НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 23.11.2020 № 2А-5615/20

КОПИЯ

2а-5615/2020

Мотивированное решение суда

изготовлено 23.11.2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

судьи Хасановой И.Р.,

при секретаре Ломовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Кудрину А. С. о взыскании пеней по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО – Югре) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что Кудрин А.С. является плательщиком транспортного налога. 06.07.2020 года мировым судьей судебного участка № 10 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска было вынесено определение об отмене судебного приказа от 20.04.2020 года № 2А-50-2110/2020, поскольку от Кудрина А.С. мировому судье поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Однако, до настоящего времени задолженность по пеням не погашена. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате налога, в частности, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2015 года по 12.02.2019 года в размере 18 875,98 рублей, за период с 02.12.2017 года по 10.07.2019 года в размере 8 195,02 рублей, за период с 04.12.2018 года по 10.07.2019 года в размере 3 024,52 рублей, всего просит взыскать 30 095,52 рублей.

От административного ответчика поступили письменные возражения, в которых Кудрин А.С. просит отказать в удовлетворении административных требований в связи с пропуском срока для обращения в суд, также указал о том, что размер налоговой задолженности составляет иную сумму, так как с него производилось удержание с заработной платы судебным приставом-исполнителем. На основании судебного приказа мирового судьи № 2А-2859-2110/2018 было возбуждено исполнительное производство, в постановлении указан размер задолженности 36 511,25 рублей. Но данный судебный приказ был отменен, а в административном иске указана другая сумма задолженности.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен через представителя по доверенности Задесенцева А.В., который о причинах не явки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Кудрин А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

В силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение, а так же, что суд не признал явку административного истца и административного ответчика обязательной, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.

Изучив доводы административного искового заявления, письменные возражения административного ответчика, оценив в силу ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (по тексту также КАС РФ) доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (по тексту также НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный настоящим Кодексом.

<данные изъяты>

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 указанной статьи).

В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу положений п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Из анализа данных норм, правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 422-о, следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 84 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по ХМАО-Югре действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований, а именно, законность оснований взыскания с административного ответчика пеней за налоговый период с 02 декабря 2015 года по 10 июля 2019 года в размере 30 095,52 рублей в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014, 2016 и 2017 годы.

Суд, распределяя бремя доказывания по настоящему делу, в определении о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству указал на необходимость представления административным истцом доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, пени.

Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по ХМАО-Югре исполнена не была.

Так, в материалах дела отсутствуют доказательства формирования и направления в адрес административного ответчика налогового требования о взыскании транспортного налога за 2014 и 2017 годы, а также принятия мер по принудительному взысканию с Кудрина А.С. суммы недоимки по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы. Указанные документы не были приобщены к административному исковому заявлению.

Вместе с тем, в ходе производства по делу представителем административного истца к материалам дела была приобщена копия решения Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 02.03.2020 года, согласно которому с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 33 824,53 рублей и пени по транспортному налогу в размере 298,13 рублей. При этом, за какой период просрочки определен размер и взысканы пени по транспортному налогу за 2016 год, из вышеуказанного судебного акта не следует.

При данных обстоятельствах, проверить основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы не представилось возможным.

Будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства административный истец в судебные заседания суда первой инстанции не явился, письменных заявлений и ходатайств по иску не заявил и не представил необходимые документы в судебное заседание.

Более того, материалы дела не содержат подтверждающих доказательств направления требования по состоянию на 11.07.2019 налогоплательщику.

Как следует из материалов дела, требование об уплате недоимки (пени по транспортному налогу) было направлено административному ответчику в его личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен способ передачи физическому лицу требования об уплате налога через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно ст. 11.2 Налогового кодекса РФ, личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200@ (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2017 года № 46729) утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, действовавший в момент возникновения спорных правоотношений.

Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).

Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 года № ММВ-7-17/617@, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.12.2017 года), предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.

Согласно пункту 6 вышеуказанного Порядка, в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; о суммах налога, уплаченных налогоплательщиком; документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).

Пунктами 8-10 Порядка предусмотрено, что получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица. Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.

Вместе с тем, представленные налоговым органом доказательства направления в адрес налогоплательщика налогового требования об уплате недоимки по налогу, в частности, представленные в материалы дела скриншоты, не позволяют суду сделать вывод о соблюдении МРИ ФНС России № 6 по ХМАО-Югре обязанности по направлению в адрес налогоплательщика налогового требования, поскольку достоверно не свидетельствуют о том, что сделаны они со страницы личного кабинета налогоплательщика, в том числе со сведениями налогоплательщика (профиль, сообщения, в которых отражены фамилия, имя отчество налогоплательщика, место регистрации, ИНН, сведения о смене первичного пароля).

При таких обстоятельствах, исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, по направлению требования об уплате налога через личный кабинет налогоплательщика, в судебном заседании подтверждение не нашло.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что в материалах дела отсутствуют доказательства оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, с учетом невозможности проверить правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, а также при отсутствии надлежащих и допустимых сведений о вручении (направлении) административному ответчику требования об уплате недоимки, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Кудрину А. С. о взыскании пеней по транспортному налогу, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.

Судья подпись И.Р. Хасанова