Предприятия внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 06 ноября 2015 года.
Постановлением Администрации Окуловского муниципального района от 20 ноября 2015 года № 2042 Предприятие определено в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах Окуловского муниципального района с 01 января 2016 года, с этого же времени оно осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения – распределение воды, сбор и очистку воды, удаление сточных вод.
Потребителями водоснабжения и водоотведения Предприятия являются объекты жилищно-социальной сферы, бюджетные и промышленные организации Окуловского муниципального района.
27 апреля 2016 года Предприятие обратилось в Комитет с заявлениями №№ 497, 498, 499 об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (без очистки стоков), водоотведение (полный цикл) на расчетный период регулирования 2017-2019 годы, выбрав метод регулирования тарифов: метод индексации установленных тарифов (на три года), представив свои расчеты и обосновывающие документы с предложением установить тарифы, а также проект производственной программы для утверждения.
На основании заявлений Предприятия решением Комитета было открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на 2017-2019 годы, о чем Предприятие было уведомлено письмом Комитета от 16 мая 2016 года № КЦ-706-И.
Этим же письмом Общество было уведомлено о принятом Комитетом решении о выборе метода – методе индексации установленных тарифов.
05 сентября 2016 года письмом за № 1023 Предприятием в Комитет представлены дополнительные материалы в обоснование предлагаемых тарифов.
Достоверность представленных Предприятием документов была подтверждена подписями его руководителя и уполномоченных должностных лиц.
Специалистом Комитета в период с 30 августа 2016 года по 07 сентября 2016 года проведена экспертиза представленных Предприятием документов.
Экспертное заключение Комитета по содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктом 26 Правил.
Решения об установлении оспариваемых тарифов, утверждении Производственной программы приняты на заседании правления Комитета 09 сентября 2016 года посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пункта 29 Правил.
О заседании правления Комитета Общество было извещено письмом от 08 сентября 2016 года № КЦ-1964-И.
Оспариваемым в части Постановлением были установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для Предприятия на долгосрочный период регулирования с использованием метода индексации установленных тарифов в размерах, предложенных в экспертном заключении.
Таким образом, оспариваемое в части Постановление было принято Комитетом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры.
Проверив Постановление в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил).
Одним из применяемых при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения методов является метод индексации (пункт 30 Основ ценообразования).
Как установлено в судебном заседании из объяснений представителей сторон и письменных материалов дела, Предприятие обратилось с предложением об установлении на 2017-2019 годы тарифов по видам услуг в следующих размерах (без НДС) без разбивки по полугодиям:
питьевая вода (питьевое водоснабжение)
с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года – 191, 35 руб./куб. м (рост к тарифу, установленному Постановлением Комитета от 16 декабря 2015 года № 54\2 с 01 июля 2016 года в размере 76, 25 руб.\ куб. м составляет 2,5 раза); с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – 214,95 руб./куб. м; с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года – 223,56 руб./куб.м;
водоотведение (полный цикл)
с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года – 177,99 руб./куб.м (рост к тарифу, установленному Постановлением Комитета от 16 декабря 2015 года № 54\2 с 01 июля 2016 года в размере 77, 36 руб.\ куб. м составляет 2,3 раза); с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – 196,96 руб./куб. м; с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года – 207,45 руб./куб.м;
водоотведение (без очистки сточных вод)
с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года – 56,04 руб./куб.м (рост к тарифу, установленному Постановлением Комитета от 16 декабря 2015 года № 54\2 с 01 июля 2016 года в размере 27,08 руб.\ куб. м составляет 2,1 раза); с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – 66,69 руб./куб. м; с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года – 69,36 руб./куб.м.
