Дело № 2-406/2016 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 24 июня 2016 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре Стояновой А.Е.,
с участием старшего помощника прокурора Кузнецовой Н.А.,
представителя третьего лица ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Норильска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования город Норильск и Российской Федерации к Публичному акционерному обществу «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о взыскании в муниципальный дорожный фонд денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Норильска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Норильск и Российской Федерации с иском к Публичному акционерному обществу «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (далее по тексту - ПАО «ГМК «Норильский никель») о взыскании в муниципальный дорожный фонд денежных средств. Требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки, проведенной в 2015 году, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, в первом квартале 2015 года ПАО «ГМК «Норильский никель» не произвело в полном объеме уплату в муниципальный дорожный фонд денежных средств в возмещение вреда от движения по ним тяжеловесного транспортного средства – внедорожного самосвала Caterpillar 773Е, государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), в соответствии с количеством совершенных поездок и перевезенного груза. С учетом заявления об уменьшении исковых требований прокурор г. Норильска просит взыскать с ПАО «ГМК «Норильский никель» в муниципальный дорожный фонд - бюджет муниципального образования г. Норильск денежные средства за причиненный муниципальным автомобильным дорогам общего пользования материальный вреда от движения по ним тяжеловесного транспортного средства в размере 4416899,72 рублей (Т.1, л.д. 1-11; Т.5, л.д. 62, 63).
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Норильска Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что в мае 2015 года проведена прокурорская проверка с привлечением сотрудников ОГИБДД, специалистов отдела весового контроля Муниципального казенного учреждения «Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог г. Норильска» (далее по тексту – МКУ «Управление «Норильскавтодор»), отдела организации дорожной деятельности Управления городского хозяйства Администрации г. Норильска, а также непосредственно специалистов проверяемого подразделения Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель». Проверка транспортных средств выявила факты осуществления подразделения ответчика АТО «ЦАТК» перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов без специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специального разрешения), с неоформленным надлежащим образом специальным разрешением. При осуществлении деятельности, связанной с перевозкой тяжеловесных грузов по муниципальным автодорогам ПАО «ГМК «Норильский никель» фактически выполнило тяжеловесным транспортным средством Сaterpillar 773 E государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), в первом квартале 2015 года 2 356 поездок, из которых только 34 поездки выполнены при наличии специального разрешения, за которые произведена плата в возмещение вреда в размере 104 050,42 рублей. Согласно расчетам, выполненным специалистами МКУ «Управление «Норильскавтодор», в соответствии с требованиями законодательства и с использованием специального программного обеспечения, не поступившие в муниципальный дорожный фонд - бюджет муниципального образования город Норильск платежи от использования для перевозки грузов тяжеловесного транспортного средства Сaterpillar 773 E государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), в первом квартале 2015 года по установленным маршрутам составили 4416899,72 рублей, как разница между суммой, подлежащей к фактической уплате в счет возмещения вреда, и суммой, фактически уплаченной ответчиком. Доводы представителей ответчика о том, что расчеты не соответствуют требованиям закона, являются необоснованными, поскольку математически выполнены верно, при расчетах использовано специальное сертифицированное программное обеспечение, расчеты соответствуют рекомендованной к применению математической формуле. Экспертное заключение не является надлежащим доказательством, содержит предположения. Принадлежность автомобильной дороги к муниципальным автомобильным дорогам общего пользования подтверждена документально, ответчик не оспаривает то обстоятельство, что поездки указанным транспортным средством в первом квартале 2015 года в количестве 2 356 совершены фактически, проходили по указанным в исковом заявлении маршрутам и произведены как порожние, так и с грузом. Ранее ответчик добровольно производил платежи в соответствии с расчетами МКУ «Управление «Норильскавтодор», а в специальных разрешениях при этом указывал вес провозимого груза в 54,4 тонны.
Представители третьих лиц Администрации города Норильска – ФИО1 и МКУ «Управление «Норильскавтодор» - ФИО2, действующие на основании доверенностей, поддержали заявленный прокурором иск, подтвердив указанные выше доводы.
Представители ответчика ФИО3 и ФИО4 с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что произведенные прокурором и представителем третьего лица Администрации г. Норильска расчеты суммы вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск, выполнены с нарушением метода математической экстраполяции, используемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», и Постановлением Администрации города Норильска от 06.03.2013 № 76 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск». Представители ответчика полагают, что истцом и третьими лицами не доказан вес перевозимого транспортным средством груза, поскольку взвешивание не производилось, путевые листы не содержат данную информацию, в связи с чем необходимо исходить только из массы самого транспортного средства. Также в материалы дела не представлено достаточных доказательств принадлежности дороги к муниципальным автомобильным дорогам общего пользования. Представители ответчика подтверждают, что ПАО «ГМК «Норильский никель» фактически выполнило тяжеловесным транспортным средством в первом квартале 2015 года 2 356 поездок, за которые произведена плата вреда в размере 104 050,42 рублей, указанные поездки совершены по маршрутам, указанным в исковом заявлении прокурора. Вместе с тем полагают, что не представлено доказательств, что передвижение по маршрутам проходило именно по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, поскольку из представленных доказательств это не следует. Ранее ответчик добровольно вносил плату на основании расчетов МКУ «Управление «Норильскавтодор», не оспаривая размер платы и принадлежность дорог к муниципальным автомобильным дорогам общего пользования. Согласно расчетам, выполненным ответчиком, размер платы за причиненный материальный вред от движения по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесного транспортного средства должен составить 449 139,69 рублей с учетом уже уплаченных ответчиком 104 050,42 рублей.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, допросив свидетелей, суд полагает заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в редакции Федерального закона № 519-ФЗ от 31.12.2014 (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), запрещено пользователям автомобильными дорогами, в том числе, осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Судом установлено следующее:
ПАО «ГМК «Норильский никель» является действующим юридическим лицом, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ (Т.1, л.д. 10-17), его структурное подразделение АТО «ЦАТК» осуществляет объем перевозок тяжеловесных грузов (шлака, породы, руды) тяжеловесными транспортными средствами для производственной деятельности.
Прокуратурой г. Норильска при проведении плановой проверки исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, регламентирующего порядок компенсации собственнику автомобильных дорог материального вреда от перевозки по ним тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на первое полугодие 2015 года, установлены обстоятельства неуплаты обязательных платежей ПАО «ГМК «Норильский никель» в муниципальный дорожный фонд.
Так, при осуществлении деятельности, связанной с перевозкой тяжеловесных грузов по муниципальным автодорогам общего пользования для уставных целей, ПАО «ГМК «Норильский никель» фактически выполнило тяжеловесным транспортным средством Сaterpillar 773 E, государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), в первом квартале 2015 года (закреплено за автоколонной № 1 АТО «ЦАТК» ПАО «ГМК «Норильский никель») 2 356 поездок, из которых только 34 поездки выполнены при наличии специального разрешения, за которые произведена плата вреда в размере 104 050,42 рублей.
Право собственности ПАО «ГМК «Норильский никель» на тяжеловесное транспортное средство Сaterpillar 773 E, государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), его характеристики, масса транспортного средства и перевозимого груза, использование его для перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по установленным маршрутам по муниципальным дорогам общего пользования подтверждаются паспортом самоходной машины и других видов техники ВЕ № 702772 (Т.6, л.д. 9, 10), заявлениями ПАО «ГМК «Норильский никель» в Управление городского хозяйства Администрации г. Норильска на получение специального разрешения и выданными ПАО «ГМК «Норильский никель» специальными разрешениями в первом квартале 2015 года (Т.1, л.д. 22-76). Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно расчетам, выполненным с привлечением специалистов, – начальника отдела организации дорожной деятельности Управления городского хозяйства Администрации г. Норильска ФИО1 и начальника отдела подготовки специальных разрешений и весового контроля МКУ «Управление «Норильскавтодор» ФИО2 в соответствии с требованиями законодательства и с использованием специального программного обеспечения – программы «Транспорт-КТГ», не поступившие в муниципальный дорожный фонд МО г. Норильска платежи за причиненный вред от использования для перевозки грузов тяжеловесного транспортного средства Сaterpillar 773 E государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), обе оси которого оборудованы пневматической подвеской, в первом квартале 2015 года по установленным маршрутам №№ 1, 2, 3 (с грузом), 2, 4, 5, 6, 10 (без груза) составили 4416899,72 рублей: 4520950,14 рублей (подлежащие уплате) – 104050,42 рублей (фактически уплаченные ответчиком добровольно), что подтверждено нормативными актами (Т.6, л.д. 12-14), расчетами (Т.6, л.д. 15-60).
При этом количество совершенных поездок по указанным маршрутам ответчиком не оспаривается.
Маршруты движения указанного транспортного средства с указанием их протяженности подтверждены приложенным к расчетам письменными и графическими документами (Т.1, л.д. 14-21), заявлениями ПАО «ГМК «Норильский никель» в Управление городского хозяйства Администрации г. Норильска на получение специального разрешения и выданными ПАО «ГМК «Норильский никель» специальными разрешениями в первом квартале 2015 года (Т.1, л.д. 22-76). Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В соответствии с требованиями Приложения №№ 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (в указанной редакции) предельно допустимая масса транспортного средства с двумя осями не может превышать 18 тонн.
Предельно допустимые габариты транспортного средства, позволяющие осуществлять движение без специальных разрешений, не должны превышать по высоте 12 м., ширине 2,55 м., по высоте 4 м.
Тяжеловесное транспортное средство – внедорожный самосвал Сaterpillar 773 E, государственный номер <***>, имеет длину 9,6 м., ширину - 4,398 м., высоту - 4,39 м., массу без груза – 39,94 т., расстояние между осями - 4,19 метра.
При движении указанного транспортного средства без груза фактические нагрузки на оси - 18,892 – 21,048 тонн, превышение допустимого значения на 1-ю ось - на 88,9%, на 2-ю ось - 1105%.
Этим же транспортным средством при перевозке груза массой 54,4 т. (габариты 8,535 х 4,398 х 2,42), создается нагрузка на оси 31,415 – 62,925 тонн, превышение допустимого значения на 1-ю ось на 214,2 %, на 2-ю - 529,2 %.
Изложенное подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, используемый в производственной деятельности внедорожный самосвал Сaterpillar 773 E, не отвечающий параметрам указанным в Приложении №№ 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, должен осуществлять движение по автомобильным дорогам только при наличии специального разрешения, в том числе и при отсутствии груза.
Расчет неуплаченных в бюджет сумм произведен прокуратурой на основании имеющихся на момент проверки в транспортной организации документов: путевых листов, транспортных накладных, рабочих графиков транспортных средств первой автоколонны, а также информации, полученной в МКУ «Управление «Норильскавтодор» и Управлении городского хозяйства Администрации г. Норильска (Т.1, л.д. 78-232; Т.2, л.д. 1-113).
Согласно ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 8 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (в редакции от 16.04.2011), средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов поступают в муниципальный дорожный фонд, который является частью средств бюджета, подлежащих использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Обязанность владельцев транспортных средств уплачивать госпошлину за получение специальных разрешений и вред от использования автомобильных дорог, в том числе от муниципальных, в соответствующий бюджет предусмотрено требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934, вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ, п. 2 Правил возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 834 внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения в порядке, предусмотренном ч. 8 указанной статьи закона, который в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения, определяется органами местного самоуправления.
Требованиями ч.ч. 5, 8 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что порядок выдачи специального разрешения, порядок возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
Пунктом 7 ст. 13, пп. 3 п. 9 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Оказание услуги по выдаче специального разрешения и расчет платы вреда на муниципальных автодорогах осуществляет в МО г. Норильск уполномоченный орган – Управление городского хозяйства Администрации г. Норильска в соответствии с Положением об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации г. Норильска от 06.03.2013 № 76 «Об определении размера вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск» и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги № 73 от 05.03.2013.
Вышеперечисленные правовые акты свидетельствуют об отсутствии у владельца транспортных средств каких-либо препятствий к исполнению в полном объеме требований, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 7 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ.
Обстоятельства неуплаты обязательных платежей ПАО «ГМК «Норильский никель» в муниципальный дорожный фонд установлены прокуратурой при проведении плановой проверки исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, регламентирующего порядок компенсации собственнику автомобильных дорог материального вреда от перевозки по ним тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на первое полугодие 2015 года.
К участию в проведении проверки в соответствии с требованиями п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» привлекались сотрудники ОГИБДД, специалисты отдела весового контроля МКУ «Управление «Норильскавтодор», отдела организации дорожной деятельности Управления городского хозяйства Администрации города Норильска, а также непосредственно специалисты проверяемого подразделения Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» - АТО «ЦАТК».
Проверка транспортных средств в линии выявила факты осуществления АТО «ЦАТК» перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов без специальных разрешений, с неоформленным надлежащим образом специальным разрешением (отсутствуют сведения о водителях, о количестве использованных поездок, о датах отгрузки перевозимого груза, о грузоотправителе), с наличием подчисток и исправлений в них сведениях о датах выполненных перевозок, что является нарушением требований приказа Минтранса Российской Федерации от 24.06.2012 № 258 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». За указанные нарушения водитель одного из транспортных средств первой колонны (Сaterpillar 773 E государственный номер <***> (гаражный номер 1.206) ФИО5, должностное лицо АТО «ЦАТК» ФИО6 привлечены ОГИБДД к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ).
Кроме того, 22.05.2015 с 8 часов 30 минут до 16 часов в рамках проверки был проведен мониторинг фактического количества поездок, выполняемых тяжеловесными транспортными средствами первой автоколонны АТО «ЦАТК» за 1 смену.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для проведения документальной проверки по вопросу платежей в бюджет за фактически осуществленный объем перевозок тяжеловесных грузов по местным дорогам в первом квартале 2015 года 22 тяжеловесными транспортным средствами (БелАЗ-75473 - 8 единиц, Caterpillar 773Е -14 единиц) первой автоколонны АТО «ЦАТК» по согласованным с уполномоченным органом маршрутам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 15, 16 (условное обозначение) с грузом и без него.
Проезд указанных тяжеловесных транспортных средств по данным маршрутам, как с грузом, так и без него, не может осуществляться без специального разрешения.
Вместе с тем, проверка показала, что, не получая необходимого количества специальных разрешений, владелец транспортных средств не подал заявки на получение необходимого количества специальных разрешений, и как следствие не производил платы за причиненный вред, не производил уплаты госпошлины, которая также поступает в муниципальный дорожный фонд.
С учетом вышеизложенного по результатам проверки прокурором г. Норильска внесено 30.06.2015 № 7/2-17-2015 директору Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» Рюмину А.А. представление «Об устранении нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Однако, требования прокуратуры Заполярному филиалу ПАО «ГМК «Норильский никель» об устранении нарушений закона и уплате в муниципальный дорожный фонд материального вреда, причиненного за первое полугодие 2015 года 22 тяжеловесными транспортными средствами от 29.07.2015 исх. № ЗФ-34/2544 обществом отклонены. По результатам повторного рассмотрения представления, выявленные в ходе проверки нарушения, владелец транспортных средств устранить также отказался, о чем уведомил прокуратуру исх. № ЗФ-34/3626 от 11.11.2015.
До настоящего времени требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства ПАО «ГМК «Норильский никель» не исполнены.
Изложенное подтверждено материалами дела (Т. 1, л.д. 79-130) и не спаривается ответчиком.
В силу требований части 1 статьи 1064, части 1 статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Принимая во внимание вышеизложенное прокурор г. Норильска в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования г. Норильск, неопределенного круга лиц.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Частью 2 данной статьи определено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что целями настоящего закона являются в том числе: определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований (п. 1); совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности (п. 2); обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (п. 3); улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (п. 6).
Таким образом, недополученные от ПАО «ГМК «Норильский никель» в бюджет МО г. Норильск денежные средства в виде сумм от уплаты госпошлины и вреда, причиненного автомобильным дорогам их собственнику, свидетельствуют о нарушении прав:
- неопределенного круга лиц на качественное и безопасное перемещение по автомобильным дорогам муниципального округа;
- муниципального образования город Норильск на поступление в необходимом объеме денежных средств в дорожный фонд используемых для восстановления автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры;
- Российской Федерации в невыполнении требований федерального законодательства, установившего для всех владельцев транспортных средств обязанность вносить собственнику автодорог плату за причиненный вред от использования на них транспортных средств, чья нагрузка на полотно дорог превышает допустимые физические параметры.
Поступающие в муниципальный дорожный фонд денежные средства в виде краевых субсидий только для содержания автомобильных дорог в период 2013-2015 гг., запланированные в МО г. Норильск на 2016-2017 гг. работы по строительству дорожных сооружений, реконструкции автодорог свидетельствуют о необходимости пополнения муниципального дорожного фонда средствами от уплаты причиненного вреда и госпошлины за выдачу специальных разрешений, что подтверждается ответом Администрации г. Норильска от 20.10.2015 исх. №016-4076 на запрос прокурора г. Норильска от 14.10.2015.
Таким образом, не выполнение ПАО «ГМК «Норильский никель» в полном объеме предусмотренных действующим законодательством обязанностей исключают возможность целевого направления денежных средств на улучшение инвестиционного климата в области автомобильных дорог и как следствие качественного и безопасного использования автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры МО г. Норильск, снижения аварийности и числа дорожно-транспортных происшествий.
Доводы представителей ответчика суд находит необоснованными.
В качестве доказательств веса перевозимого транспортным средством груза прокурором представлены копии путевых листов и транспортных накладных, предоставленных ответчиком в ходе прокурорской проверки, из которых следует, что в первом квартале 2015 года с использованием внедорожного самосвала Сaterpillar 773 E, государственный номер <***>, совершено 2 356 поездок, как с грузом, так и без него: в январе 2015 года – 394 поездки с грузом весом 54,4 тонны по маршруту №1, 52 поездки без груза по маршруту № 1, 26 поездок с грузом весом 53,5 тонны по маршруту № 2, 51 поездка с грузом весом 54,4 тонны по маршруту № 2, 369 поездок без груза по маршруту № 2, 5 поездок без груза по маршруту № 4, 5 поездок без груза по маршруту № 5; в феврале 2015 года - 346 поездок с грузом весом 54,4 тонны по маршруту №1, 220 поездок без груза по маршруту № 2, 145 поездок с грузом весом 50,1 тонны по маршруту № 3, 4 поездки без груза по маршруту № 4, 4 поездки без груза по маршруту № 5, 127 поездок без груза по маршруту № 6, 18 поездок без груза по маршруту № 10; в марте 2015 года - 237 поездок с грузом весом 54,4 тонны по маршруту №1, 5 поездок грузом весом 52,7 тонны по маршруту № 2, 142 поездки без груза по маршруту № 2, 96 поездок с грузом 50,1 тонны по маршруту № 3, 7 поездок без груза по маршруту № 4, 7 поездок без груза по маршруту № 5, 90 поездок без груза по маршруту № 6, 6 поездок без груза по маршруту № 10.
Как указано выше, количество поездок с грузом и без него представители ответчика не оспаривают, что подтверждено в ходе судебного заседания.
