№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
судьи Зобниной Е.В..,
при секретаре Кашкаровой Ю.А.,
с участием административного истца Маслиной Н.В.,
представителя административного ответчика Шевченко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маслиной Н. В. к УФССП РФ по ХМАО-Югре, ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовского района УФССП по ХМАО-Югре Адыровой Н. В. об оспаривании бездействий судебного пристава-исполнителя, заинтересованное лицо Маслин АА.,
УСТАНОВИЛ:
Маслина Н.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением мотивировав свои требования том, что 23 августа 2017 постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа о взыскании с Маслина А.А. в пользу Маслиной Н. В. денежной суммы 2021605,19рублей. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия: было поздно вынесено постановление на обращение взыскания на все виды временной нетрудоспособности (от 22.04.2021), когда истец настоятельно стала просить в письменном виде дать ответ на заявление судебному приставу-исполнителю от 13.04.2021, в котором Маслина Н.В. просила указать точно, подавались ли сведения по должнику в ФСС на удержание 50% долга по алиментам. 28 апреля 2021 истец получила письмо от пристава, что она только после заявления вынесла постановление на удержание. С указанными действиями Маслина Н.В. не согласна, поскольку они нарушают права в материальном плане, истец не получила денежные средства в сумме 50% с больничного должника, так как должник весь март 2021 находился на больничном. Считает действия судебного пристава незаконными, поскольку пристав обязана была еще раньше подать все списки должников в ФСС на удержание с больничных листов, в тот момент, когда вышел закон и стал действовать на территории РФ.
Прости признать действия судебного пристава-исполнителя Адыровой Н.В. незаконными, так как она сама должна выносить постановления на
взыскание для ФСС, а не по настоятельной просьбе взыскателя.
Впоследствии, административный истец уточнила заявленные требования, просила признать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными. Взыскать убытки с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов. Цена иска - сумма, которую административный истец не смог взыскать из-за бездействия пристава, по иску Маслиной Н. В. к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП России по ХМАО-ЮГРЕ Адыровой Н. В..
Впоследствии, 29.06.2021 административный истец вновь уточнила заявленные требования, просила признать бездействие пристава незаконными, выразившееся в не направлении запроса в ФСС г. Ханты-Мансийска, не удержанию 50% с больничного листа должника в пользу взыскателя, не направлении постановления об удержании в ФСС.
Административный истец в судебном заседании на уточненных требованиях от 29.06.2021 административного иска настаивала в полном объеме, пояснила, что 1 января 2021 года пособия по временной нетрудоспособности выплачивается ФСС. Обратившись в бухгалтерию должника, узнала, что должник в период марта 2021 находился на больничном, соответственно за март не было перечислений по алиментам. Судебный пристав с января не исполнила свою обязанность по направлению соответствующего постановления в ФСС для удержания с больничного. Только лишь, после обращения взыскателя направила указанное постановление, когда было уже поздно, и должник всю сумму уже получил.
Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Нижневартовску и Нижевартовского района Адырова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО – Югре Шевченко О.Н., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, согласно доводам возражения.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
Учитывая надлежащее извещение административного ответчика и заинтересованного лица, а также, что суд не признал их явку обязательной, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.
Оценив представленные доказательства в совокупности, проверив законность оспариваемых бездействий, суд пришёл к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России могут быть оспорены в суде в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статья 360 КАС РФ, пункт 1 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 121 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу требований статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Судебные приставы в силу ст. 2 Федерального закона № 118 от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу положений ст. 2 Федерального закона № 229 от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из приведенных норм права следует, что для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: его несоответствие закону и нарушение им прав и свобод заявителя.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ и ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» к основным принципам исполнительного производства отнесены принципы законности, своевременности совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в отделении судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП по ХМАО-Югре судебным приставом- исполнителем Адыровой Н.В. 23.08.2017 возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа мирового судьи города Нижневартовска по делу № о взыскании с должника Маслина А.А. алиментов в размере 1/4 части на содержание сына Маслина А. А., <дата> года рождения, начиная с <дата> до совершеннолетия ребенка, в пользу Маслиной Н. В..
08.10.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам по день совершеннолетия ребенка, согласно которому задолженность по алиментам за период с 01.09.2009 по 08.10.2017, составляет в сумме 2021605,19 руб.
29.11.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено и направлено в ООО «Мегионское Управление буровых работ» постановление об обращении взыскания на доходы должника с указанием производить удержания в размере 50 % до погашения долга в размере 2 021 605,19 руб. Денежные средства ежемесячно удерживаются и перечисляются на счет взыскателя. Остаток долга составляет 649 469,35 руб.