При расчете тарифов, как следует из экспертного заключения, плановая необходимая валовая выручка (далее НВВ) Предприятия на 2017-2019 годы с календарной разбивкой, учитывающей годовой объем реализации услуг в каждом из периодов 2017 года, была принята Комитетом в следующих размерах:
питьевая вода
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 46829,39 тыс.руб.; с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - 49635,84 тыс.руб.; с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 49635,84 тыс.руб.; с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 51418,57 тыс.руб.; с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 51418,57 тыс.руб.; с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 53058,85 тыс.руб.;
водоотведение (полный цикл)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 18774,40 тыс.руб.; с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - 19897,98 тыс.руб.; с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 19897,98 тыс.руб.; с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 20596,21 тыс.руб.; с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 20596,21 тыс.руб.; с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 21233,45 тыс.руб.;
водоотведение (без очистки)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 5534,97 тыс.руб.; с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - 5855,49 тыс.руб.; с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 5855,49 тыс.руб.; с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 6060,24 тыс.руб.; с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 6060,24 тыс.руб.; с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 6244,71 тыс.руб.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.
Указанные объемы определяются в соответствии с пунктами 4, 8 Методических указаний исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний объем потерь воды при транспортировке определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.
В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Судом установлено, что при расчете НВВ Комитет исходил из объемов реализации по услугам Предприятия: питьевая вода – 614,153 тыс. куб. м, водоотведение (полный цикл) – 242,688 тыс. куб. м, водоотведение (без очистки) – 204,024 тыс. куб. м, рассчитанных от объемов отпуска воды, принятых сточных вод Предприятия, учтенных при расчете тарифов на 2016 год в производственной программе на 2016 год, и объемов потерь воды и потребления воды Предприятия на собственные нужды исходя из целевых показателей деятельности Предприятия на очередной период регулирования, определенных им в представленном проекте Производственной программы.
Основанием для принятия Комитетом указанных выше значений и показателей при исчислении объемов отпуска воды, принятых сточных вод и объемов потерь воды и потребления воды на собственные нужды явилось то, что документов, подтверждающих обоснованность заявленного Предприятием объема поднятой воды 1939, 99 тыс. куб. м, в том числе Отчета 2ТП-водхоз по сельским поселениям, на который ссылались представители Предприятия, а также подтверждающих обоснование и фактическое подтверждение расчета расходов на собственные нужды и потери при транспортировке, Предприятием в материалы тарифного дела представлено не было.
При этом предоставленный Предприятием в материалы тарифного дела расчет объема поднятой воды по факту 2015 года за период октябрь - декабрь 2015 года и на январь-март 2016 года на основании данных учета измерительной аппаратуры - расходомера электронного «Питрлоу», вопреки доводам административного иска, обосновано не принят Комитетом в расчет объема поднятой воды, поскольку данным прибором объем поднятой воды подтвержден только за январь 2015 года.
При установлении тарифов с применением метода индексации в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Текущие расходы регулируемой организации согласно пункту 58 Основ ценообразования включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
С учетом положений пункта 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
Согласно пункту 18 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются: 1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; 2) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; 3) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда; 5) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; 6) общехозяйственные расходы; 7) прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод; расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод; расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.
Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение в соответствии с пунктом 19 Методических указаний рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1 - 2.1.1 к настоящим Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.
Как следует из экспертного заключения, Комитетом базовый уровень операционных расходов на 2017 год при расчете текущих расходов по видам услуг учтен в следующих размерах:
питьевая вода
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 38386,50 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 40784,72 тыс. руб.;
водоотведение (полный цикл)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 15766,63 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 16747,84 тыс. руб.;
водоотведение (без очистки стоков)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 5056,58 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 5363,97 тыс. руб.
При расчете базового уровня операционных расходов на 2017 год в составе производственных расходов Комитетом учтены расходы на приобретение сырья и материалов по видам услуг в меньших против заявленных Предприятием размерах:
питьевая вода
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 1238,29 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 1298,97 тыс. руб.;
водоотведение (полный цикл)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 23,14 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 24,28 тыс. руб.;
водоотведение (без очистки стоков)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 19,45 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 20,41 тыс. руб.
