НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 13.10.2020 № 03А-70/19

Административное дело №03а-70/2019 Великий Новгород

Р Е ШЕ Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2020 года Новгородский областной суд в составе председательствующего судьи Комаровской Е.И.,

при секретаре Васильевой Л.М.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

представителей административного истца ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Главацкой А.Н., Пашкова Д.Н., Цыганковой А.Б., представителя административного ответчика Комитета по тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А., представителя заинтересованного лица АО «Новгородоблэлектро» Коротиной М.А., специалистов Соколовой Н.В., Серебрянникова С.Л., Скорокиржа Е.В., Шамба Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующими:

постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 декабря 2019 года №86 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год» в части Таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям» (I и II полугодие) Приложения №1 к указанному постановлению;

Таблицы 2 «Показатели, используемые для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области» в части пунктов 1, 1.2, 2, 2.2;

постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 декабря 2019 года №86/3 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2020 год»,

у с т а н о в и л:

Приложением №1 постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 27 декабря 2017 года №54/1 установлена необходимая валовая выручка ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области на долгосрочный период 2018-2022 годов (без учета оплаты потерь) (далее – Постановление №54/1).

Постановлением Комитета по тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) от 25 декабря 2019 года № 86 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год» (далее - Постановление №86) на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены: согласно приложению 1 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям, на 2020 год (1 и 2 полугодие); согласно таблице 1 размер экономически обоснованных расходов единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год, включая необходимую валовую выручку сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в Новгородской области, включая ПАО «МРСК Северо-Запад»; пунктом 1 таблицы 2 плановый объем полезного отпуска электрической энергии всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год по диапазонам напряжения (1 и 2 полугодие); пунктом 1.2 таблицы 2 плановый объем полезного отпуска электрической энергии потребителям – не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей; пунктом 2 и пунктом 2.2 таблицы 2 определена величина заявленной мощности всех потребителей, оплачивающих услуги по передаче по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии, в том числе величина заявленной мощности потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Постановлением Комитета № 86/3 от 25 декабря 2019 года «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2020 год» (далее – Постановление № 86/3) с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями - ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «Новгородоблэлектро» на 2020 год.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее - ПАО «МРСК Северо-Запада»), являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Новгородской области (Новгородский филиал), не соглашаясь с размером установленной в отношении него на 2020 год необходимой валовой выручки, в том числе необходимой валовой выручки, учитываемой при расчете единых (котловых) тарифов, а также объемами электроэнергии, участвующими в услуге по передаче электроэнергии и величиной заявленной мощности потребителей, - не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, учитываемых при расчете единых (котловых) тарифах, расчетом индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет) о признании не действующим приложения 1 к Постановлению №54\1 в части размера установленной на 2020 год для ПАО «МСРК Северо-Запад» необходимой валовой выручки; таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год» приложения 1 к Постановлению №86, таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год» приложения 1 к Постановлению №86 в части размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Новгородской области в отношении ПАО «МСРК Северо-Запада»; пунктов 1, 1.2, 2 и 2.2 таблицы 2 Постановления №86, а также о признании не действующим Постановления №86/3.

В дальнейшем ПАО «МРСК Северо-Запада» от заявленных требований в части признания недействующим приложения №1 постановления №54/1 отказалось, отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено.

В остальной части ПАО «МРСК Северо-Запада» заявленные требования поддержало, уточнив их, просило признать не действующим приложение 1, пункты 1, 1.2, 2 и 2.2 таблицы 2 Постановления №86 и Постановление №86/3.

По мнению общества, указанные постановления в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, а именно: статье 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), пункту 64 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основы ценообразования), пунктам 43, 49, 50, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года №20-э/2 (далее – Методические указания №20-э/2).

