Дело №2а-67/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2020 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Антиповой З.А.
с секретарем Луковниковой А.Н.,
с участием административного истца – Васильева М.С.; представителя административного ответчика – Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» - Бирюкова Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя заинтересованного лица – Сахалинского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Ашихмина П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильевой М.С. к Собранию муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконным и отмене решения Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва Васильевой М.С.», восстановлении в должности депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГВасильева М.С. обратилась в Ногликский районный суд Сахалинской области с административным иском к Собранию муниципального образования «Городской округ Ноглики», в котором, дополнив требования, просила признать решение Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва Васильева М.С.» незаконным, отменить это решение, восстановить ее в должности депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва.
В обоснование требований Васильева М.С. указала, что была выдвинута Сахалинским региональным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» по одномандатному избирательному округу №2. Документы, представленные ею, как кандидатом в депутаты, а также соответствие требованиям избирательного законодательства порядка ее выдвижения проверены Ногликской территориальной избирательной комиссией, после чего ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О регистрации Васильева М.С. кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу №». В дальнейшем, по результатам выборов депутатов Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» Ногликской территориальной избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О регистрации депутатов Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва», в соответствии с которым она наделена полномочиями депутата. Несмотря на то, что решения, принятые Ногликской территориальной избирательной комиссией, никем не оспорены, в связи с чем, являются законными и обоснованными, и подтверждают, что ею соблюдены все необходимые требования для регистрации в качестве кандидата в депутаты, а также для регистрации избранным депутатом, решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский седьмого созыва Васильева М.С.» ее депутатские полномочия досрочно прекращены. Основанием для принятия оспариваемого ею решения послужила информация Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что ею, как кандидатом в депутаты, не исполнена установленная федеральным законодательством обязанность по представлению Губернатору Сахалинской области сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотренная Законом Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», действовавшим на момент ведения избирательной кампании в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года №84-ЗО, внесшего изменения в статью первую названного закона. Вместе с тем, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которыми разработан Закон Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», не содержат требований для кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления о предоставлении высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Более того, согласно Методическим рекомендациям, отраженным в письмах Минтруда России от 17 июня 2019 года №18-2/10/В-4646 и от 26 декабря 2019 года №18-2/10/П-11879, в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении граждан, являющихся кандидатами на выборные муниципальные должности и выдвинутых в установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом порядке в качестве претендентов на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления либо зарегистрированных избирательной комиссией в качестве кандидатов, предусмотрен особый порядок предоставления таких сведений непосредственно в избирательную комиссию, которая, в свою очередь, вправе поручить контрольно-ревизионной службе проверить достоверность представленных кандидатом в депутаты сведений.
Далее истец указала, что в оспариваемом решении ей ставится в вину невыполнение обязанностей, установленных частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в тот период, когда она не являлась депутатом Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский», тогда как указанная правовая норма предусматривает обязанности и санкции за их неисполнение для тех лиц, которые уже избраны депутатами.
Кроме этого, истец указала, что при лишении ее полномочий депутата Собранием муниципального образования «Городской округ Ногликский» нарушен порядок, установленный федеральным и региональным законодательством, предусматривающим, что проверка полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом органа местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В отношении нее Губернатором Сахалинской области никаких проверок не проводилось, а оспариваемое ею решение было принято на основании письма Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>).
В письменных возражениях на административный иск Васильева М.С. Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, указало, что, поскольку депутаты относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, то они обязаны в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», со статьей первой Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений» предоставлять Губернатору Сахалинской области сведения о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, как в отношении себя, так и в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не позднее трех рабочих дней со дня подачи документов для участия в выборах, конкурсе. В рамках проведенного анализа представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» в ДД.ММ.ГГГГ Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области установлено, что депутатом Васильева М.С. не исполнена обязанность, установленная федеральным и региональным законодательством, по предоставлению указанных сведений в качестве кандидата в депутаты. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» направлена соответствующая информация для принятия решения в рамках полномочий, предоставленных представительному органу муниципального образования Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» в письменных возражениях на административный иск Васильева М.С. указало, что решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва Васильева М.С.» принято на основании положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которыми устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. При этом, вопреки доводам Васильева М.С., оспариваемое ею решение не ставит под сомнение законность решений Ногликской территориальной избирательной комиссии о регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты и в качестве депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский», которая руководствовалась при принятии этих решений положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поскольку Васильева М.С. после подачи документов в избирательную комиссию считалась выдвинутым кандидатом в депутаты и приобрела статус лица, претендующего на замещение муниципальной должности, то в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» у нее возникла обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Сахалинской области в порядке, установленном статьей первой Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений». При этом ссылка административного истца на Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации является несостоятельной, поскольку ни действующим законодательством, ни Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации не предусмотрены полномочия указанного федерального органа исполнительной власти давать официальное толкование федеральных законов. Таким образом, поскольку Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области установлено, что Васильева М.С., вопреки требованиям статьи первой Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», в течение трех рабочих дней со дня подачи документов для участия в выборах не представила Губернатору Сахалинской области справку по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», то Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский», руководствуясь частью 44 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», большинством голосов приняло решение о досрочном прекращении ее депутатских полномочий.