Основанием для корректировки данных расходов в сторону их уменьшения явилась корректировка Комитетом потребности в химреагентах за счет снижения объема очищаемой воды исходя из их уровня, учтенного в тарифах на 2016 год, и корректировка (снижения) цен с учетом данных, представленных Предприятием:
на гипохлорид натрия с 10151,95 руб./т на 9882,84 руб./т (на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года) и 10367,10 руб./т (на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года) согласно представленному Предприятием счета на оплату № 1241 от 12 апреля 2016 года, с учетом индекса роста 106,5% на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года и 104,9% на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 06 мая 2016 года (далее Прогноз), исходя из объема гипохлорида натрия, принятого на уровне учтенного в тарифах на 2016 год);
на алюминий сернокислый с 16525,42 руб./т на 15343,22 руб./т (на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года) и 16095,04 руб./т (на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года) согласно представленному Предприятием коммерческого предложения НПО «Завод химических реагентов» (город Архангельск) от 15 марта 2016 года № 02-01/476Я, с учетом индекса роста 106,5% на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года и 104,9% на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в соответствии с Прогнозом, исходя из объема алюминия сернокислого, принятого на уровне учтенного в тарифах на 2016 год.
При учете данных расходов Комитет правомерно в соответствии с пунктом 19 Методических указаний исходил из экономически обоснованной потребности и плановых расчетных цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов (запрос котировок), подтвержденных документально.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:
параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
Судом установлено, что, поскольку заявленные Предприятием расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала (90,3 чел. основного производственного персонала и 13 чел. цехового персонала) на 2017 год (в сфере водоснабжения - 31032,39 тыс. руб., водоотведение (полный цикл) – 18873,33 тыс. руб., водоотведение (без очистки) – 4276,67 тыс. руб.) значительно (в 2 и 2, 2 раза) превышали документально подтвержденные фактические расходы на оплату труда за 2015 год, а фактические данные за 2016 год в материалы тарифного дела Предприятием представлены не были, данные расходы в составе производственных расходов обоснованно приняты Комитетом, исходя из базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 8819 рублей с учетом коэффициента особенностей работ, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2014-2016 годы (которое распространяется на Предприятие), в размере 1, 4, премий за вредные условия работы, классность по оплате труда, и исходя из штатной численности работников Предприятия на 2017 год, на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года на уровне расходов, учтенных в тарифах на 2016 год, исходя из размера фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - с индексом роста 104,9% согласно Прогнозу и составили по видам услуг:
питьевая вода
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 17128,86 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 17968,17 тыс. руб.;
водоотведение (полный цикл)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 8460,62 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 8875,19 тыс. руб.;
водоотведение (без очистки стоков)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 2191,03 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 2298,39 тыс. руб.
Отчисления на социальные нужды учтены Комитетом исходя из страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 0,2% в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и составили по видам услуг:
питьевая вода
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 5172,92 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 5426,39 тыс. руб.;
водоотведение (полный цикл)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 2555,11 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 2680,31 тыс. руб.;
водоотведение (без очистки стоков)
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 661,69 тыс. руб.;
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 694,11 тыс. руб.
Транспортные расходы Предприятия учтены Комитетом в расходах по статьям «Общехозяйственные расходы» в сумме 3205,35 тыс. руб. и «Прочие производственные расходы» в сумме 2988,965 тыс. руб.
Данные расходы против заявленных Предприятием расходов в сумме 17287,55 тыс. руб. (в том числе: в сфере водоснабжения - 13902,24 тыс. руб., водоотведения - 3385,31 тыс. руб.) приняты Комитетом в расчет НВВ на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в сумме 7702,69 тыс. руб., которые распределены согласно учетной политике Предприятия по количеству планируемых машиночасов, по видам деятельности (в том числе: в сфере водоснабжения - 6194,31 тыс. руб., водоотведения - 1508,38 тыс. руб.), на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – приняты с учетом индекса роста согласно Прогнозу.