Как указал административный истец, Комитетом нарушен порядок расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, выразившийся в том, что при расчете тарифов при определении планового полезного отпуска электроэнергии потребителям и величины заявленной мощности потребителей на уровне генераторного напряжения (далее – ГН) Комитет учел объемы услуг ПАО «МРСК Северо-Запада» по передаче электрической энергии на уровне ГН через энергетические установки производителя электрической энергии ПАО «ТГК-2» Новгородской ТЭЦ потребителю ПАО «Акрон», который с 01 января 2020 года не является потребителем, присоединенным к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» через шины ТЭЦ. Оказание услуг данному потребителю с 01 января 2020 года обществом не планировалось в связи с образованием на территории Новгородской области в 2019 году моносетевой организации ООО «Новэлектро», с которой ПАО «Акрон» 30 мая 2019 года заключил договор аренды электросетевого оборудования, а в последующем договор на оказание услуг по передаче электрической энергии на уровне ГН от производителя электроэнергии ООО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ, через шины которого до 01 января 2020 года передача электроэнергии ПАО «Акрон» осуществлялась ПАО «МРСК «Северо-Запада». Принятым Комитетом тарифным решением нарушаются права административного истца, поскольку данное решение не обеспечивает сбор утвержденной Комитетом на 2020 год для ПАО «МРСК Северо-Запада» Новгородский филиал необходимой валовой выручки. Неверное установление Комитетом единых (котловых) тарифов повлекло неправильное установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2020 год – ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «Новгородоблэлектро», утверждаемых для перераспределения излишней выручки, получаемой сетевыми организациями от потребителей услуг по передаче электрической энергии в своих сетях, в целях получения каждой сетевой организацией своей необходимой валовой выручки.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Новгородоблэлектро», в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФАС России.

В судебном заседании представители ПАО «МРСК Северо-Запада» заявленные требования (с учетом их уточнения) поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также представленных суду письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика Комитета требования общества не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. В частности, указал на то, что расчет единых (котловых) тарифов произведен с учетом данных сводного прогнозного баланса, утвержденного ФАС России на 2020 год для Новгородской области, обязательных для применения Комитетом при расчете тарифов, с учетом объемов полезного отпуска ПАО «МРСК Северо-Запада» электроэнергии потребителю ПАО «Акрон» по генераторному напряжению. Считает, что оснований не учитывать данные объемы при расчете тарифов, у Комитета не имелось.

Представитель заинтересованного лица АО «Новгородоблэлектро» административный иск считал необоснованным по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на то, что в случае перерасчета тарифов будут нарушены экономические интересы АО «Новгородоблэлектро».

Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание не явился, свою позицию по заявленным ПАО «МРСК Северо-Запада» Новгородский филиал требованиям не выразил.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего требования административного истца обоснованными, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) взаиморасчетов между сетевыми организациями подлежат государственному регулированию.

Согласно части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете по тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет), утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года №258, Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 3.4.2 Положения Комитет устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Процедура установления и принятия тарифных решений определена Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178).

ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице Новгородского филиала является территориальной сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии на территории Новгородской области с использованием принадлежащих ей на праве собственности и ином законном основании объектов электросетевого хозяйства.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования после поступления от ПАО «МРСК Северо-Запада» заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год с применением метода долгосрочной индексации решением Комитета от 06 мая 2019 года №КЦ-643-И открыто соответствующее дело.

Извещение об открытии дела в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования направлено административному истцу 06 мая 2019 года за №КЦ-643-И.

В рамках открытого дела Комитетом проведена экспертиза представленных Новгородским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» предложений и документов в соответствии с пунктом 22 Правил регулирования составлено экспертное заключение.

Персональный состав Правления Комитета утвержден приказом Комитета от 29 декабря 2017 года №74 «Об образовании Правления», с изменениями от 12 октября 2018 года, действующими на момент принятия оспариваемых постановлений.

Порядок деятельности Правления Комитета утвержден приказом Комитета от 19 июня 2015 года №36 (в редакции от 01 октября 2019 года №24/4).

Во исполнение пункта 25 Правил регулирования письмом Комитета от 04 декабря 2019 №КЦ-1993-И административный истец уведомлен о дате заседания Правления Комитета на 25 декабря 2019 года по рассмотрению вопроса о единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 года (вопрос повестки №1), а также об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2020 год (вопрос повестки №4).

25 декабря 2018 года Комитетом приняты тарифные решения №86 и №86/3, форма которых соответствует форме, установленной Регламентом установления цен (тарифов) и или) их предельных уровней, утвержденным Приказом ФАС России от 19 июня 2018 года №834/18, и подписаны руководителем Комитета.

Оспариваемые решения (Постановление №86 и №86/3) размещены на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованы в газете «Новгородские ведомости» от 27 декабря 2019 года №28 (4912).

Таким образом, оспариваемые нормативные акты изданы Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, опубликованы в установленном порядке и по этим обстоятельствам административным истцом не оспариваются.

ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице Новгородского филиала, являясь субъектом отношений, регулируемых принятыми Комитетом Постановлениями №86 и №86/3, вправе оспорить принятые Комитетом решения в области тарифного регулирования.

Разрешая заявленные ПАО «МРСК Северо-Запада» требования о признании не действующими постановлений Комитета об установлении тарифов (единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов) на 2020 год, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закон об электроэнергетики следует, что услуги по передаче электрической энергии – это комплекс организационно и технически связанных действий, в том числе по оперативно-техническому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФАС России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – Сводный прогнозный баланс).

Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден Приказом ФТС России от 12 апреля 2012 года №53-э/1.

Согласно пункту 6 указанного Порядка основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка и сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в том числе в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее – потерь), а также величины присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе, величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861, и величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования при установлении тарифов регулирующие органы обязаны учитывать, в том числе изменение структуры потребления по группам потребителей и уровням напряжения относительно принятых при установлении соответствующих цен (тарифов)

Как указывалось, решением Комитета от 06 мая 2019 года №КЦ-643-И по заявлению ПАО «МРСК Северо-Запада» открыто дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, а также по корректировке необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы долгосрочного периода 2018-2022 годы методом долгосрочной индексации для Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада».

Для формирования сводного прогнозного баланса и установления тарифов ПАО «МРСК Северо-Запада» по состоянию на 01 апреля 2019 года первоначально были представлены в Комитет сведения, которые содержали информацию об объемах полезного отпуска электрической энергии на 2020 год для потребителя ПАО «Акрон», в том числе по генераторному напряжению в объеме 321,3кВТ, заявленная (расчетная) мощность - 36,5833 МВт.

Также из объяснений лиц, участвующих в деле, письменных материалов установлено, что поставка электроэнергии ПАО «Акрон» осуществлялась ПАО «МРСК Северо-Запада» в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2019 года в рамках заключенного между ними договора на оказание услуг по передаче электроэнергии от 25 декабря 2009 года №11702-01586 с указанием мощности энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии ПАО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ.

Согласно пункту 8.1 данного договора срок его действия истекал 01 января 2020 года. Пункт 8.6 договора предусматривал возможность продления данного договора на тех же условиях на каждый следующий календарный год, если за двадцать дней до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон письменно не заявит о прекращении Договора или об изменении условий Договора.

В связи с образованием на территории Новгородской области новой сетевой организации - ООО «Новэлектросети», созданной с целью обслуживания преимущественно одного потребителя - ПАО «Акрон» и передачей ПАО «Акрон» в аренду ООО «Новэлектросети» принадлежащих ему сетей и электросетевого оборудования (договор аренды от 30 мая 2019 года), ПАО «Акрон» заявило об отказе от услуг ПАО «МРСК Северо-Запада» по передаче электрической энергии через шины ТГК-2 с 01 января 2020 года (протокол встречи по вопросам функционирования электросетевого хозяйства Новгородской области от 13 мая 2019 года, с участием представителей Комитета). В последующем письмом от 09 декабря 2019 года ПАО «Акрон» уведомило ПАО «МРСК Северо-Запада» о прекращении договора возмездного оказания услуг №11702-01586 от 25 декабря 2009 года с 01 января 2020 года.

Письмом от 15 августа 2019 года №МР2/6/06-02-08/4489 ПАО «МРСК Северо-Запада» Новгородский филиал в порядке и сроки, предусмотренные Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (утв. Приказом ФСТ России от 12 апреля 20123 года №53-э/1) направило в адрес Комитета уточненные (актуальные) предложения, которые были сформированы обществом с учетом исключения в 2020 год из объема общего полезного отпуска электроэнергии объема электроэнергии потребителем ПАО «Акрон» по генераторному напряжению. Этим же письмом общества в Комитет были направлены предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2020 год.

16 августа 2019 года письмом за №МР/2/6/06-02-08/4504 ПАО «МРСК Северо-Запада» дополнительно направило в адрес Комитета форматы П1.3 «Расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях», П1.4 «Электрическая энергия по диапазонам напряжения», П1.5 «Электрическая мощность по диапазонам напряжения»; П 1.30 «Отпуск (передача) электроэнергии территориальными сетевыми организациями»). Показатели, содержащиеся в указанных форматах, были сформированы с учетом исключения в 2020 году из общего объема полезного отпуска поставляемой обществом электроэнергии ПАО «Акрон» по генераторному напряжению («0,00» кВт), заявленная (расчетная) мощность - «0» МВт.

