НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ногинского городского суда (Московская область) от 20.10.2023 № А-5224/2023

Дело а-5224/2023

РЕШЕНИЕ СУДА ИМЕНЕМ Р. Ф.

20 октября 2023 года <адрес>, <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Румянцевой Д.Г.,

при помощнике ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к межрайонной ИФНС по <адрес> о признании незаконными решения,

установил:

ФИО обратился в суд с иском к межрайонной ИФНС по <адрес> о признании незаконными решения, и просит суд признать незаконным решение ИФНС и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. Признать итоги камеральной проверки незаконными и устранить допущенные нарушения прав. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму государственной пошлины 300 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела ФИО к межрайонной ИФНС по <адрес> о признании незаконными решения по правилам административного судопроизводства

В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующее:

Межрайонной ИФНС России по <адрес> он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлена неуплата налога на доходы физических лиц в сумме 71639 рублей, штраф за декларацию 10746руб., волнительный штраф в сумме 7146 рублей и начислены пени. Точной общей суммы нет, так как пени растут ежедневно, увеличивая сумму долга постоянно. Решений он не видел, про камеральную проверку не знал, оспорить не мог. Ни одно решение не вручалось, о задолженности узнал из приложения банка Тинькофф, после чего нашел только требование об уплате долга. Имеет на руках только копию требования от 27.06.2023г. Он обратился в налоговый орган с жалобой, ответили, что не имеют информации о том, что он освобожден от НДФЛ. Он неоднократно подавал данные из ПФ РФ в налоговый орган, что он пенсионер и что жилье единственное. Получается, что по налогу на имущество, он пенсионер, собственник единственного жилья, налог не платит и задолженности нет. Правило 3 года для освобождения от налога при продаже единственного жилья работает для сделок после ДД.ММ.ГГГГ. Также отсутствует обязанность отправлять декларацию по форме 3-НДФЛ. Квартира куплена в ДД.ММ.ГГГГ, продана ДД.ММ.ГГГГ Также льгота по освобождению от уплаты НДФЛ положена пенсионерам, при продаже единственного жилья после 3лет собственности. Таким образом, оспариваемые решения налоговых органов не соответствуют законодательству РФ более того нарушают права и законные интересы заявителя, доставляют много неприятных хлопов и дополнительных расходов на подготовку к суду.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В отсутствие сведений об уважительности причин неявки сторон, руководствуясь правилами статей 150 и 152, части 2 статьи 289 КАС РФ, – суд определил возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 142 Налогового кодекса РФ, жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

В силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации отнесены доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 207, п. п. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации с доходов от реализации физическими лицами недвижимого имущества в Российской Федерации подлежит уплате НДФЛ.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.Статьей 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 229 НК РФ).

Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Судом установлено, что в 2021 году ФИО было произведено отчуждение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, находившейся в собственности менее минимального срока владения, установленного ст. 217.1 НК РФ - с 14.12.2017г. по 21.04.2021г. Поскольку до истечения срока представления налоговой декларации и установленного срока уплаты налога налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2021 год не была представлена, в соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В автоматизированном режиме в системе АИС «Налог-3» 16.07.2021г. был сформирован «Расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости». По результатам камеральной налоговой проверки доход от продажи квартиры с учетом п. 2 ст. 214.10 НК РФ составил 1551072.55 руб., имущественный налоговый вычет, предусмотренный ст. 217 НК РФ, составил 1000000 руб., налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц составила 551072,55 руб., сумма исчисленного налога составила 71639 руб. По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом было вынесено Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.01.2023г. В соответствии с вынесенным решением доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 71639 руб. Кроме того, ФИО привлечены к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 7164 руб. - за неуплату налога в установленный срок, в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 10746 руб. - за нарушение срока представления налоговой декларации.

Из решения об отмене решения нижестоящего налогового органа и проведении мероприятий по уменьшению (начислению) операций в отдельной карточке налоговых обязанностей от 04.08.2023г., в силу п.3 ст. 31 Кодекса отменено решение Инспекции в части начисления налога и штрафа, начисленного на основании п.1 ст. 119 и п.1 ст. 122 Кодекса, с отражением соответствующих операций в отдельной карточке налоговых обязанностей, а именно решение от 23.03.2023г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3, 4, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Установив приведенные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, применив нормы материального права, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, приходит к обоснованному выводу о том, что со стороны административного ответчика отсутствует какое-либо незаконное действие, а также не установлено нарушение прав административного истца.

С учетом установленных по делу обстоятельств, не имеется оснований для признания незаконными оспариваемых решений налогового органа, поскольку они отменены, права административного истца не нарушены.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Административным истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов, подлежащих восстановлению, допущенных оспариваемыми действиями (бездействием), постановлением должностного лица.

Между тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного иска и в силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь ст.175, 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО к межрайонной ИФНС по <адрес> о признании незаконными решения, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья