Дело №2а-294/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2020 года с.Терекли-Мектеб
Судья Ногайского районного суда Республики Дагестан Телемишев Э.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Республике Дагестан к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В административном исковом заявлении административный истец указал, что в соответствии с ч.1 ст.419 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В соответствии со ст.419 НК РФ ФИО1 является плательщиком страховых взносов. В соответствии с ч.1 ст.423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. В соответствии с частью 1 ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Задолженность ответчика, в связи с прекращением им деятельности 09.11.2015 года рассчитана следующим образом: Единый сельскохозяйственный налог, прочие начисления: пени в размере 194,85 рублей; Единый сельскохозяйственный налог, прочие начисления год 2015: налог в размере 3000 рублей. В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов. В нарушение ст.45 НК РФ налогоплательщик должен исполнил свои обязанности и не уплатил страховые взносы, в связи с чем начислена пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (статья 75 НК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Согласно ч.6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговым органом в отношении должника выставлено требование от 14.04.2016 года №60971, от 21.10.2016 года №25959 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала. Согласно ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. В связи с загруженностью инспекции своевременная подготовка подачи искового заявления – не представилась возможной. В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Просит суд восстановить пропущенный срок взыскания задолженности с ФИО1; взыскать с ФИО1 задолженность по Единому сельскохозяйственному налогу, прочие начисления: налог в размере 3000 рублей, пени в размере 194,85 рублей.
Административный истец в лице начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Республике Дагестан Набиев М.Ш., административный ответчик Шураева А.А. в суд не явились, обратились в суд с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, в порядке упрощенного производства.
В соответствии с п.3 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, изучив и исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу п.3 части 3 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик ФИО1 зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 07.11.2014 года и 09.11.2015 года КФХ прекратило деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ст. 346.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Судом установлено, что административный ответчик является главой КФХ и оплачивает налог по системе ЕСН, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.
Как усматривается из материалов дела, 14.04.2016 года и 21.10.2016 года заказным письмом по адресу места жительства Шураевой А.А. Инспекцией направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов № 60971 и 25959 с предложением погасить задолженность добровольно в срок до 05.05.2016 года и 14.11.2016 года соответственно, однако данное требование оставлено без удовлетворения.
В силу части 2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По общему правилу, в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.3 данной статьи, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным истцом нарушены порядок и процедура, а также сроки принудительного взыскания задолженности.
В обоснование уважительности пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, истцом указано на загруженность инспекции.
Однако, указанное обстоятельство не может служить уважительностей причиной пропуска административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом суду не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181, 289-291 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Республике Дагестан к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Верховный Суд РД в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Э.И.Телемишев