Снижение этих расходов в сфере водоснабжения на 7556,16 тыс. руб., водоотведения - на 1839,98 тыс. руб. было произведено в результате:
- корректировки расходов на топливо и смазочные материалы в целом по видам деятельности на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года на 1263,89 тыс. руб., которые были учтены Комитетом согласно действующим нормам и представленным подтверждающим материалам;
- корректировки арендной платы за арендуемое имущество до суммы, покрывающей арендодателю расходы на амортизацию и налоги, на основании представленной Предприятием расшифровки по договору аренды с ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» от 01 января 2016 года № 1/2016, путем исключения неподтвержденных расшифровками сумм арендной платы - 1302,52 тыс. руб. и 430,18 тыс. руб.;
- корректировки расходов на оплату труда с отчислениями водителей, слесарей, начальника транспортного цеха за счет корректировки количества машино-часов с 24079 на 21315 до 3874,89 тыс. руб. по всем видам деятельности в целом;
- исключения необоснованных расходов резервного фонда с отчислениями в сумме 799,3 тыс. руб. как не предусмотренных Методическими указаниями, цеховых расходов в сумме 826,68 тыс. руб., учтенных Комитетом по статье «Фонд оплаты труда».
В прочих производственных расходах Предприятия Комитетом учтены расходы экологического и природоохранного характера (расходы на проведение химических, бактериологических и радиологических исследований питьевой воды, химических, бактериологических исследований сточных вод) исходя из имеющихся данных за предшествующий период регулирования с учетом представленных расчетов и документально подтвержденных материалов, сумма неучтенных расходов в сфере водоснабжения составила 12789,0 тыс.руб., водоотведения – 1249,15 тыс. руб.
Из указанных расходов Предприятия ввиду их неподтверждения документально, в том числе непредоставления инвестиционной программы организации водопроводно-канализационного хозяйства, планов снижения сбросов, Комитетом исключены: в сфере водоснабжения - плата за сверхлимитные сбросы в окружающую среду в размере 97,06 тыс. руб., расходы на разработку проектов санитарно-защитных зон в размере 973,62 тыс. руб., расходы на установку и обслуживание станций обезжелезивания в размере 9360,0 тыс. руб., плата за лицензии в размере 2640,0 тыс. руб.; водоотведение (без очистки) - расходы на оснащение газоанализаторами КНС в размере 215,64 тыс. руб., плата за сверхлимитные сбросы в окружающую среду в размере 262,43 тыс. руб., расходы на морфометрические наблюдения в размере 65,86 тыс. руб.; водоотведение (полный цикл) - плата за сверхлимитные сбросы в окружающую среду в размере 480,31 тыс. руб., расходы на разработку проектов ПНОЛРО, по сбросам в размере 397,50 тыс. руб., расходы на морфометрические наблюдения в размере 55,44 тыс. руб.
Согласно пункту 23 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются: 1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.
Пунктом 24 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
В судебном заседании из объяснений представителей Комитета и письменных материалов дела установлено, что в составе ремонтных расходов затраты Предприятия на капитальный и текущий ремонт приняты Комитетом по видам деятельности в следующих размерах: с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года питьевая вода - 558,87 тыс. руб., с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года водоотведение (полный цикл) - 35,32 тыс. руб., водоотведение (без очистки) – 29,69 тыс. руб. исходя из экономически обоснованного объема работ по капитальному и текущему ремонту и плановых расчетных цен с индексом роста с 01 июля 2017 года 104,9% согласно Прогнозу, что соответствует положениям пункта 24 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
Из объяснений представителей Комитета и письменных материалов дела установлено, что расходы на приобретение электрической энергии на технологические цели в составе НВВ учтены Комитетом исходя из годового объема электрической энергии, рассчитанного исходя из фактического расхода электроэнергии за 5 месяцев 2016 года (март - июль) на основании показаний приборов учета по данным, представленным Предприятием, в пересчете на год, и плановых цен на электроэнергию на период регулирования, и составили по видам услуг на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года: питьевая вода – 8164,45 тыс. руб.; водоотведение (полный цикл) – 2847,42 тыс. руб.; водоотведение (без очистки) – 462,62 тыс. руб.
При этом Комитетом правомерно не были приняты в расчет НВВ предлагаемые Предприятием данные затраты в заявленных размерах, поскольку экономическая (технологическая, техническая) обоснованность учтенного в этих затратах объема электрической энергии не была подтверждена расчетными документами.
Расходы Предприятия на приобретение топлива (угля каменного) обоснованно учтены Комитетом в прочих производственных расходах на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в размере 26,01 тыс. руб., на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 27,81 тыс. руб. исходя из объемов приобретения топлива, подтвержденных договором купли - продажи угля от 29 марта 2016 года № 36, заключенным с индивидуальным предпринимателем Морозовым В.А.