13.04.2021 Маслина Н.В. обратилась с заявлением в ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району, в котором указала, что должник по исполнительному производству №-ИП находится на больничном и просила сообщить направлено ли постановление на удержание в ФСС.
При поступлении заявления от Маслиной Н.В. о сообщении сведений о том, что Маслин А.А. был на больничном, судебным приставом-исполнителем 22.04.2021 вынесено и направлено в ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре постановление об обращении на все виды временной нетрудоспособности и иных видов доходов должника. Копия постановления и ответа направлена взыскателю для сведения.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
При этом бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение действий, прямо предусмотренных законом.
Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется статьей 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу части 5 статьи 64.1 названного Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841. Алименты удерживаются, в частности, с заработной платы, денежного содержания, всевозможных надбавок, премий, компенсационных выплат, связанных с условиями труда, с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных ТК РФ, а также со всех видов пенсий, со стипендий, пособий по временной нетрудоспособности.
1 июля 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, которое дало старт пилотному проекту ФСС "Прямые выплаты". Целью данного проекта является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования. Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами ФСС в жестко установленные законодательством сроки.
С 1 января 2021 года механизм прямых выплат реализован в Ханты-Мансийском автономном округе.
Удержание алиментов из исчисленного пособия по временной нетрудоспособности осуществляется на основании поступившего от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнительного документа, к которому статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в частности, отнесены исполнительный лист, выдаваемый судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.
Для удержания алиментов с застрахованных граждан, проживающих в регионах, на территории которых реализуется пилотный проект "Прямые выплаты", предусматривающий выплату территориальным органом Фонда страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию напрямую застрахованным лицам, является постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пособие по временной нетрудоспособности, направленного в адрес территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, как один из источников дохода должника.
ФСС и его территориальным органам не предоставлено право удерживать алименты на основании вынесенного постановления судебного пристава-исполнителя, в соответствии с которым взыскание обращено на получаемый работником у его работодателя доход (удержание суммы из заработной платы и иных выплат), если такое постановление направлено непосредственно в адрес страхователя (работодателя).
При этом страхователь (работодатель) вправе представить в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в отношении работника, являющегося плательщиком алиментов, заверенные копии исполнительных документов для информирования.
После направления запроса в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов и получения постановления об обращении взыскания на пособие по временной нетрудоспособности застрахованного лица территориальный орган Фонда обязан удержать денежные средства по исполнительным документам с пособия по временной нетрудоспособности.
Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист после вступления судебного постановления в законную силу может быть как выдан непосредственно взыскателю, так и по его просьбе направлен судом для исполнения, в частности, в территориальные органы ФСС.
То есть взыскатель вправе как самостоятельно, так и через суд представить оригинал исполнительного листа и работодателю должника для удержания алиментов, и в территориальный орган ФСС для удержания суммы алиментов с пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица.
Также следует отметить, что текущие платежи по алиментам не начисляются, поскольку ребенок достиг совершеннолетия (<дата>), то есть должник погашает задолженность по алиментам и общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с должника, по алиментам на день совершеннолетия ребенка не изменилась.
Из совокупности указанных норм следует, что взыскателю и страхователю необходимо позаботиться об извещении территориального ФСС об имеющихся исполнительных документах в отношении должника (работника), после чего на основании полученного ответа из территориального органа Федеральной службы судебных приставов и постановления об обращении взыскания на пособие по временной нетрудоспособности застрахованного лица (должника-работника) территориальный орган Фонда удерживает денежные средства по исполнительным документам с пособия по временной нетрудоспособности.
Принимая во внимание, что сведение о нахождении должника на листке нетрудоспособности поступили судебному приставу 13.04.2021, а постановление об обращении взыскания на пособие по временной нетрудоспособности вынесено и направлено в территориальный орган ФСС 22.04.2021, следовательно, предусмотренные законом требования и сроки к рассмотрению заявления взыскателя должностным лицом соблюдены.
Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что судебным приставом-исполнителем нарушений требований законодательства и незаконного бездействия не допущено. При данных обстоятельствах, совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Маслиной Н. В. к УФССП РФ по ХМАО-Югре, ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Нижневартовску и Нижневартовского района УФССП по ХМАО-Югре Адыровой Н. В. об оспаривании бездействий судебного пристава-исполнителя, заинтересованное лицо Маслин А.А. - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021.
Судья подпись Е.В. Зобнина
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья __________________ Е.В. Зобнина
Подлинный документ находится в Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле №