НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 10.11.2014 № 12-163/14-7-108К

  Судья – Е.М. Кудрявцева Дело №12-163/14-7-108К

Р Е Ш Е Н И Е

 10 ноября 2014 года Великий Новгород

 Судья Новгородского областного суда Новгородской области Комаровская Е.И. (Великий Новгород, ул. Нехинская, 55), рассмотрев в порядке пересмотра жалобу должностного лица – начальника Боровичского участка по лесохозяйственной деятельности ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» К. на постановление государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Кваскова А.С. №106 от 31 июля 2014 года и решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 25 сентября 2014 года,

у с т а н о в и л :

 Постановлением государственного инспектора Боровичского и Любинского районов по пожарному надзору (далее – должное лицо органа пожарного надзора) Кваскова А.С. №106 от 31 июля 2014 года должностное лицо - начальник Боровичского участка по лесохозяйственной деятельности ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, - за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

 Решением судьи Боровичского районного суда от 25 сентября 2014 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы К., постановление должностного лица органа пожарного надзора оставлено без изменения, жалоба К. – без удовлетворения.

 В жалобе, поданной в Новгородский областной суд, К., ссылаясь на незаконность вынесенных в отношении него постановления и решения, просит их отменить, указывая на отсутствие у должностного лица органа пожарного надзора полномочий на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение сроков рассмотрения дела, а также на отсутствие в его действиях (К.) состава данного административного правонарушения.

 Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав объяснения К. и его защитника Ж., представителя органа пожарного надзора Сакович О.О., нахожу постановление и решение подлежащими отмене по следующим основаниям.

 Правовые основы государственного лесного контроля и надзора, включая пожарный надзор в лесах, устанавливаются в числе других законодательных актов, Лесным кодексом РФ.

 Согласно части 1 статьи 97 Лесного кодекса РФ федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Положением об осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года №476, установлено, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства (в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

 В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, а именно: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 этого Кодекса (в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности; землях особо охраняемых природных территорий); установление перечня должностных лиц, осуществляющих лесной контроль и надзор (пункты 4, 6, 7 части 1 статьи 83).

 Отсюда следует, что виды, наименование, правовой статус и порядок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, определяются субъектом Российской Федерации.

 Постановлением Администрации Новгородской области от 08 июня 2009 года №183 утверждено Положение о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области.

 Согласно пункту 3.7 данного Положения комитет осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

 В структуру комитета входят отделы - территориальные подразделения комитета в районах области, в том числе Боровичское лесничество (Указ Губернатора Новгородской области от 10 декабря 2009 №275).

 Указом Губернатора Новгородской области от 29 июня 2011 года №198 утвержден временный административный регламент исполнения комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах (далее – Регламент).

 Согласно пункту 1.4 данного Регламента предметом федерального государственного пожарного надзора в лесах со стороны комитета лесного хозяйства и лесной промышленности является соблюдение лесного законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в лесах.

 Из содержания указанных правовых норм следует, что органом, осуществляющим государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на территории Новгородской области, является комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице уполномоченных должностных лиц.

 Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается приказом комитета (пункт 1.5.1 Регламента).

 Пунктом 1.5.2 Регламента установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор в лесах, имеют право: осуществлять федеральный государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений; налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации на юридические лица и граждан административные взыскания за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

 Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

 Статьями 23.24 и 23.24.1 КоАП РФ определено, что органы, осуществляющие федеральный государственный лесной контроль и надзор, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ.

 Материалами дела установлено, что в ходе проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой в июне 2014 года проверки соблюдения природоохранного (лесного) законодательства со стороны ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» установлено, что в Боровичском участковом лесничестве вдоль лесной дороги, ведущей от автомобильной дороги «Боровичи-Низино» к детскому оздоровительному лагерю «Дуденево» (кварталы 122, 120,   28, 10), имеют место факты наличия валежной и сухостойной древесины, расположенные на расстоянии, не превышающем 10 метров от края лесной дороги, что является нарушением пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах.

 Также установлено, что пользователем данного лесного участка на основании договора аренды №389 от 21 октября 2013 года, заключенного с Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (арендодатель), является ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» (арендатор) в лице Боровичского участка по лесохозяйственной деятельности.

 Постановлением заместителя Боровичского межрайонного прокурора Синькова П.А. в отношении должностного лица – начальника Боровичского участка по лесохозяйственной деятельности ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» К. возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

 Данное постановление со всеми материалами было направлено в Отдел надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Новгородской области (далее – отдел надзорной деятельности), по результатам рассмотрения которого должностным лицом данного отдела вынесено постановление о признании К. виновным в совершении административного правонарушения.

 Отказывая в удовлетворении жалобы К. на данное постановление, судья районного суда со ссылкой на статью 23.34 КоАП РФ указал на правомерность рассмотрения материала в отношении К. по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ отделом надзорной деятельности.

 Между тем, исходя из приведенных выше нормативных актов, данный орган исполнительной власти не относится к числу органов, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора в лесах, включая полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

 Данный вывод согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей круг органов, осуществляющих государственный пожарный надзор применительно к части 1 статьи 23.34 КоАП РФ, согласно которой должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляют федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах.

 В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ одним из вопросов, подлежащих выяснению судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, является, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела. В противном случае выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).

 Между тем, данное требование закона не было выполнено государственным инспектором Боровичского и Любинского районов отдела надзорной деятельности, что повлекло рассмотрение материала в отношении должностного лица К. неуполномоченным органом.

 При таких данных, вынесенное должностным лицом Боровичского и Любинского районов Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Новгородской области в отношении К. постановление о назначении административного наказания, а также решение судьи Боровичского районного суда подлежат отмене с направлением материала в отношении К. в Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности в лице его территориального подразделения – отдел Боровичское лесничество для рассмотрения по существу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

 С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

 Постановление государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Кваскова А.С. №106 от 31 июля 2014 года и решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 25 сентября 2014 года отменить, направить постановление заместителя Боровичской межрайонной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должного лица ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» К. с приложенными материалами для рассмотрения в Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице его территориального подразделения – отдел Боровичское лесничество (<...>) через Боровичский районный суд.

 Судья Новгородского

 областного суда Е.И. Комаровская