При этом доводы представителей Предприятия в обоснование административного иска о необходимости применения в расчете данных расходов Приказа Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323, которым утвержден Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку данный приказ при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения применению не подлежит.
Расходы на покупку тепловой энергии, заявленные Предприятием, в сумме 1242,88 тыс. руб., также обоснованно приняты Комитетом в объем НВВ в сумме 1136,091 тыс. руб. исходя из тарифа на тепловую энергию поставщика тепловой энергии – ООО «Тепловая Компания Новгородская», установленного Постановлением Комитета от 10 декабря 2015 года № 50/5 «О долгосрочных параметрах регулирования, тарифах на тепловую энергию (мощность) общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» на 2016 - 2018 годы», в редакции от 02 декабря 2016 года, на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в размере 2813,43 руб.\Гкал, на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 2951,29 руб.\Гкал, вместо предлагаемого Предприятием 3077,89 руб.\Гкал.
Эти расходы учтены Комитетом в прочих административных (общепроизводственных) расходах (в сумме 573,58 тыс. руб.) и в прочих транспортных расходах (в сумме 165,52 тыс. руб.) с разбивкой по видам деятельности.
В силу пункта 25 Методических указаний к административным расходам относятся: 1) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; 2) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда; 3) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; 4) расходы на служебные командировки; 5) расходы на обучение персонала; 6) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; 7) прочие расходы: расходы на амортизацию непроизводственных активов; расходы на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению безопасности функционирования объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе расходы на защиту от террористических угроз.
Как следует из материалов дела, административные расходы (общепроизводственные расходы или расходы на содержание административно-управленческого персонала (далее АУП), расходы на содержание абонентского отдела) в составе НВВ приняты Комитетом на период с 01 января по 30 июня 2017 года по видам услуг в следующих размерах:
питьевая вода – 8049,56 тыс. руб.;
водоотведение (полный цикл) – 3693,06 тыс. руб.;
водоотведение (без очистки) – 1314,56 тыс. руб.
Эти же расходы на период с 01 июля 2017 года приняты с учетом индекса роста 104,9% согласно Прогнозу.
При расчете данных расходов Комитетом учтены расходы на канцтовары, на компьютерные программы 1С, на информационные услуги Консультант, на оказание услуг по обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации, подтвержденные представленными договорами, а также учтена среднемесячная плата АУП на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года на уровне, учтенной в тарифах на 2016 год: в сфере водоснабжения - 25570,42 руб.; в сфере водоотведения - 25568,23 руб. против предлагаемых Предприятием для включения в тарифы таких расходов (в сфере водоснабжения - 18181,50 тыс. руб., водоотведения (полный цикл) - 7803,01 тыс. руб., водоотведения (без очистки) - 1841,49 тыс. руб.) ввиду их необоснованности, поскольку они были рассчитаны из среднемесячной заработной платы - 50180,55 руб. (водоснабжение), 50169,54 руб. (водоотведение).
Кроме того, суд находит правомерным исключение Комитетом из расходов по данной статье расходов на содержание АУП: в сумме 1709,10 тыс. руб. на резервный фонд с отчислениями как непредусмотренных Методическими указаниями, в сумме 108,36 тыс. руб. на приобретение оргтехники в связи с непредоставлением документов, подтверждающих необходимость их несения и размер, в сумме 25,0 тыс. руб. на разработку проекта по отходам ПНОЛРО, в сумме 153,86 тыс. руб. на услуги банка по причине отсутствия расчета затрат и их подтверждения; на содержание абонентского отдела: в сумме 2841,70 тыс. руб. (цеховые расходы, которые учтены по статье «Фонд оплаты труда»), в сумме 449,20 тыс. руб. на резервный фонд с отчислениями, в сумме 781,53 тыс. руб. на оплату услуг почты и банков за прием платежей от граждан за коммунальные услуги как необоснованно включенных, поскольку согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств производится за счет плательщика.
