86RS0002-01-2022-000300-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Школьникова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Кошкаровой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1343/2022 по исковому заявлению Василюк И. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Василюк И.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в период с <дата> по <дата> находилась у ответчика на государственной гражданской службе. За период работы с <дата> по <дата> истцу предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск и начислены отпускные в размере 83548,71 руб. При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 30 дней в размере 89928,90 руб. В период прохождения государственной гражданской службе истцу были выплачены следующие денежные средства из средств системы материального стимулирования: в апреле 2020 года в размере 68733,55 руб.; в июле 2020 года в размере 63298,25 руб.; в сентябре 2020 года в размере 62733,89 руб., в декабре 2020 года в размере 40830,47 руб., в апреле 2021 года в размере 40873,95 руб. Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете денежного содержания для расчета отпускных на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истца. Истец полагает, что выплаченное в период службы материальное стимулирование относится к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и должно учитываться при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. Просит взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченные отпускные за очередной отпуск в размере 19431,99 руб., недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 17724,96 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а также судебные расходы в размере 5000 руб.
Истец Василюк И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Считает, что средства материального стимулирования не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Стимулирующие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя. Указывает, что истец была уволена с занимаемой должности по собственной инициативе, что не является уважительной причиной. Уважительных причин увольнения Василюк И.В. не представлено. Полагает, что расчет денежного содержания для оплаты периодов ежегодных оплачиваемых отпусков и компенсации при увольнении производился надлежащим образом в соответствии с законом о государственной гражданской службе в РФ и правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, следовательно, в действиях инспекции отсутствуют нарушения трудовых прав истца, поскольку денежное содержание для оплаты отпусков, компенсация при увольнении начислены истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства. Учитывая, что материальное стимулирование не входит в денежное содержание гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой России на основании Постановления Правительства РФ, инспекцией при определении размера денежного вознаграждения, были учтены все установленные истцу составляющие денежного содержания, а потому оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени слушания дела.
Суд, изучив в материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 ТК РФ).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 2).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Василюк И.В. в период с <дата> по <дата> проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО – Югре.
<дата> с Василюк И.В. расторгнут служебный контракт, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена по инициативе гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск 30 календарных дней в сумме 89928,90 руб.
В судебном заседании также установлено, подтверждено выпиской из лицевого счета Василюк И.В., что за период работы истцу выплачивались суммы из средств материального стимулирования: в апреле 2020 года в размере 68733,55 руб.; в июле 2020 года в размере 63298,25 руб.; в сентябре 2020 года в размере 62733,89 руб., в декабре 2020 года в размере 40830,47 руб., в апреле 2021 года в размере 40873,95 руб.
Вместе с тем, в расчет среднего дневного заработка не включены указанные суммы из средств материального стимулирования, полученные истцом в период работы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно № 302-12 и № 347-7, которыми в 2015 - 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд полагает, что выплаченное Василюк И.В. в период работы за 2020-2021 годы материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Согласно представленному истцом расчету недоплаченные отпускные выплаты за отпуск за период с <дата> по <дата>, с учетом выплаты средств материального стимулирования (235596,16 руб.), составили 19431,99 руб. Недоплаченная компенсация за отпуск в количестве 30 календарных дней при увольнении составила 17724,96 руб., с учетом выплаты истцу средств материального стимулирования (207736,56 руб.), что, в свою очередь, также подтверждается представленным со стороны ответчика расчетом, при условии включения средств материального стимулирования в расчет среднего заработка.
Суд принимает во внимание расчет истца, поскольку он выполнен по Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, указанный расчет ответчик не оспорил, данный расчет проверен судом и признан верным.
С учетом изложенного, суд находит требования истца о взыскании с ответчика недоплаченных сумм отпускных выплат и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении законными и обоснованными, исходя из расчета, представленного истцом.
При этом суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой России на основании Постановления Правительства РФ, в связи с чем, не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от <дата>№ о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности.
Пунктом 5.5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, его разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов от <дата>, подлежат применению к спорным правоотношениям сторон (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2017 № 2-КГ17-13).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает, что при расчете истцу отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, вопреки доводам ответчика, последнему следовало включить суммы СМС при расчете среднего заработка.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных Василюк И.В. нравственных страданий, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Материалами дела подтверждается, что Василюк И.В. были понесены расходы за составление искового заявления в размере 5000 руб. (договор оказания юридических услуг № от <дата>, квитанция к приходному кассовому ордеру № от <дата>, оплата по договору оказания юридических услуг № от <дата> за подготовку искового заявления в размере 5000 руб.). Учитывая, что данные расходы Василюк И.В. понесены обосновано и в разумном пределе, они подлежат взысканию с ответчика в ее пользу в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу Василюк И. В. недоплаченные отпускные в размере 19431 рубля 99 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 17724 рубля 96 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, расходы по составлению искового заявления в размере 5000 рублей, а всего взыскать 45156 рублей 95 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий судья А.Е. Школьников