Представители ответчика полагают, что из путевых листов невозможно достоверно установить вес перевозимого груза в конкретную поездку, какие-либо усредненные данные принимать во внимание нельзя, весовой контроль при перевозке груза не производился.
Ответчик, не оспаривая того обстоятельства, что груз транспортным средством перевозился, тем не менее не представил данных о точном весе перевезенного груза, ссылаясь на отсутствие достоверных данных.
При указанных обстоятельствах суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам, принимая во внимание, что в первом квартале 2015 года ПАО «ГМК «Норильский никель» неоднократно обращалось в Управление городского хозяйства Администрации г. Норильска с заявлениями на получение специального разрешения, которые им выдавались, используя данные разрешения, ПАО «ГМК «Норильский никель» фактически осуществляло перевозку грузов внедорожным самосвалом Caterpillar 773Е, государственный номер <***>, из заявления и специальных разрешений следует, что ПАО «ГМК «Норильский никель» непосредственно указывало вес перевозимого груза в 54,4 тоны согласно техническим характеристикам указанного транспортного средства, именно исходя из данного веса груза ответчик и вносил плату в возмещение вреда.
В расчетах прокурора максимальный вес перевозимого груза для расчета указан в 54,4 тонны, часть поездок учтена с меньшим весом, исходя из фактически указанной в путевых листах.
Свидетели ФИО7, ФИО8 и ФИО9, допрошенные в судебном заседании 17.03.2016, пояснили, что работают в АТО «ЦАТК», в первом квартале 2015 года внедорожным самосвалом Caterpillar 773Е, государственный номер <***> (гаражный номер 1.209), осуществлялись перевозки груза весом до 55 тонн по установленным маршрутам, частично проходящим по городским улицам, согласно путевых листов (Т.3, л.д. 203-218).
Суд принимает во внимание, что ПАО «ГМК «Норильский никель» осуществляет экономическую деятельность, исходя из принципа получения прибыли, в связи с чем в данном случае предполагается объективный интерес ответчика в максимально возможной загрузки транспортного средства, используемого для перевозки груза.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что ответчиком не представлено иных достоверных доказательств, подтверждающих перевозку груза иного веса, суд приходит к выводу, что истцом доказан вес перевозимого транспортным средством груза.
Также суд находит необоснованными доводы представителей ответчика об отсутствии доказанности факта принадлежности дорог к муниципальным дорогам общего пользования.
Согласно Выписке из Реестра собственности МО г. Норильск, свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2016, сооружение дорожного транспорта, протяженностью 11282 м. «Юго-Западная объездная автомобильная дорога города Норильска, в том числе: Автодорога ул. Октябрьская; Автодорога ул. Заводская; Тротуар по ул. Октябрьской; Автодорога «0» пикет» - Зуб-гора; Автодорога база ТМИО-4 ул. Заводская Ш.АД-НС; Автодорога пр. Октябрьский - Соцгород реконструкция; Эл. сеть освещения «0» пикет; Эл. сеть ул. освещения ТЭЦ ДОЗ; Эл. сеть ул. освещения ул. Октябрьская; Юго-Восточный въезд г. Норильск – перекресток в районе ТЭЦ-1», расположенное по адресу: Красноярский край, г. Норильск, р-н Центральный, от 1 км Вальковского шоссе с ответвлением в районе перекрестка ул. Октябрьская – Заводская на север до ул. 50 лет Октября, на юг до пл. им. А.П. Завенягина, 3 и на запад до ул. Набережная Урванцева, 3, находится в муниципальной собственности МО г. Норильск (Т.4, л.д. 3-5).
Из кадастрового паспорта, технического плана сооружения и технического плана сооружения следует, что часть указанных в исковом заявлении маршрутов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 проходит именно по указанной автомобильной дороге, находящейся в муниципальной собственности (Т.4, л.д. 6-30).
Протяженность маршрутов также подтверждена материалами дела и не оспаривается ответчиком (Т.5, л.д. 42).