Данные предложения подлежали направлению Комитетом в адрес ФАС России для уточнения данных сводного прогнозного баланса в срок до 01 сентября 2019 года (приложение №1 к Приказу ФСТ России от 12 апреля 2012 года №53-э/1), фактически были направлены Комитетом за пределами данного срока – в сентябре 2019 года и, как следует и материалов дела, не были учтены ФАС России при формировании сводного прогнозного баланса на 2020 год.

Таким образом, сводный прогнозный баланс на 2020 года был сформирован без учета представленных ПАО «МРСК Северо-Запада» актуальных предложений.

Приказом ФАС России от 28 ноября 2019 года №1567/19-ЛСП утвержден Сводный прогнозный баланс (далее – Сводный прогнозный баланс), согласно которому для Новгородской области определен параметр покупки электроэнергии 4152, 407 млн.кВтч, включающий в себя всю покупку электроэнергии для всех потребителей на территории Новгородской области.

Как следует из экспертного заключения к заседанию Правления комитета по тарифной политике Новгородской области 25 декабря 2019 года по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям Новгородской области на 2020 год, указанный ФАС России в Сводном прогнозном балансе показатель покупки электроэнергии по Новгородской области был уменьшен Комитетом на величину нормативных потерь – 492, 2052 млн.кВтч (не являющийся полезным отпуском), а также на величину полезного отпуска потребителей ПАО «ФСК ЕЭС». Полученная величина – 3595,1468 млн.кВт.ч. использовалась Комитетом при расчете единых (котловых) тарифов.

Также установлено, что для расчета единых (котловых) тарифов за услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям Новгородской области Комитетом учтены два «котлодержателя» на территории Новгородской области: ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «Новгородоблэлектро».

Полезный отпуск электроэнергии по группе «прочие потребители» на сетях ПАО «МРСК Северо-Запада» по Новгородской области, учитываемый при расчете единых (котловых) тарифов на период 2020 год, определен Комитетом в объеме 2421, 8027 млн.кВт.ч., в том числе учтены плановые объемы передачи электрической энергии для потребителя ПАО «Акрон» всего на 2020 год – 1105, 1115 млн.кВт.ч.; в том числе по генераторному напряжению – 321, 31 (36,5833МВт) млн.кВт.ч.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям производится в соответствии с пунктами 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года №20-э/2 (далее – Методические указания).

В основе расчета единых (котловых) тарифов заложено деление объема необходимой валовой выручки на объем электропотребления, участвующего в услуге по передаче электроэнергии.

Пунктом 50 Методических указаний предусмотрен расчет двухставочных единых (котловых) тарифов - единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения и единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям.

Согласно данному пункту при определении единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт учитывается заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации на соответствующем уровне напряжения, и плановый отпуск из сети электроэнергии потребителям на соответствующем уровне напряжения.

Единая ставка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

Для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному котловому тарифу, указанный тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется по формуле, установленной пунктом 51 Методических указаний, предусматривающий в числе прочих также такие показатели как заявленная мощность потребителей, присоединенных к сетевой организации на соответствующем уровне напряжения.

Из анализа пунктов 50, 51 Методических указаний следует, что при расчете единых (котловых) тарифов на соответствующий период регулирования должны учитываться заявленная мощность и плановый отпуск электроэнергии в отношении потребителей, присоединенных к сетевой организации, затраты которой участвуют в расчете единых (котловых) тарифов.

Отсюда следует, что правильное определение планового полезного отпуска электрической энергии (мощности) для установления единых (котловых) тарифов является гарантией реализации принципов, установленных Законом об электроэнергетике.

Как установлено судом, ПАО «Акрон» с 01 января 2020 года не является потребителем услуг ПАО «МРСК Северо-Запада» по передаче электроэнергии на уровне ГН с шин ПАО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ (26 точек поставки) в связи с прекращением договорных отношений.