Кроме этого, вопреки доводам Васильева М.С. о нарушении порядка принятия оспариваемого ею решения, принятого административным ответчиком не по представлению Губернатора Сахалинской области, а по заявлению Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, для принятия административным ответчиком этого решения не имело правового значения, от кого были получены сведения о факте совершения административным истцом коррупционного правонарушения, а необходимо было лишь установление факта достоверности поступивших сведений (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
В судебном заседании административный истец Васильева М.С. и представитель заинтересованного лица - Сахалинского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Ашихмин П.Г. административные исковые требования поддержали, изложив доводы и требования, указанные в административном исковом заявлении и в его дополненном варианте Дополнительно сослались на статью первую Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», действующую с ДД.ММ.ГГГГ в редакции Закона Сахалинской области от 28 октября 2019 года №97-ЗО, согласно которой с кандидатов в депутаты в представительные органы местного самоуправления снята дополнительная обременительная обязанность по предоставлению таких сведений Губернатору Сахалинской области, то есть региональное законодательство в этой части приведено в соответствие с федеральным законодательством, не содержащим таких требований к гражданам, баллотирующимся на замещение выборной муниципальной должности.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» - Бирюков Д.В. административные исковые требования Васильева М.С. не признал. В обоснование своей позиции указал на доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск. Дополнительно пояснил, что региональный законодатель, изменив в статье первой Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений» срок представления сведений о доходах граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, исходил из сложившейся практики применения указанного регионального закона, а также преследовал цель оптимизации работы и недопущения ухудшения положения граждан, выражающегося в дополнительных обременениях в виде представления сведений о доходах кандидатами в депутаты.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из объяснений участников процесса и письменных материалов дела установлено, что решением Ногликской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№Васильева М.С. в <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу №, ей выдано удостоверение установленного образца (том <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ решением Ногликской территориальной избирательной комиссии №Васильева М.С. зарегистрирована в качестве депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва, избранного по двухмандатному избирательному округу №; ей выдано удостоверение установленного образца (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГВасильева М.С. избрана депутатом седьмого созыва в Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский», осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
В нарушение требований антикоррупционного законодательства Васильева М.С. не исполнена обязанность по представлению Губернатору Сахалинской области сведений о доходах в виде справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», в течение трех рабочих дней со дня подачи документов на регистрацию в качестве претендента на замещение муниципальной должности в Собрании муниципального образования «Городской округ Ногликский».
Данные обстоятельства установлены в ходе анализа представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» в ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, по результатам которого в Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» направлена информация с указанием на неисполнение депутатом Васильева М.С. обязанности по предоставлению указанных сведений в период ее нахождения в статусе кандидата в депутаты (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Постоянная комиссия по вопросам местного самоуправления Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» в пределах предоставленных ей полномочий своим решением от ДД.ММ.ГГГГ№, рассмотрев представленную Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области информацию, установила факт непредставления депутатом Васильева М.С. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга, в срок, установленный для кандидатов в депутаты Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>).
Решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ досрочно прекращены полномочия депутата Васильева М.С. по причине нарушения обязанности, установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» по подаче Губернатору Сахалинской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в качестве кандидата в депутаты на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей, в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи документов для участия в выборах, конкурсе, предусмотренный статьей первой Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», действующей на момент возникновения спорных правоотношений в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года №84-ЗО (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от ДД.ММ.ГГГГ№).
Часть 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460.
Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» также определено, что если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок представления Губернатору Сахалинской области сведений о доходах гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, определен Законом Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», согласно статье первой которого, действовавшей в период выдвижения Васильева М.С. в депутаты Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года №84-ЗО, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, представляют Губернатору Сахалинской области сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», не позднее трех рабочих дней со дня подачи документов для участия в выборах, конкурсе.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Таким образом, из содержания перечисленных нормативных правовых актов федерального и регионального законодательства следует, что ими предусмотрены сроки и форма представления сведений о доходах и расходах, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть, определен порядок исполнения указанными лицами установленной федеральным законодательством обязанности.
Анализ перечисленных правовых норм федерального и регионального законодательства позволяют суду прийти к выводу о том, что возможность исполнить данную обязанность появилась у Васильева М.С. в течение 3 рабочих дней (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) после подачи ДД.ММ.ГГГГ документов на регистрацию в качестве претендента на замещение выборной муниципальной должности (том <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).
В нарушение требований части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи первой Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», действовавшей в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года №84-ЗО, Васильева М.С., претендуя на замещение выборной муниципальной должности, сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи Губернатору Сахалинской области не предоставила. Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области был установлен данный факт, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» направлена соответствующая информация.
В соответствии с частью 6 статьей 22 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области (с изменениями и дополнениями), депутат Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (л.д. <данные изъяты>).
В силу 11 части, части 2 статьи 27 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области (с изменениями и дополнениями), полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Решение Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета народных депутатов муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения Губернатора Сахалинской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» данного заявления (оборотная сторона л.д. 84 тома I).
