НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ногинского городского суда (Московская область) от 15.04.2022 № 2А-1940/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2022 года город Ногинск,

Московская область

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грибковой Т. В.,

при секретаре Лебедевой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по к Лобахину А. С. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по (до ДД.ММ.ГГГГ – инспекция Федеральной налоговой службы по городу ; далее – МИФНС России по ) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила взыскать с Лобахина А. С. задолженность по платежам в бюджет рубля.

В обоснование предъявленных требований административный истец ссылался на образование у налогоплательщика задолженности ввиду неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в размере по транспортному налогу за 2019 год 38 700,00 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, за 2015 год рублей; земельному налогу за 2015 год рублей, пени по земельному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2016 год рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2017 год рублей, пени по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2018 год рублей, пени по земельному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рубля; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46783000) за 2018 год 1 363,00 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46783000) за 2019 год 1 499,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46790000) за 2019 год 905,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 23,48 рубля; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 28630101) за 2019 год 1 000,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей. Однако направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности добровольно не исполнены, а вынесенный в отношении должника судебный приказ о ее взыскании – отменен.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки не представили.

В отсутствие сведений об уважительности причин неявки сторон, в соответствии с положениями статей 150 и 152, части 2 статьи 289 КАС РФ, – суд определил возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Проверив доводы административного истца в обоснование предъявленных требований, исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.

Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации и распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Таким образом, налог является необходимым условием существования государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Налоговым законодательством данный принцип конкретизирован – указано на обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации; далее – НК РФ), и дополнительно разделен на составные части – обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с чем, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается подлежащая уплате сумма налога, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1).

Заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом (пункт 2).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 той же статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Применительно к требованиям части 3 статьи 62, части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Лобахин А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , зарегистрирован по месту жительства по адресу: Д, – и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России по (ИНН 503110187640).

Административный ответчик владел транспортными средствами – автомобилями марки Volkswagen Multivan, государственный регистрационный знак М327ВХ777 (179,00 л.с.) – в течение 12 месяцев 2015 года, ЛАДА 217030, государственный регистрационный знак Е960МУ750 (98,00 л.с.) – в течение ДД.ММ.ГГГГ, Lexus IS250 С, государственный регистрационный знак С810МЕ197 (208,00 л.с.) – в течение 10 месяцев 2015 года, 5 месяцев 2018 года, MERCEDES BENZ ML350 CDI 4MATIC, государственный регистрационный знак А089АА90 (258,00 л.с.) – в течение 5 месяцев 2015 года, 12 месяцев 2018, 2019 годов; земельным участком с кадастровым номером 69:43:0070127:33 по адресу: , СНТ «ГРЭС-8», (1/2 доля в праве; ОКТМО 28630101) – в течение 12 месяцев 2015 года (кадастровая стоимость 126 959,00 рублей), 2016, 2017, 2018, 2019 годов (кадастровая стоимость 177 283,00 рубля); имуществом – квартирой с кадастровым номером 50:16:0502022:1634 по адресу: (ОКТМО 46790000) – в течение 12 месяцев 2018 года (кадастровая стоимость 1 714 117,00 рублей), 2019 года (кадастровая стоимость 904 695,00 рублей); квартирой с кадастровым номером 50:10:0010403:2486 по адресу: , микрорайон Левобережный, (ОКТМО 46783000) – в течение 12 месяцев 2018 года (кадастровая стоимость 2 816 618,00 рублей), 2019 года (кадастровая стоимость 2 353 106,00 рублей), жилым домом с кадастровым номером 69:43:0070127:265 по адресу: , СНТ «ГРЭС-8», (1/2 доля в праве; ОКТМО 28630101) – в течение 10 месяцев 2019 года (кадастровая стоимость 800 211,00 рублей), в отношении которых административным истцом исчислен налог.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 НК РФ).

По правилам статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки по транспортному налогу в установлены от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О транспортном налоге в ».

Согласно положениям статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог), на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 393 НК РФ).

По правилам статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. В силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и зависят категории земель и вида разрешенного использования земельных участков.

Согласно положениям статьи 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и исчисляется налоговыми органами.

При этом в соответствии с пунктом 10 той же статьи налогоплательщики – физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 3611 НК РФ.

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 397 НК РФ).

По правилам статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей 403 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих предусмотренных пунктом 2 статьи 406 НК РФ, в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 той же статьи.

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 409 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 261 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

ИФНС России по городу направлены в адрес Лобахина А. С. налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, с сообщением о необходимости уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшими налоговыми периодами, транспортного налога за 2015 год 37 978,00 рублей, за 2018 год 45 200,00 рублей, за 2019 год 38 700,00 рублей; земельного налога за 2015 год 190,00 рублей, за 2016 год 266,00 рублей, за 2017 год 266,00 рублей, за 2018 год 266,00 рублей, за 2019 год 266,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2018 год 2 315,00 рублей (ОКТМО 46790000 – 952,00 рубля; ОКТМО 46783000 – 1 363,00 рубля), за 2019 год 3 404,00 рубля (ОКТМО 46790000 – 905,00 рублей, ОКТМО 46783000 – 1 499,00 рублей, ОКТМО 28630101 – 1 000,00 рублей).