Неподконтрольные расходы, рассчитанные Комитетом, на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года составили по видам услуг:
питьевая вода – 278,44 тыс. руб.;
водоотведение (полный цикл) - 160,35 тыс. руб.;
водоотведение (без очистки стоков) – 5,77 тыс. руб.
В составе неподконтрольных расходов Комитетом учтены водный налог исходя из установленных ставок в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и объемов потребления воды, принятых Комитетом, по группам потребителей, который составил 202,96 тыс. руб., и расходы на арендную плату основных производственных средств на период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в меньших размерах, чем предлагалось Предприятием для включения в расчет в сфере водоснабжения - 596,79 тыс. руб., водоотведения (полный цикл) – 1881,24 тыс. руб., водоотведения (без очистки) – 44,79 тыс. руб.
Поскольку Предприятием не были представлены документы, подтверждающие включение в расчет тарифов предлагаемых расходов в заявленных размерах, Комитетом правомерно эти расходы учтены в сумме, покрывающей арендодателю расходы на амортизацию и налоги, на основании представленных Предприятием расшифровок сумм арендной платы к договорам аренды с ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» от 01 января 2016 года № 1/2016, с ООО «Промсервис» от 01 января 2016 года № 6-16, что согласуется с положениями пункта 29 Методических указаний.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что следствием корректировки Комитетом предлагаемых Предприятием в расчет тарифов (в объем НВВ) расходов явилось непредоставление документов, подтверждающих заявленные расходы или их экономическую обоснованность.
Вопреки доводам административного иска, суд находит верными применение приведенных выше параметров и произведенный расчет расходов по данным статьям, правильность которых Предприятием в ходе рассмотрения дела не опровергнута, и полагает, что, с учетом представленных Предприятием в материалы тарифного дела документов, данные расходы, учтенные в составе необходимой валовой выручки в указанных размерах, являются документально подтвержденными и экономически обоснованными, притом, что оснований для принятия их в предложенных Предприятием размерах у Комитета, действовавшего в соответствии с требованиями Основ ценообразования и Методических указаний, не имелось.
Также судом установлено, что Комитетом не были приняты в расчет тарифа по всем видам регулируемой деятельности в полном объеме заявленные Предприятием расходы на охрану труда и технику безопасности, на формирование аварийного запаса материалов, на содержание плотин, на амортизацию, на уплату налога на имущество, а из прочих производственных расходов исключены расходы на резервный фонд с отчислениями, расходы на СРО, расходы на услуги финансовых организаций по приему платежей.
Основанием для исключения указанных расходов из необходимой валовой выручки при расчете тарифов послужили те обстоятельства, что данные расходы либо не предусмотрены Методическими указаниями для включения в НВВ (расходы на резервный фонд с отчислениями) либо расчеты таких расходов, необходимость их несения, их экономическая обоснованность и размер не были подтверждены представленным Предприятием в материалы тарифного дела комплектом документов.
Так, как следует из материалов дела, Предприятием для включения расходов на амортизацию и уплату налогов на имущество в НВВ были представлены Перечень объектов, передаваемых из государственной собственности Новгородской области в муниципальную собственность Окуловского муниципального района, и Акт приема-передачи имущества из государственной собственности Новгородской области в муниципальную собственность Окуловского муниципального района от 31 июля 2014 года с указанием остаточной стоимости объектов.
Вместе с тем документов, подтверждающих фактическое принятие Предприятием данных объектов к учету, равно как и документов, подтверждающих обоснование начисления амортизации и расходов на уплату налога на имущество, в том числе документов бухгалтерского учета, подтверждающих начисление амортизации (карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость), Предприятием в материалы дела представлено не было.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что у Комитета имелись предусмотренные пунктом 30 Правил основания для невключения спорных расходов в расчет НВВ Предприятия при установлении оспариваемых тарифов.
Таким образом, судом установлено, что определение состава затрат для включения в НВВ при установлении Предприятию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и оценка их экономической обоснованности выполнены Комитетом в соответствии с действующим федеральным законодательством, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Также судом установлено, что тарифы рассчитаны Комитетом с учетом календарной разбивки исходя из следующих параметров: с 01 января 2017 года отсутствует рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения; с 01 июля 2017 года - при расчете расходов по статьям затрат применены индексы-дефляторы.