Указанные обстоятельства подтверждены также иными материалами дела (Т.3, л.д. 28-74; Т.4, 128-132).
В соответствии с Распоряжением Администрации г. Норильска от 13.07.2012 № 3293, указанная автомобильная дорога отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения (Т.5,л.д. 126-130), что также подтверждено сведениями из Единого реестра автомобильных дорог (Т. 4, л.д. 27, 28).
Также суд учитывает, что факт передвижения внедорожного самосвала Caterpillar 773Е, государственный номер <***>, именно по указанной автомобильной дороге общего пользования местного значения подтверждена указанными выше специальными разрешениями, выданными по заявлениям ПАО «ГМК «Норильский никель».
Учитывая изложенное, суд считает доказанным истцом прохождение маршрутов передвижения внедорожного самосвала Caterpillar 773Е, государственный номер <***>, по находящейся в муниципальной собственности МО г. Норильск автомобильной дороге общего пользования местного значения, а также протяженность этих маршрутов.
Суд отклоняет доводы представителей ответчика о недостоверности расчетов истца и третьих лиц о размере платы в возмещение вреда.
По ходатайству представителей ответчика определением суда от 30.05.2016 назначена судебная экономическая экспертиза с поручением ее производства ФИО10 (Т.5, л.д. 164-166).
Согласно заключению эксперта ФИО10 от 16.06.2016, в представленных расчетах МКУ «Управление «Норильскавтодор» применен метод математической экстраполяции с использованием функций с большими отклонениями, чем возможно получить, применяя метод наименьших квадратов (МНК) и выбрав линейную функцию в качестве определения решения (1); в расчетах применена полиномиальная функция (2); для обеспечения устойчивости результата необходимо применять линейную функцию (3); наиболее точные результаты возможно получить с помощью линейной функции (4); представленные расчеты не в полной мере достоверны и точны (5), точный размер погрешности определить затруднительно (6); нельзя однозначно ответить на вопрос о соответствии расчетов формуле и методике расчета, предусмотренным Постановлением Администрации города Норильска от 06.03.2013 № 76 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (7); расчет размера платы за 1 км маршрута: для массы 39,94 тонны – 252,80 рублей; для массы с грузом 50,1 тонны – 895,80 рублей, для массы с грузом 52,7 тонны – 919,37 рублей, для массы с грузом 53,5 тонны – 947,98 рублей, для массы с грузом 54,4 тонны – 947,98 рублей (Т.5, л.д. 176-227).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО10 пояснил, что существует несколько десятков методов для построения математической экстраполяции, при этом используются различные функции, в расчетах МКУ «Управление «Норильскавтодор» применена полиномиальная функция, являющаяся неустойчивой, в связи с чем при проведении экспертизы экспертом применена линейная функция как наиболее устойчивая.
С указанным экспертным заключением суд не соглашается по следующим основаниям.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 282) осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.
В силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений:
предельно допустимой массы транспортного средства;
предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле: ,
где: - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);
- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
- размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;
S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:,
где: - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, = 1);
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.
В соответствии с Постановлением Администрации города Норильска от 06.03.2013 № 76 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства свыше 50 тонн и превышении предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства свыше 60 % расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства и при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства соответственно.
Из материалов дела следует, что представленные прокурором, Администрацией г. Норильска и МКУ «Управление «Норильскавтодор» расчеты выполнены в пределах компетенции специалистов органов местного самоуправления и в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», и Постановления Администрации города Норильска от 06.03.2013 № 76 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск» с применением метода математической экстраполяции и с использование специального программного обеспечения Автоматизированная информационная система «Транспорт-КТГ» (Т.3, л.д. 75-79; Т.4, л.д. 47).
Обоснованное применение в расчетах конкретного индекса-дефлятора, несмотря на доводы представителей ответчика, подтверждено материалами дела.
