НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 23.10.2020 № 2-5862/20

86RS0002-01-2020-012306-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2020 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Громовой О.Н.,

при секретаре Зайцевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5862/2020 по исковому заявлению Фирсова Н. М. к ГУ – УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО – Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж период работы, назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Фирсов Н.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указав, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением ответчика от <дата> ему в этом отказано по причине отсутствия специального льготного стажа работы, при этом в специальный стаж не учтен период работы с <дата> по <дата><дата> по <дата> – летчик-наблюдатель Кудымкарского авиаотделения, с <дата> парашютист-пожарный). <дата> он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением ответчика от <дата> ему в этом отказано по причине отсутствия специального льготного стажа работы, вновь не учтен вышеуказанный период работы. Согласно ответу ГКБУ «Коми-Пермяцкий окружной государственный архив» в документах архивного фонда Р-256 «Кудымкарское государственное унитарное авиационное предприятие» в приказах по личному составу и лицевых счетах за 2003-2005 г.г. Фирсов Н.М. не значится. Документы ФГУ «Коми-Пермяцкое авиазвено» на хранение не поступали. По информации УПФР в <адрес> края от <дата> страхователь ГКУ «Коми-Пермяцкое авиазвено авиалесохраны» снято с учета <дата> в процессе реорганизации в форме присоединения к СГБУ «Пермский лесопожарный центр», который снят с учета <дата> в связи с перерегистрацией, действующим правопреемником является филиал ФГУ «Авиалесохрана» Центральная база авиационной охраны лесов <адрес>. Считает решение ответчика от <дата> незаконным. Согласно решению ответчика от <дата> его специальный стаж на <дата> составил 21 год 05 мес. 00 дней. Согласно решению ответчика от <дата> его специальный стаж на <дата> составил 24 года 07 мес. 13 дней. Просит признать решение ответчика от <дата> незаконным; обязать ответчика включить Фирсову Н.М. период работы в должности летчика-наблюдателя Кудымкарского авиаотделения, парашютиста-пожарного с <дата> по <дата> в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ; обязать ответчика назначить Фирсову Н.М. страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения, т.е. с <дата>.

В ходе производства по делу истец уточнил требования, просит признать решение ответчика от <дата> незаконным; обязать ответчика включить Фирсову Н.М. период работы в должности летчика-наблюдателя Кудымкарского авиаотделения парашютиста-пожарного с <дата> по <дата> в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ; обязать ответчика назначить Фирсову Н.М. страховую пенсию по старости с даты обращения, т.е. с <дата>.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО – Югры (межрайонное) по доверенности Апалькова С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации с 01.01.2015 года регламентирован Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Материалами дела установлено, что <дата>Фирсов Н.М. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске ХМАО - Югры (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда в г. Нижневартовске ХМАО – Югры от <дата>Фирсову Н.М. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По предоставленным документам стаж Фирсова Н.М. составил: страховой стаж – 20 лет 02 месяца 27 дней, без учета периода учебы ( с учетом ранее действующего Закона от 20.11.1990 г. № 340-I – 25 лет 00 мес. 17 дней), стаж МКС - 14 лет 10 месяцев 13 дней, специальный (НОРМА ПР) стаж –24 года 07 месяцев 08 дней, при этом в льготный стаж истца не включен период работы в Кудымкарском авиаотделении с <дата> по <дата> в должности летчика-наблюдателя; с <дата> по <дата> в должности парашютиста-пожарного.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

В соответствии со ст.39, ст.55 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Приложением 6 к названному Федеральному закону предусмотрено поэтапное (на протяжении 5 лет) увеличение пенсионного возраста мужчин и женщин, установленного по состоянию на <дата> (55 лет для женщин и 60 для мужчин), начиная с 2019 года.

В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665).

В соответствии с пп. «з» п. 1 Постановления Правительства от 18.07.2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459.

Списком № 459, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г., право на льготное пенсионное обеспечение установлено командно - летному составу: руководителям (их заместителям), инспекторам и другим специалистам по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющим действующее летное свидетельство и участвующим в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата (п. 3); парашютистам всех наименований, спасателям, а также десантникам - пожарным всех наименований, инструкторам авиапожарной службы, руководителям парашютных (парашютно - спасательных, поисково - спасательных) подразделений, работникам внештатных и штатных парашютно - десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров (п.4).

Согласно пп. "б" п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги.

Согласно пп. "д" п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги

При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "г" и "д", один год работы засчитывается за один год выслуги.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

Согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 4 августа 2015 г. № 240, к специалистам авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации относятся пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель, бортпроводник, бортоператор, диспетчер управления воздушным движением, специалист по техническому обслуживанию воздушных судов, сотрудник по обеспечению полетов, сотрудник службы авиационной безопасности.

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 985н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 - 32 Закона № 400-ФЗ необходимы документы, подтверждающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из трудовой книжки , заполненной на имя Фирсова Н. М., следует, что истец <дата> принят летчиком-наблюдателем Кудымкарского авиаотделения АООТ «Кудымкарский техснаб» (пр. от <дата>), <дата> переведен парашютистом-пожарным 2 класса ( от <дата>), <дата> Коми-Пермякское авиазвено переименовано в Федеральное государственное учреждение «Коми-Пермякское авиазвено» (пр. от <дата>), <дата> уволен в порядке перевода в Ханты-Мансийскую авиабазу с согласия работника ст. 77 п. 5 ТК РФ (пр. -к от <дата>).

Согласно ответу ГКБУ «Коми-Пермяцкий окружной государственный архив» № от <дата>, в документах архивного фонда Р-256 «Кудымкарское государственное унитарное авиационное предприятие» в приказах по личному составу и лицевых счетах, которые находятся на хранении, за 2003-2005 гг. Фирсов Н. М., <дата> г.р. не значится. Документы ФГУ «Коми-Пермяцкое авиазвено» на хранение не поступали. Подтвердить трудовой стаж и заработную плату Фирсова Н. М., <дата> г.р. не представляется возможным.

Согласно ответу МБУ «Архив города Перми» от <дата>, документы по личному составу (приказы, личные карточки формы Т-2, ведомости начисления заработной платы) ФГУ «Коми-Пермяцкое авиазвено» на хранение в архив не поступали, поэтому подтвердить трудовой стаж Фирсова Н. М., <дата> г.р. не представляется возможным.

Согласно ответу ГКБУ «Коми-Пермяцкий окружной государственный архив» № от <дата>, документы ФГУ «Коми-Пермяцкое авиазвено» на хранение не поступали. Подтвердить трудовой стаж Фирсова Н. М., <дата> г.р. не представляется возможным.

Согласно ответу ГУ УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми от <дата>, страхователь ГКУ «Коми-Пермяцкое авиазвено авиалесоохраны» снят с учета <дата> в процессе реорганизации в форме присоединения к СГБУ «Пермский лесопожарный центр», который снят с учета <дата> в связи перерегистрацией, действующий правопреемник зарегистрирован в УПФР в Свердловском районе г. Перми.

Из книги лицевых счетов за 2003 г. Коми-Пермяцкого авиазвена следует, что Фирсов Н.М. поступил на работу <дата>.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 приведенного закона).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В то же время в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета) (пункт 13 Порядка).

Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета форма (СЗИ-НВП) Фирсов Н.М. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования <дата>, в отношении периода работы с <дата> по <дата> в выписке содержатся сведения условиях для досрочного назначения страховой пенсии НОРМАПР, в графе «дополнительные сведения» указано 0,00.

В то же время истцом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что в спорные периоды он работал в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Надлежит отметить, что наименование должностей истца, указанное в трудовой книжке, в эти периоды: летчик-наблюдатель и парашютист-пожарный авиационной базы охраны лесов полностью соответствует вышеприведенному Списку должностей, подлежащему применению в настоящем споре.

Организация, в которой истец работал в период с <дата> по <дата>, ликвидирована, поэтому справку, уточняющую условия труда, он не имеет возможности представить, как не может быть осуществлена и корректировка сведений индивидуального персонифицированного учета (ГКУ «Коми-Пермяцкое авиазвено авиалесоохраны» снят с учета в территориальном органе ПФ РФ <дата>).

Кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета форма (СЗИ-НВП) период работы истца в Кудымкарском авиаотделении АООТ «Кудымкарский техснаб», переименованным <дата> в Федеральное государственное учреждение «Коми-Пермякское авиазвено», с <дата> по <дата> парашютистом-пожарным зачтен ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исследованными в судебном заседании документами подтверждается, что работа истца с <дата> по <дата> летчиком наблюдателем и с <дата> по <дата> парашютистом-пожарным Кудымкарского авиаотделения АООТ «Кудымкарский техснаб», переименованного <дата> в Федеральное государственное учреждение «Коми-Пермякское авиазвено», соответствует пункту 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459.

При таких обстоятельствах, требования истца, заявленные к ГУ – УПФ РФ в городе Нижневартовске ХМАО – Югры (межрайонное) о включении периода работы в специальный трудовой стаж подлежат удовлетворению.

Поскольку при включении указанного периода в стаж Фирсова Н.М. для назначения досрочной страховой пенсии по старости, по состоянию на день <дата>, у истца имеется необходимый стаж, суд считает, что право на досрочное пенсионное обеспечение у истца возникло и имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности назначить Фирсову Н.М. досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.

Следовательно, решение пенсионного органа от <дата> об отказе в назначении истцу пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа является незаконным, пенсионным органом необоснованно не включен спорный период работы истца в специальный стаж.

Пунктом 47 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» регламентирован порядок подсчета страхового стажа.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Аналогичные нормы содержатся в п. п. 24 - 27 «Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н.

На основании изложенного суд полагает, что имеются основания для удовлетворения требований истца о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», то есть с <дата>.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фирсова Н. М. к ГУ – УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО – Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж период работы, назначить пенсию удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) включить в специальный (в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях») период работы Фирсова Н. М. с <дата> по <дата> в Кудымкарском авиаотделении АООТ «Кудымкарский техснаб», переименованном <дата> в Федеральное государственное учреждение «Коми-Пермякское авиазвено».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) назначить Фирсову Н. М. страховую пенсию по старости с <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Судья О.Н.Громовая

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья ____________ О.Н. Громовая

Секретарь с/з _______ Ю.С. Зайцева

« ___ » _____________ 2020 г.

Подлинный документ находится в

Нижневартовском городском суде

ХМАО-Югры в деле № 2-5862/2020

Секретарь с/з _______Ю.С. Зайцева