№2-809/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2014 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Ченцовой О.А.,
При секретаре Сапуновой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> и Ликвидационной комиссии о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации морального вреда, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в структурном подразделении Администрации <адрес> муниципальном учреждении «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» на следующих должностях: в период с 15 декабря 208 года по ДД.ММ.ГГГГ –ведущий <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное учреждение «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» решено ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ. О предстоящем увольнении истца была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч.4 ст.180 ТК РФ истица дала согласие на увольнение до истечения срока ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчетному листу за декабрь 2013 года ей были начислены следующие выплаты: заработная плата, дополнительные компенсационные выплаты; средняя заработная плата, дополнительные компенсационные выплаты за дни до истечения срока ликвидации учреждения с 22 по ДД.ММ.ГГГГ – 7 рабочих дней; единовременная премия, выплачиваемая при увольнении; дополнительные компенсационные выплаты за ноябрь 2013 года; выходное пособие, включая дополнительные компенсационные выплаты из расчета 17 рабочих дней января 2014 года. Начисленные денежные средства в полном объеме были перечислены истице. Рассчитывая размер выходного пособия за январь 2014 года, ответчиком в нарушение требований трудового законодательства были исключены нерабочие праздничные дни (1,2,3, 6,7,8 января), что занизило сумму выходного пособия. Истица считает, что ответчик должен произвести расчет выходного пособия за январь 2014 года с учетом праздничных дней, и просит взыскать денежную сумму в размере <данные изъяты>. Кроме того, при увольнении истице не была выплачена денежная компенсация за 5,4 дня неиспользованного отпуска. Просит взыскать выходное пособие за январь 2014 года в размере <данные изъяты>, обязать ответчика рассчитать и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Поскольку действиями ответчика были нарушены трудовые права истицы, просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Норильска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Она считает, что размер выходного пособия за январь 2014 года рассчитан правильно, исходя из положений ст.139 и ст.178 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни не подлежат учету при начислении выходного пособия. Кроме того, истицей неправильно рассчитан средний дневной заработок. ДКВ выплачиваются к заработной плате, не являются ее составной частью и являются социальными выплатами, которые начисляются на заработную плату. Выплата ДКВ осуществляется Фондом социального страхования, путем перечисления на счет работника. Размер ДКВ рассчитывается исходя из установленного коэффициента на основании платежных ведомостей, предоставляемых работодателем в ФСС. Оснований для взыскания денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска не имеется, поскольку истицей произведен неверный расчет – неправильно рассчитана выслуга, что повлекло за собой увеличение дней отпуска. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Ликвидационной комиссии - ФИО3 действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по следующим основаниям. Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в муниципальном образовании <адрес>», которым установлен порядок выплаты дополнительных компенсационных выплат (ДКВ). Согласно положению ДКВ носят социальный характер и рассчитываются путем умножения установленного коэффициента ДКВ на фактически начисленную заработную плату. Размеры коэффициентов ДКВ работников Управления здравоохранения в соответствии с положением были определены в 1,27. ДКВ не учитываются в составе средней заработной платы. Таким образом, истицей неправильно рассчитан средний дневной заработок за январь 2014 года. Средний дневной заработок истицы составлял <данные изъяты>. Оснований для перерасчета выходного пособия с учетом нерабочих праздничных дней в январе 2014 года, не имеется. Ст.178 ТК РФ и п.9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., при расчете выходного пособия оплате подлежат только рабочие дни. Расчет выходного пособия за январь 2014 года истице был произведен в рабочих днях. Дней неиспользованного отпуска у истицы не имеется, при расчете истица неправильно рассчитала дни дополнительного отпуска за выслугу лет. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1. работала в МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №47-ДС.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Администрации <адрес> <данные изъяты>., в соответствии с Решением Городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении структуры Администрации <адрес>» было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о ликвидации МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией Управления здравоохранения Администрации <адрес>, было поручено создать ликвидационную комиссию. Этим же Постановлением был утвержден состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>».
Истица под роспись была ознакомлена с Предупреждением об увольнении в связи с ликвидацией учреждения ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из Предупреждения, ФИО1. выразила согласие на увольнение до истечения срока, исчисленного со дня ознакомления с Предупреждением, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с ликвидацией учреждения, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы.
Истица в судебном заседании не оспаривала порядок увольнения в связи с ликвидацией учреждения.
Из расчетного листка истицы следует, что при увольнении ей было выплачено выходное пособие за январь 2014 года из расчета 17 рабочих дней в сумме <данные изъяты> и ДКВ в сумме <данные изъяты>. Денежные средства были перечислены на банковскую карту истицы. Поступление денежных средств, подтверждается выпиской по лицевому счету банковской карты истицы.
Выходное пособие истицы за январь 2014 года рассчитано без учета нерабочих праздничных дней в январе (1, 2, 3, 6,7,8), с чем истица не согласна.
Согласно ст.164 ТК РФ, гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
По смыслу приведенных положений ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающими понятие гарантий и компенсация, сохранение за работником, уволенным по сокращению численности (штата), среднего месячного заработка на период трудоустройства является по своей правовой природе компенсационной денежной выплатой, установленной в целях возмещения уволенному работнику утраченного в связи с увольнением заработка на время поиска нового места работы, поэтому исчисление утраченного заработка должно производиться с учетом гарантий прав работников данной категории на оплату труда, в том числе и в нерабочие праздничные дни.
Согласно положениям ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Приведенные положения относятся и к порядку исчисления среднего месячного заработка, учитываемого при определении выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации), по правилам, установленным ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Поэтому, в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об установлении уволенному работнику фиксированного размера оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат - оклада (должностного оклада), при применении положений ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации следует исчислять средний заработок работника, учитываемый для определения суммы выходного пособия, путем умножения его среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате, поскольку нерабочие праздничные дни подлежат оплате как рабочие.