Также судом из письменных материалов дела, в частности, однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети электрооборудования в сечении ПАО «ТГК-2» (Новгородская ТЭЦ-20)-ООО «ТНС энерго» Великий Новгород (ОАО «Новгородоблэнергосбыт») от 11 сентября 2018 года, Акта об осуществлении технологического присоединения №11702-132 от 12 января 2017 года, Акта об осуществлении технологического присоединения №2019-01 от 30 мая 2019 года, разъяснений специалистов Чеснокова В.В., Серебренникова С.Л., установлено, что в 2020 году для передачи электроэнергии по уровню ГН от объекта генерации ПАО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ к потребителю ПАО «Акрон» используется исключительно оборудование ООО «Новэлектросети» (моносетевой организации, не являющейся территориальной сетевой организацией). Оборудование ПАО «МРСК Северо-Запад» на данном участке отсутствует, так как расположено за объектом генерации.

Точки поставки электроэнергии (26 точек) моносетевой организации расположены на границе балансовой принадлежности с производителем электроэнергии – ПАО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ. Общих границ разграничения балансовой принадлежности ООО «Новэлектросети» с ПАО «МРСК Северо-Запада» не имеют.

Указанное свидетельствует об отсутствии с 2020 года прямого участия ПАО «МРСК Северо-Запада» в передаче используемой ПАО «Акрон» от производителя энергии ПАО «ТГК-2» электрической энергии на уровне ГН.

Комитет, располагая при принятии решения сведениями об изменении ситуации на рынке потребительских услуг в связи с отказом ПАО «Акрон» от услуг ПАО «МРСК Северо-Запада» по поставке электроэнергии на уровне ГН, а также документами, свидетельствующими об изменении организации поставки электроэнергии потребителю ПАО «Акрон» – от ПАО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ через ООО «Новэлектросети», оценки данным сведениям и документам при принятии тарифного решения не дал.

Вместе с тем, указанные обстоятельства свидетельствовали об отсутствии оснований для учета на 2020 год объема полезного отпуска электроэнергии ПАО «МРСК Северо-Запада» потребителю ПАО «Акрон» на уровне ГН, который фактически был учтен Комитетом при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов.

Как следует из заключения судебной экономической экспертизы ООО «ЛИВ и К» от 28 августа 2020 года, учет при формировании тарифного решения объемов услуг, оказание которых не планируется в регулируемом периоде, является экономически необоснованным и противоречит принципам тарифного регулирования.

Судом также установлено, что постановлением Комитета от 06 декабря 2019 года №76/6 на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года моносетевой организации ООО «Новэлектросети» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчета с монопотребителем ПАО «Акрон».

Как следует из представленных Комитетом возражений на иск от 14 мая 2020 года, указанный тариф установлен в связи с арендой ООО «Новэлетросети» у ПАО «Акрон» сетей и электросетевого оборудования на генераторном напряжении с шин ПАО «ТГК-2» Новгородская ТЭЦ.

Из протокола заседания Правления Комитета от 06 декабря 2019 года следует, что ООО «Новэлектросети» соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, которым является ПАО «Акрон». Планируемый объем полезного отпуска электроэнергии и заявленная расчетная мощность в отношении потребителя ПАО «Акрон» в общем полезном отпуске (мощности) ООО «Новэлектросети» составляет 99,98% (объем полезного отпуска электроэнергии – 354 млн.Квт.ч, заявленная (расчетная) мощность – 41,6659 тыс.кВт.ч.).

Согласно заключению судебной экспертизы от 28 августа 2020 года объем полезного отпуска электроэнергии и заявленная расчетная мощность в отношении потребителя – ПАО «Акрон» по уровню генераторного напряжения Комитетом одновременно учтены как при расчете тарифа моносетевых организаций (ООО «Новэлектросети»), так и при расчете единых (котловых) тарифов в отношении прочих сетевых организаций, в том числе Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», что экспертами признано недопустимым, с указанием на необходимость исключения из расчета единых (котловых) тарифов электроэнергии в объеме 321,31 млн.кВт.ч. (36,5833МВт).

Оценивая данное заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами, а также установленными в судебном заседании обстоятельствами, свидетельствующими о прекращении ПАО «МРСК Северо-Запад» Новгородский филиал поставок электроэнергии ПАО «Акрон» на постоянной основе на уровне ГН в связи с прекращением договорных отношений, регулирующих данный вид поставки, а также об отсутствии непосредственного присоединения энергопринимающих устройств ПАО «Акрон» к энергоустановкам и сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» через ТЭЦ в связи с образованием на участке между ТЭЦ и ПАО «Акрон» моносетевой организации ООО «Новэлектро», не согласиться с данным заключением эксперта суд оснований не усматривает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при расчете единых (котловых) тарифов Комитетом необоснованно учтены объемы полезного отпуска электроэнергии и заявленная расчетная мощность потребителя ПАО «Акрон» по уровню напряжения ГН в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» Новгородский филиал.

Принятое Комитетом решение об установлении единых (котловых) тарифов не обеспечивает возможность получения ПАО «МСК Северо-Запада» в 2020 году необходимой валовой выручки в запланированном Комитетом для данной сетевой организации размере, что свидетельствует о нарушении прав административного истца оспариваемым тарифным решением.

С приводимыми представителем Комитета доводами о возможности включения объемов полезного отпуска энергии ПАО «Акрон» по генераторному напряжению одновременно как в расчет единых (котловых) тарифов, так и в расчет индивидуальных тарифов со ссылкой на пункт 15 (4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, абзац 11 пункта 81 Основ ценообразования, суд согласиться не может, поскольку, как следует из содержания данных норм, они применяются в случаях, когда объекты электросетевого хозяйства территориальных сетевых организаций, используются для передачи электрической энергии и объем оказываемых потребителю услуг является преимущественным для данной территориальной сетевой организации.

Между тем, как было установлено судом, с 01 января 2020 года оборудование ПАО «МРСК Северо-Запада» на постоянной основе не используется для передачи электроэнергии от ПАО «ТГК-2» к ПАО «Акрон». Объем поступающей от ПАО «ТГК-2» (производитель энергии) до потребителя ПАО «Акрон» электроэнергии на постоянной основе осуществляется через сети моносетевой организацией – ООО «Новэлектросети».

Возможность возникновения чрезвычайной ситуации, на что указывал представитель Комитета, при которой объект генерации (ТГК-2) полностью выйдет из строя и не сможет обеспечить потребность ПАО «Акрон» в необходимом количестве энергии, в связи с чем поставка электроэнергии потребителю ПАО «Акрон» на уровне ГН будет осуществляться от ПАО «МРСК Северо-Запада» через моносетевую компанию ООО «Новэлектро», не может рассматриваться как осуществляемая ПАО «МРСК Северо-Запада» деятельность на постоянной основе, результаты которой должны учитываться при расчете ежиных (котловых) тарифов.

При таких данных суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в части признания недействующим Постановления №86 в оспариваемой части.

Расчет индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 49 Методических указаний №20-э/2, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения по единым (котловым) тарифам, и необходимой валовой выручки (с учетом расходов на оплату нормативных потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Из содержания данной нормы следует, что расчет индивидуальных тарифов зависит от результатов расчета единых (котловых) тарифов.

Поскольку принятое Комитетом решение об установлении единых (котловых) тарифов в оспариваемой административным истцом части признано судом не действующим, установленный Комитетом для расчетов между сетевыми организациями индивидуальный тариф также подлежит пересмотру.

Таким образом, заявленные ПАО «МРСК Северо-Запада» требования подлежат удовлетворению путем признания недействующими постановления Комитета от 25 декабря 2019 года № 86 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год» в части Приложения №1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям», пунктов 1, 1.2, 2, 2.2 Таблицы 2 «Показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год»; постановление Комитета от 25 декабря 2019 года № 86/3 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2020 год».

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права организаций, то суд считает, что постановления Комитета №86 и 86/3 в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Комитет следует возложить обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании – газета «Новгородские ведомости».

Учитывая, решение состоялось в пользу ПАО «МРСК Северо-Запада», с Комитета в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.

В связи с принятием судом частичного отказа административного истца от административного иска (определение от 15 сентября 2020 года) в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ возвратить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» из местного бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению №14580 от 12 марта 2020 года, в сумме 3 150 руб.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 декабря 2019 года № 86 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год» в части

Приложения №1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области, поставляемой прочим потребителям»,

пунктов 1, 1.2, 2, 2.2 Таблицы 2 «Показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2020 год»;

постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 декабря 2019 года № 86/3 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Новгородской области на 2020 год».

Взыскать с Комитета по тарифной политике Новгородской области в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.

Возвратить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» из местного бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению №14580 от 12 марта 2020 года в сумме 3 150 руб.

Возложить на Комитет по тарифной политике Новгородской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании – газета «Новгородские ведомости».

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года

Председательствующий Е.И. Комаровская