Информационное сообщение Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ поступило в Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский», как следует из штампа входящей корреспонденции, ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ указанным представительным органом местного самоуправления было принято решение №, которым досрочно прекращены полномочия депутата седьмого созыва Васильева М.С. (том <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).
Доводы Васильева М.С. о том, что до ее сведения не было доведено о необходимости представления сведений о доходах Губернатору Сахалинской области и в рамках избирательной компании у нее названные сведения не требовали, а потому применение к ней исключительной меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, при том, что она никаких нарушений в области избирательного законодательства не допустила, нарушает конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, не имеют правового значения и не могут служить основанием для удовлетворения требований административного иска, поскольку законы, в том числе и региональные, должны быть известны каждому, и каждый должен их исполнять, а ссылка на их незнание не может служить основанием для освобождения от обязанности соблюдать требования антикоррупционного законодательства.
Более того, гражданин, претендуя на должность и вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа муниципального образования, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим, возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Оценивая доводы административного истца об отсутствии умысла на непредставление сведений о доходах и малозначительности совершенного нарушения, суд признает их несостоятельными, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь факта не предоставления сведений, при этом направленность целей такого не предоставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, правового значения не имеют. Дополнение Федеральным законом от 26 июля 2019 года №228-ФЗ, вступившим в силу 06 августа 2019 года, статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» частью 7.3.1, допускающей возможность применения к депутату иных мер ответственности в случае несущественности искажения представленных сведений, вопреки доводам административного истца не свидетельствует о незаконности принятого административным ответчиком решения и не может являться основанием для его отмены. Более того, непредставление сведений о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, по мнению суда, не может расцениваться в качестве малозначительного и несущественного.
Также и довод административного истца Васильева М.С. и представителя Сахалинского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Ашихмина П.Г. о том, что на основании положений Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представление сведений о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации не предусмотрено, не освобождает административного истца от обязанности представить данные сведения, поскольку такая процедура предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, в данном случае Законом Сахалинской области от 27 ноября 2017 года №106-ЗО «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года №84-ЗО.
Что касается доводов истцовой стороны о необходимости применения Методических рекомендаций по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, то суд признает обоснованным мнение административного ответчика о том, что эти Методические рекомендации носят исключительно рекомендательный характер и не являются нормативно-правовым актом, подлежащим безусловному применению судом, в отличие от приведенных императивных норм федерального и регионального законодательства, регулирующих отношения в сфере противодействия коррупции.
Отклоняя доводы административного истца Васильева М.С. о нарушении порядка при принятии оспариваемого ею решения, суд исходит из того, что в соответствии с Указом Губернатора Сахалинской области от 26 декабря 2018 года №45 «Об управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений Сахалинской области», которым утверждено Положение об Управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, с Указами от 06 марта 2019 года №11 и от 11 июня 2019 года №28 «О внесении изменений в некоторые указы Губернатора Сахалинской области» Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области является государственным органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданным в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».
В соответствии с пунктами 3.10, 3.11, 3.14, 3.17, 3.25 Положения об Управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области указанный государственный орган осуществляет прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности Сахалинской области, должности главы администрации муниципального образования Сахалинской области по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности; осуществляет проверку и полноту представленных сведений, проводит их анализ; исполняет поручения Губернатора Сахалинской области.
В целях осуществления своих полномочий Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области имеет право давать разъяснения, рекомендации, указания по вопросам, входящим в его компетенцию (пункт 4.5 Положения).
Исходя из анализа приведенных пунктов Положения, учитывая, что Управление профилактики коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях совершенствования мер организации деятельности в области противодействия коррупции, суд приходит к выводу о том, что информация, содержащая сведения о нарушении депутатом Васильева М.С. антикоррупционного законодательства, направлена в Собрание муниципального образования «Городской округ Ногликский» надлежащим лицом, имеющим полномочия на доведение такой информации до сведения органов местного самоуправления.
Довод административного истца Васильева М.С. о не представлении ей административным ответчиком возможности до принятия оспариваемого решения дать объяснения относительно факта непредставления ею сведений о доходах Губернатору Сахалинской области в период выдвижения кандидатом в депутаты, опровергается исследованным в судебном заседании протоколом заседания постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Васильева М.С. была предоставлена возможность высказать свою позицию по данному вопросу, и она этой возможностью воспользовалась (том <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>). Более того, на внеочередном заседании Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» ДД.ММ.ГГГГ, на котором было принято оспариваемое административным истцом решение, Васильева М.С. также присутствовала и подтвердила факт не представления сведений о доходах Губернатору Сахалинской области.
При таких обстоятельствах, когда факт неисполнения административным истцом предписаний антикоррупционного законодательства документально подтвержден, оспариваемое Васильева М.С. решение Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ принято полномочным органом с соблюдением норм действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений федерального и регионального законодательства, в предусмотренный законом срок и с соблюдением процедуры принятия решения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Васильевой М.С. к Собранию муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконным и отмене решения Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва Васильевой М.С.», восстановлении в должности депутата Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» седьмого созыва.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2020 года.
Председательствующий З.А.Антипова
Копия верна. Судья З.А.Антипова