КОПИЯ
2а-5615/2020
№
Мотивированное решение суда
изготовлено 23.11.2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
судьи Хасановой И.Р.,
при секретаре Ломовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Кудрину А. С. о взыскании пеней по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО – Югре) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что Кудрин А.С. является плательщиком транспортного налога. 06.07.2020 года мировым судьей судебного участка № 10 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска было вынесено определение об отмене судебного приказа от 20.04.2020 года № 2А-50-2110/2020, поскольку от Кудрина А.С. мировому судье поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Однако, до настоящего времени задолженность по пеням не погашена. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате налога, в частности, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2015 года по 12.02.2019 года в размере 18 875,98 рублей, за период с 02.12.2017 года по 10.07.2019 года в размере 8 195,02 рублей, за период с 04.12.2018 года по 10.07.2019 года в размере 3 024,52 рублей, всего просит взыскать 30 095,52 рублей.
От административного ответчика поступили письменные возражения, в которых Кудрин А.С. просит отказать в удовлетворении административных требований в связи с пропуском срока для обращения в суд, также указал о том, что размер налоговой задолженности составляет иную сумму, так как с него производилось удержание с заработной платы судебным приставом-исполнителем. На основании судебного приказа мирового судьи № 2А-2859-2110/2018 было возбуждено исполнительное производство, в постановлении указан размер задолженности 36 511,25 рублей. Но данный судебный приказ был отменен, а в административном иске указана другая сумма задолженности.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен через представителя по доверенности Задесенцева А.В., который о причинах не явки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Кудрин А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
В силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая надлежащее извещение, а так же, что суд не признал явку административного истца и административного ответчика обязательной, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.
Изучив доводы административного искового заявления, письменные возражения административного ответчика, оценив в силу ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (по тексту также КАС РФ) доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (по тексту также НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный настоящим Кодексом.
<данные изъяты>
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 указанной статьи).
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу положений п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Из анализа данных норм, правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 422-о, следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 84 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по ХМАО-Югре действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований, а именно, законность оснований взыскания с административного ответчика пеней за налоговый период с 02 декабря 2015 года по 10 июля 2019 года в размере 30 095,52 рублей в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014, 2016 и 2017 годы.
Суд, распределяя бремя доказывания по настоящему делу, в определении о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству указал на необходимость представления административным истцом доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, пени.
Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по ХМАО-Югре исполнена не была.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства формирования и направления в адрес административного ответчика налогового требования о взыскании транспортного налога за 2014 и 2017 годы, а также принятия мер по принудительному взысканию с Кудрина А.С. суммы недоимки по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы. Указанные документы не были приобщены к административному исковому заявлению.
Вместе с тем, в ходе производства по делу представителем административного истца к материалам дела была приобщена копия решения Нижневартовского городского суда ХМАО-Югры от 02.03.2020 года, согласно которому с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 33 824,53 рублей и пени по транспортному налогу в размере 298,13 рублей. При этом, за какой период просрочки определен размер и взысканы пени по транспортному налогу за 2016 год, из вышеуказанного судебного акта не следует.
При данных обстоятельствах, проверить основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы не представилось возможным.
Будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства административный истец в судебные заседания суда первой инстанции не явился, письменных заявлений и ходатайств по иску не заявил и не представил необходимые документы в судебное заседание.
Более того, материалы дела не содержат подтверждающих доказательств направления требования № по состоянию на 11.07.2019 налогоплательщику.
Как следует из материалов дела, требование № об уплате недоимки (пени по транспортному налогу) было направлено административному ответчику в его личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен способ передачи физическому лицу требования об уплате налога через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно ст. 11.2 Налогового кодекса РФ, личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200@ (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2017 года № 46729) утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, действовавший в момент возникновения спорных правоотношений.
Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 года № ММВ-7-17/617@, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.12.2017 года), предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.
Согласно пункту 6 вышеуказанного Порядка, в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; о суммах налога, уплаченных налогоплательщиком; документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).
Пунктами 8-10 Порядка предусмотрено, что получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица. Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.
Вместе с тем, представленные налоговым органом доказательства направления в адрес налогоплательщика налогового требования об уплате недоимки по налогу, в частности, представленные в материалы дела скриншоты, не позволяют суду сделать вывод о соблюдении МРИ ФНС России № 6 по ХМАО-Югре обязанности по направлению в адрес налогоплательщика налогового требования, поскольку достоверно не свидетельствуют о том, что сделаны они со страницы личного кабинета налогоплательщика, в том числе со сведениями налогоплательщика (профиль, сообщения, в которых отражены фамилия, имя отчество налогоплательщика, место регистрации, ИНН, сведения о смене первичного пароля).
При таких обстоятельствах, исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, по направлению требования об уплате налога через личный кабинет налогоплательщика, в судебном заседании подтверждение не нашло.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что в материалах дела отсутствуют доказательства оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, с учетом невозможности проверить правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, а также при отсутствии надлежащих и допустимых сведений о вручении (направлении) административному ответчику требования об уплате недоимки, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Кудрину А. С. о взыскании пеней по транспортному налогу, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Судья подпись И.Р. Хасанова