ФГУП «РОСДОРНИИ» разработано и рекомендовано рациональное применение метода математической экстраполяции к табличным значениям (Приложения 1 и 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации») размера вреда при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось и полную массу транспортного средства:
- при экстраполяции размера вреда при превышении свыше 50 тонн значений предельно допустимой массы транспортного средства: Р = 132,023 + 18,956 * М + 0,506 * М2 + 0,00727 * М3, где Р – размер вреда (рублей на 100 км), М – превышение свыше 50 тонн предельно допустимой массы транспортного средства (тонн);
- при экстраполяции размера вреда при превышении свыше 60 % значений предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства: Р = 505 + 39,5 * Н + 0,65 * Н2, где Р - размер вреда (рублей на 100 км), Н – превышение свыше 60 % предельно допустимых осевых нагрузок (процентов) (Т.4, л.д. 26).
Расчеты, выполненные Администрацией г. Норильска и МКУ «Управление «Норильскавтодор», подтвержденные прокурором, соответствуют указанным рекомендованным формулам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановлением Администрации города Норильска от 06.03.2013 № 76 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск» не предусмотрено применение метода математической экстраполяции с использованием линейной функции, как указано в экспертном заключении, примененные экспертом формулы не соответствуют указанным рекомендуемым формулам.
Также суд учитывает, что эксперт не является специалистом в области дорожного строительства, а экспертное заключение содержит только вероятные выводы, подтверждают при этом применение в расчетах МКУ «Управление «Норильскавтодор» метода математической экстраполяции с определенной функцией.
Также суд учитывает, что в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при увеличении на один интервал значений предельно допустимых массы транспортного средства и нагрузок на оси увеличение размера вреда увеличивается на величину от 20 до 80% по сравнению с предыдущим значением, тогда как в соответствии с расчетами эксперта такое увеличение составляет от 1 % до 20 %, планомерно снижаясь и стремясь к нулю при увеличении превышения предельно допустимых массы транспортного средства и нагрузок на оси, что не соответствует логике нормативно определенных расчетов.
Учитывая изложенное, суд не соглашается с заключением эксперта ФИО10
Принимая как соответствующие нормативно-правовым требованиям и обстоятельствам дела расчеты МКУ «Управление «Норильскавтодор» и прокурора, суд также учитывает, что за первый квартал 2015 года ПАО «ГМК «Норильский никель» добровольно внес плату в возмещение вреда в размере 104 050,42 рублей именно на основании расчетов МКУ «Управление «Норильскавтодор», не оспаривая при этом размер такой платы.
Согласно расчетам, выполненных ответчиком, размер платы за причиненный материальный вред от движения по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесного транспортного средства должен составить 449 139,69 рублей с учетом уже уплаченных ответчиком 104 050,42 рублей (Т.6, л.д. 96, 97).
Указанные расчеты ответчика суд отклоняет как недостоверные, поскольку они выполнены в соответствии с выводами эксперта ФИО10, признанными судом необоснованными, и только относительно массы транспортного средства без груза, что не соответствует обстоятельствам дела.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами предусмотренными законом.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым заявленный иск удовлетворить, взыскать с ПАО «ГМК «Норильский никель» в возмещение вреда от движения тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования местного значения МО г. Норильск неуплаченные в муниципальный дорожный фонд – бюджет МО г. Норильск денежные средства в размере 4416899,72 рублей.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из удовлетворенной части исковых требований имущественного и неимущественного характера, с ПАО «ГМК «Норильский никель» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 30284,50 рублей: (4416899,72 руб. – 1 000000,00 руб.) * 0,5 % + 13 200,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Норильска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования город Норильск и Российской Федерации к Публичному акционерному обществу «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о взыскании в муниципальный дорожный фонд денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» в возмещение вреда от движения тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск неуплаченные в муниципальный дорожный фонд – бюджет муниципального образования город Норильск денежные средства в размере 4416899 рублей 72 копейки.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 30284 рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Крючков
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2016