В судебном заседании установлено, что ответчик не оспаривает право работника на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства в соответствии со ст.318 ТК РФ, при этом выходное пособие выплачено без учета нерабочих праздничных дней в январе 2014 года (1, 2, 3, 6,7,8). Расчет выходного пособия без учета нерабочих праздничных дней противоречит действующему трудовому законодательству, и соответственно истица имела право на получение выходного пособия с учетом нерабочих праздничных дней.
Как следует из расчета, представленного истицей, ее средний дневной заработок в оспариваемый период составлял <данные изъяты> с учетом начисленных за январь 2014 года ДКВ ( <данные изъяты> – средний дневной заработок по заработной плате; <данные изъяты> – средний дневной заработок по ДКВ). Таким образом, истица просит взыскать в ее пользу выходное пособие за 6 нерабочих праздничных дней в сумме <данные изъяты> х 6 дней).
Ответчиками не оспаривается, что средний дневной заработок истицы, рассчитанный в соответствии с трудовым законодательством, в оспариваемый период составлял <данные изъяты>, что подтверждается представленным расчетом. При этом, представители ответчика считают, что средний дневной заработок подлежит расчету без учета ДКВ.
В соответствии с Положением о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в МО <адрес>, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №17-403, ДКВ рассчитываются путем умножения установленного коэффициента дополнительных компенсационных выплат на фактически начисленную заработную плату (.2.1.). П.2.12 Положения установлено, что дополнительные компенсационные выплаты не включаются в фонд заработной платы и носят социальный характер. ДКВ не входят в расчет средней заработной платы.
Приложением № Положения установлены Размеры коэффициентов дополнительных компенсационных выплат, где в п.1.2. установлено, что для работников органов местного самоуправления, их внутриструктурных единиц, лиц, замещающих муниципальные должности,…. размер коэффициента установлен - 1,27.
Из Положения о дополнительных компенсационных выплатах лицам, работающим и проживающим в локальной природно-климатической зоне Крайнего Севера в МО <адрес>, следует, что ДКВ носят социальный характер и в состав средней заработной плат не входят, и соответственно при расчете среднего дневного заработка истицы сумма ДКВ не подлежит учету.
Таким образом, средний дневной заработок истицы в оспариваемый период составлял <данные изъяты>, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами.
Сумма невыплаченного выходного пособия за 6 нерабочих праздничных дней января 2013 года составит <данные изъяты>, из расчета: <данные изъяты> х 6 праздничных нерабочих дней января 2014 года.
На сумму невыплаченного выходного пособия подлежат начислению ДКВ с коэффициентом 1,27, что в денежном выражении составит <данные изъяты>
Таким образом, в пользу истицы подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты>.
Относительно денежной компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к следующему.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка Администрации <адрес>, утвержденными Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №872, муниципальным служащим предоставляется основной отпуск – продолжительностью 30 календарных дней (п.8.8.) Дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севра продолжительностью 24 календарных дня. В соответствии со ст.<адрес> «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>» дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет работнику, являющемуся муниципальным служащим, предоставляется ежегодно из расчета один календарный день за каждый полный год стажа муниципальной службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет (п.8.10.). Исчисление стажа, дающего право на отпуск, производится в соответствии с требованиями трудового законодательства (п.8.12.).
Постановлением Администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о дополнительных оплачиваемых отпусках», в соответствии с которым максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в календарных дня у начальника отдела составляет до 12 дней, у ведущего специалиста - до 9 дней.
Таким образом, в соответствии с п.8.10 Правил внутреннего трудового распорядка, у истицы право дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый полный год стажа возникает после фактической отработки полного календарного года.
Истица была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ и соответственно право на отпуск за выслугу лет у нее возникнет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из личной карточки истицы установлено, что дополнительный отпуск за выслугу лет истице был предоставлен в период очередного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет количества дней использованного отпуска, представленный истицей неверен, и противоречит установленному порядку, предоставления дополнительных отпусков за выслугу лет.
За отработанный период истицей был использован 331 календарный день оплачиваемых отпусков, что подтверждается представителями ответчика и не оспаривается истицей.
Включение отпуска за выслугу лет (1 календарный день) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии право на него, привело к увеличению продолжительности ежегодных отпусков за период с 2008 года по 2013 год, что является неверным.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания денежной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 5,4 дня, не имеется.
В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Факт нарушения трудовых прав работника нашел свое подтверждение в судебном заседании, и соответственно требования истица о взыскании денежной компенсации морального вреда правомерны.
В соответствии с п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из требований разумности и справедливости, объема и характера, причиненных истице нравственных страданий, а также степени вины работодателя, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению и в пользу истицы подлежат взысканию: выходное пособие в сумме 32629 рублей 84 копейки и денежная компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>.
В соответствии с ч.1 ст.61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.2,3 ст.62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Согласно Положению об Управлении здравоохранения Администрации <адрес>, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление являлось самостоятельным юридическим лицом.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» и назначена ликвидационная комиссия.
На момент рассмотрения иска МУ «Управление здравоохранения Администрации <адрес>» не ликвидировано и находится в стадии ликвидации.
Таким образом, обязанность по выплате выходного пособия и денежной компенсации морального вреда ФИО1 должна быть возложена на Ликвидационную комиссию. В отношении Администрации <адрес> исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ликвидационной комиссии подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> – по требованиям имущественного характера; <данные изъяты> – по требованиям неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Ликвидационной комиссии в пользу ФИО1 выходное пособие в сумме <данные изъяты> и денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Ликвидационной комиссии в доход бюджета муниципального образования г.Норильск государственную пошлину в размере 1378 рублей 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Ченцова