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2015 год, числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, начисленных пени рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2016 год, числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, начисленных пени рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2017 год, числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, начисленных пени рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2015, 2016 годы, начисленных в связи с этим пени в размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рубль, рубля соответственно, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год (ОКТМО 46783000), числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рубля, начисленных пени рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2018 год, числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, начисленных пени рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога за 2015, 2018 годы, налога на имущество физических лиц за 2018 год (ОКТМО 46790000), начисленных в связи с этим пени в размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рублей, рубля, рубля соответственно, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, начисленных в связи с этим пени в размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рублей, рублей, рублей, рубля соответственно, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога за 2019 год, налога на имущество физических лиц за 2019 год (ОКТМО 28630101), числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, рублей, начисленных пени рубля, рублей соответственно, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год (ОКТМО 46783000), числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, начисленных пени рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога за 2019 год, налога на имущество за 2019 год (ОКТМО 46790000), числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке рублей, рублей, начисленных пени рублей, рублей соответственно, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Направление налоговых уведомлений и требований подтверждается соответствующими выкопировками из личного кабинета налогоплательщика.

Определением мирового судьи судебного участка Ногинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Лобахина А. С. указанной налоговой задолженности в сумме 47 554,01 рубля.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России по обратилась в Ногинский городской суд с данным административным исковым заявлением.

Однако требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015, 2018 годы, земельному налогу за 2019 год, налогу на имущество физических лиц за 2018 год (ОКТМО 46790000), равно как и сведений об уплате налогов, предпринятых мерах по их принудительному взысканию, – административное исковое заявление и приложенные к нему документы не содержат, также как указания конкретного периода начисления пени по транспортному налогу за 2015 год.

Тогда как в силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с положениями пунктов 1, 5 статьи 75 НК РФ начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. По правилам пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней производится в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Таким образом, система мер, обеспечивающих исполнение налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги, к числу которых отнесено начисление пени – предусмотрена налоговым законодательством в целях обеспечения исполнения указанной обязанности. Пени необходимо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, которая исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ-О).

При этом в силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно требованиям части 6 той же статьи суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций выясняет, соблюден ли срок обращения в суд и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), что означает принятие судом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63 КАС РФ).

В рассматриваемом случае необходимые доказательства и сведения имеются у налогового органа, на который в силу части 4 статьи 289 КАС РФ возложена обязанность доказывания наличия задолженности (с обоснованием рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы) и оснований для ее взыскания с налогоплательщика.

Вопреки приведенным требованиям процессуального закона, таких документов административным истцом в полном объеме не представлено, также как дополнительных сведений и пояснений со стороны последнего, которым явка в суд представителя не обеспечена.

Учитывая приведенные требования нормативных правовых актов, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, и принимая во внимание установленные по административному делу обстоятельства, предъявленная административным истцом к взысканию сумма пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, – не является способом обеспечения исполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога.

Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что административный иск в части требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год рублей, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рубля; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46790000) за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 23,48 рубля – предъявлен необоснованно, в связи с чем, – удовлетворению не подлежит.

Между тем, в ходе судебного разбирательства сведений о погашении образовавшейся задолженности по транспортному налогу за 2019 год рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2015 год рублей, пени по земельному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2016 год рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; земельному налогу за 2017 год 266,00 рублей, пени по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 20,08 рублей; земельному налогу за 2018 год рублей, пени по земельному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 10,80 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0,08 рублей; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46783000) за 2018 год рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 20,29 рублей; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46783000) за 2019 год рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46790000) за 2019 год рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 28630101) за 2019 год рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей – суду не представлено, а правильность осуществленного административным истцом расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы – административным ответчиком не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении предъявленных налоговым органом требований в указанной части и взыскании с налогоплательщика имеющейся у него задолженности в заявленном размере, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе, с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде .) – в соответствии со статьей 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 33319 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по к Лобахину А. С. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.

Взыскать с Лобахина А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по месту жительства по адресу: Д, , в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по задолженность по транспортному налогу за 2019 год рублей копеек, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек; земельному налогу за 2015 год рублей копеек, пени по земельному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 14 рублей 36 копеек; земельному налогу за 2016 год 266 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копейки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рубля копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 20 рублей 08 копеек; земельному налогу за 2017 год 266 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек; земельному налогу за 2018 год 266 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46783000) за 2018 год рубля 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46783000) за 2019 год рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 46790000) за 2019 год рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рублей копеек; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 28630101) за 2019 год рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 7 рублей копеек, всего – ) рублей копеек.

В удовлетворении административного иска в большем объеме – отказать.

Взыскать с Лобахина А. С. в доход бюджета Богородского городского округа государственную пошлину копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 2 августа 2022 года.

Судья Т. В. Грибкова