Индексы-дефляторы определены Комитетом в соответствии с Прогнозом.
Правильность применения данных индексов Предприятием не оспаривалось и сомнений у суда не вызывает.
В этой связи верными являются произведенные Комитетом расчеты планируемого объема подачи питьевой воды, объема принимаемых сточных вод, объема финансовых потребностей, необходимых для реализации Производственной программы, в утвержденной оспариваемым в части Постановлением Производственной программе Предприятия, в том числе в оспариваемых Предприятием положениях.
Заявленные Предприятием в проекте производственной программы объем подачи питьевой воды, объем принимаемых сточных вод, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации представленного проекта производственной программы, экономически обоснованными не являются ввиду экономической необоснованности затрат, включенных в данный проект, и правомерно исключенных при расчете тарифов.
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - производственная программа), - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Правила № 641).
Согласно пунктам 2, 7 Правил № 641, частям 1, 2, 5 статьи 41 Федерального закона № 416-ФЗ проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией с учетом: а) результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; б) плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 14, подпункту «д» пункта 17 Правил к заявлению об установлении тарифов, подаваемому регулируемой организацией в орган регулирования, прилагаются обосновывающие материалы, в частности копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.
Пунктами 5,6 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Согласно части 1.3 статьи 39 Федерального закона № 416-ФЗ плановые показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются: 1) утвержденными инвестиционной программой, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами; 2) концессионным соглашением в отношении создаваемого и (или) реконструируемого в течение срока действия концессионного соглашения объекта концессионного соглашения; 3) договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также конкурсной документацией при проведении конкурса на право заключения соответствующего договора аренды; 4) решением уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении отдельных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи.
Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности включаются в состав производственных программ.
Пунктами 14, 15 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных Приказом Минстроя России от 04 апреля 2014 года № 162/пр, предусмотрено, что плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.
Плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из: а) фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II настоящего Порядка; б) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами; г) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения; д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов; е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.
В судебном заседании установлено, что плановые показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения при утверждении Производственной программы Предприятия на 2017-2019 годы (раздел 6 Производственной программы) были определены Комитетом на уровне учтенных при утверждении производственной программы и тарифов на водоснабжение и водоотведение Предприятия на 2016 год согласно Постановлению Комитета от 16 декабря 2015 года № 54/2 «О производственной программе и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» на 2016 год» с учетом корректировки показателей энергоэффективности в части электроэнергии с применением экономически обоснованного годового объема электрической энергии расхода, учтенного Комитетом в соответствии с пунктом 20 Методических указаний на основании показаний приборов учета по представленным Предприятием фактическим данным.
Основанием для проведения подобных расчетов явилось то, что фактические значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности за 2015 год, представленные Предприятием, результатами технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения, данными коммерческого учета холодной воды, сточных вод, иной информацией, содержащей сведения о фактическом состоянии объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, подтверждены не были.
Утвержденный план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, план снижения сбросов Предприятием в материалы тарифного дела также не предоставлялись.
Также из материалов дела установлено, что перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке (раздел 2 Производственной программы) определен Комитетом с учетом представленных Предприятием в рамках тарифного дела фактических данных за 2015 год затрат на ремонты в следующих размерах по видам деятельности: в период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – водоотведение (полный цикл) - 35, 32 тыс. руб., водоотведение (без очистки) – 29, 69 тыс. руб., в период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – питьевая вода – 558, 87 тыс. руб., водоотведение (полный цикл) – 253, 49 тыс. руб., водоотведение (без очистки) – 90, 76 тыс. руб.
В производственной программе учтены мероприятия по проведению бактериологического, химического, радиологического исследования питьевой воды в части расходов на приобретение химреагентов, исходя из экономически обоснованной потребности и плановых расчетных цен, установленных в договорах, а также подтвержденных счетами, что соответствует пункту 19 Методических указаний.
