НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ногинского городского суда (Московская область) от 20.05.2022 № 2А-2551/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2022 года город Ногинск,

Московская область

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грибковой Т. В.,

при секретаре Казине В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по к Штыковой О. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по (до ДД.ММ.ГГГГ – инспекция Федеральной налоговой службы по городу ; далее – МИФНС России по ) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила взыскать с Штыковой О. Н. задолженность по платежам в бюджет 19 049,01 рублей.

В обоснование предъявленных требований административный истец ссылался регистрацию административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, образование у налогоплательщика ввиду неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налогов, задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2020 год 14 505,00 рублей, пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 80,14 рублей; земельному налогу за 2019 год 4 339,00 рублей, пени по земельному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13,52 рублей; налогу на имущество физических лиц за 2019 год 111,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0,35 рублей. Однако направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности добровольно не исполнены, а вынесенный в отношении должника судебный приказ о ее взыскании – отменен.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки не представили.

В отсутствие сведений об уважительности причин неявки сторон, в соответствии с положениями статей 150 и 152, части 2 статьи 289 КАС РФ, – суд определил возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Проверив доводы административного истца в обоснование предъявленных требований, исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.

Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации и распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Таким образом, налог является необходимым условием существования государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Налоговым законодательством данный принцип конкретизирован – указано на обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации; далее – НК РФ), и дополнительно разделен на составные части – обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с чем, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается подлежащая уплате сумма налога, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1).

Заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом (пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 той же статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Применительно к требованиям части 3 статьи 62, части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Штыкова О. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка , зарегистрирована по месту жительства по адресу: А, , комната 8 – и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России по (ИНН 503110931690).

В течение 12 месяцев 2019 года административный ответчик владела земельным участком с кадастровым номером 50:16:0301017:105 по адресу: , кадастровой стоимостью 1 686 756,00 рублей; имуществом – квартирой с кадастровым номером 50:16:0301017:1784 по адресу: , кадастровой стоимостью 508 905,00 рублей, в отношении которых административным истцом исчислен налог.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог), на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 393 НК РФ).

По правилам статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. В силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и зависят категории земель и вида разрешенного использования земельных участков.

Согласно положениям статьи 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и исчисляется налоговыми органами.

При этом в соответствии с пунктом 10 той же статьи налогоплательщики – физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 3611 НК РФ.

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 397 НК РФ).

По правилам статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей 403 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих предусмотренных пунктом 2 статьи 406 НК РФ, в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 той же статьи.

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 409 НК РФ).

ИФНС России по городу направлено в адрес Штыковой О. Н. налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, с сообщением о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога за 2019 год 4 339,00 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год 111,00 рублей.

Также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП).

В период осуществления предпринимательской деятельности ИП Штыковой О. Н. получен патент от ДД.ММ.ГГГГ на применение патентной системы налогообложения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении вида предпринимательской деятельности – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

В силу пункта 1 статьи 34643 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах – в частности, в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 той же статьи.

В соответствии с положениями статьи 34644 НК РФ налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном главой 265 НК РФ (пункт 1). Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 265 НК РФ (пункт 2).

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации (статья 34647 НК РФ).

По правилам пункта 2 статьи 34651 НК РФ налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 той же статьи): 1) если патент получен на срок до шести месяцев, – в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента; 2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года: в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента; в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента; 3) если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абзацем третьим пункта 1 данной статьи, то сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе в соответствии с пунктом 3 статьи 34646 НК РФ.

В силу абзаца третьего пункта 1 той же статьи, в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.

Таким образом, при сумме налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, сроком на 11 месяцев, 29 493,00 рубля, – в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 34651 НК РФ сроками уплаты патента для административного истца являлись ДД.ММ.ГГГГ – 9 831,00 рубль (одна треть суммы), ДД.ММ.ГГГГ 19 662,00 рубля (две трети суммы). Поскольку датой отмены действия патента являлось ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма патента за 2020 год, подлежащая уплате в бюджет, составила 14 505,00 рублей, которая по утверждению административного истца добровольно не оплачена.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (пункт 2 статьи 57 НК РФ).

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 261 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год, числящейся за ней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке 4 339,00 рублей, 111,00 рублей, начисленных пени 13,52 рублей, 0,35 рублей соответственно, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения за 2020 год, числящейся за ней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке 14 505,00 рублей, начисленных пени 80,14 рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Направление налоговых уведомления, требований подтверждается соответствующими выкопировками из личного кабинета налогоплательщика.

Определением мирового судьи судебного участка Ногинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Штыковой О. Н. указанной налоговой задолженности в сумме 19 049,01 рублей.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по обратилась в Ногинский городской суд с данным административным исковым заявлением.

Между тем, в ходе судебного разбирательства сведений о погашении образовавшейся задолженности по земельному налогу за 2019 год 4 339,00 рублей, пени по земельному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13,52 рублей; налогу на имущество физических лиц за 2019 год 111,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0,35 рублей; налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2020 год 14 505,00 рублей, пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 80,14 рублей, – суду не представлено, а правильность осуществленного административным истцом расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы – административным ответчиком не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении предъявленных налоговым органом требований и взыскании с налогоплательщика имеющейся у него задолженности в заявленном размере, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе, с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде 761,96 рублей (4% от 19 049,01 руб.), в соответствии со статьей 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 33319 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по к Штыковой О. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Взыскать с Штыковой О. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , зарегистрированной по месту жительства по адресу: А, , комната 8, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по задолженность по земельному налогу за 2019 год 4 339 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13 рублей 52 копейки; налогу на имущество физических лиц за 2019 год 111 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 00 рублей 35 копеек; налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2020 год 14 505 рублей 00 копеек, пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 80 рублей 14 копеек, всего – 19 049 (девятнадцать тысяч сорок девять) рублей 01 копейку.

Взыскать с Штыковой О. Н. в доход бюджета Богородского городского округа государственную пошлину 761 (семьсот шестьдесят один) рубль 96 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т. В. Грибкова