Необходимость проведения заявленных Предприятием в проекте производственной программы мероприятий по капитальному и текущему ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, как указывалось ранее, не подтверждена результатами (актами) технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Кроме того, Комитетом в результате анализа представленных документов было выявлено, что ряд мероприятий по заявленным Предприятием на 2017-2019 годы ремонтам уже был предусмотрен в 2014, 2015 годах в производственных программах организаций ВКХ, ранее эксплуатирующих объекты водоснабжения, водоотведения, закрепленные впоследствии на праве хозяйственного ведения за Предприятием, что следует из Постановлений Комитета от 03 декабря 2014 года № 53/6, от 25 июня 2015 года № 20/2, от 25 июня 2015 года № 20/3).
Предусмотренные в разделе 5 Производственной программы на 2017-2019 годы сроки мероприятий, учтенных в разделе 2 данной программы, соответствуют срокам мероприятий, представленных Предприятием в проекте производственной программы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Производственная программа Предприятия на 2017 - 2019 годы была утверждена с учетом экономически обоснованных финансовых потребностей на реализацию производственной программы и плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в порядке, предусмотренном Приказом Минстроя России от 04 апреля 2014 года № 162/пр.
Заявления о рассмотрении разногласий при утверждении Производственной программы в порядке, предусмотренном разделом IV Правил № 641, Предприятием в Комитет не подавалось.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения наделены правом запрашивать у организаций, осуществляющих холодное водоснабжение информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Согласно пункту 20 Правил в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.
В связи с этим несостоятельны доводы представителей Предприятия о том, что документальное подтверждение заявленных Предприятием расходов не требуется и планируемые расходы должны признаваться Комитетом, если в представленных документах заявлено о том, что расходы относятся на регулируемый вид деятельности.
Так приведенные правовые нормы в их системном толковании свидетельствуют о том, что регулируемая организация должна представить документы в таком количестве и в таком исполнении, чтобы орган регулирования мог проверить экономическую обоснованность расходов, предложенных для включения в НВВ, поскольку организация заинтересована в установлении тарифов в заявленном ею размере, а доводы Предприятия о том, что при выявлении недостаточности документов для подтверждения экономической обоснованности заявленного регулируемой организацией размера расходов орган регулирования не только вправе, но и обязан запрашивать дополнительные документы, являются ошибочными.
Ссылки представителей Предприятия в административном иске и в судебном заседании на то Комитетом при расчете тарифов необоснованно не были учтены положения Основ ценообразования и Методических указаний, позволяющих учитывать сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях, а также о размере фондов оплаты труда в таких организациях, ввиду их несостоятельности судом отклоняются.
Как следует из экспертного заключения, при расчете тарифов было установлено, что организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых условиях, на территории Новгородской области отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Постановление Комитета в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе установленным статьей 3 Федерального закона № 416-ФЗ принципам, и не нарушает права и законные интересы Предприятия, которое имело возможность представить в Комитет необходимый комплект документов для подтверждения экономической обоснованности предлагаемых к включению в состав необходимой валовой выручки расходов в заявленном размере, но распорядилось этим правом по своему усмотрению.
Иные доводы Предприятия, изложенные в административном иске и его представителями в судебном заседании, судом во внимание приняты быть не могут? поскольку о противоречии оспариваемого в части Постановления нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, не свидетельствуют.
При этом Предприятие не лишено возможности в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, пунктом 15 Методических указаний предоставить сведения о понесенных дополнительных экономически обоснованных расходах, понесенных в течение расчетного периода регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, для учета при установлении регулируемых тарифов начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документального подтверждены на основании бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, в полном объеме.
При таких обстоятельствах, административный иск Предприятия удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании раздела 2, пунктов 1, 3, 4, 6 раздела 3, разделов 4, 5 Приложения № 1, Приложений №№ 3, 4, 5 в части установления тарифов для потребителей, кроме населения, к постановлению Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 09 сентября 2016 года № 28\1 «О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия Окуловского муниципального района «Окуловский водоканал» на 2017-2019 годы», в редакции постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 13 декабря 2016 года № 56\2, не действующими отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 06.07.2017 года
Председательствующий Л.В.Макарова