НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 23.01.2018 № 2-433/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Пустовой М.А.,

при секретаре судебного заседания Павловой Е.А.,

с участием представителя третьего лица на стороне на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - акционерного общества «Ипотечное агентство Югры», - <данные изъяты> действующей на основании доверенности

ответчика Белоусовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» к Белоусовой Н. Н., третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Сбербанк России», о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что <дата> ответчик обратилась в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением на участие в мероприятии «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского округа – Югры № 408-п от 09.10.2013 (далее постановление № 408-п). На основании представленных документов <дата> ответчик признана участником указанного мероприятия, выдано решение о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения. В соответствии с решением о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения от <дата> ответчику ежемесячно выплачивалась компенсация части процентной банковской ставки по кредитному договору от <дата>, заключенному с ОАО «Сбербанк России». За период с <дата> по <дата> предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере <данные изъяты> рублей. В настоящее время выявлен факт незаконного получения ответчиком компенсации части банковской процентной ставки, ввиду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий, а также установлении факта недостоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах. В заявлении от <дата> ответчик указала, что ни она, ни члены её семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов РФ не имеют. Однако согласно выписке из ЕГРП от <дата> в собственности ответчика с <дата> по настоящее время находится <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, на дату постановки на учет, ответчик являлась собственником жилого помещения, и на каждого члена семьи приходилось по <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. / 2 члена семьи). <дата> исх. в адрес ответчика направлено уведомление об отказе в предоставлении субсидии, уведомление о постановке на учет для получения господдержки в рамках подпрограммы 2 и подпрограммы 4, а также уведомление о возникновении права на получении субсидии признаны недействительными. Бюджетные средства подлежат возврату Государственному заказчику государственной программы ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2014-2020 годах», а именно - истцу. Просит взыскать с Белоусовой Н.Н. сумму выплаченной компенсации за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО «Ипотечное агентство Югры» (далее Агентство) по доверенности Татаренко А.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования. Пояснила, что ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, несет заявитель. До 2016 года из Реестра поступали сведения только по территории округа, а с января 2016 года в Агентстве появилась техническая возможность запрашивать сведения из Росреестра по всей территории Российской Федерации, в связи с чем, <дата> Агентством получена информации, согласно которой правовые основания для получения государственной поддержки у ответчика отсутствовали. Решением комиссии получение ответчиком компенсации и субсидии признано недействительным, в связи с чем, денежные средства, перечисленные ответчику в счет указанных выплат, подлежат возврату истцу.

Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что все необходимые документы для постановки на учет для участия в программе и получения субсидии представила в полном объеме. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в силу с <дата>, Агентство должно было самостоятельно запросить информацию по объектам недвижимости, расположенным на территории Российской Федерации, находящимся в её собственности. О том, что ей на праве собственности принадлежит 1/2 доли в праве собственности на квартиру в <адрес>, ей не было известно. Заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Сбербанк России», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в соответствии с заявлением от <дата> (л.д. <данные изъяты>) Белоусова Н.Н. поставлена на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 № 103-оз и Порядком реализации и финансирования указанной подпрограммы, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006 № 23-п (л.д. <данные изъяты>).

В заявлении от <дата> ответчиком, в том числе указано, что помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов Российской Федерации она и члены её семьи не имеют (л.д. <данные изъяты>).

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным ответчику, от <дата> указанная информация подтверждена по территории ХМАО-Югры (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с п.п. 1, 2 п. 5 ст. 18 Закона ХМАО-Югры -оз от <дата> «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», действовавшего на момент возникших правоотношений с ответчиком, государственная поддержка участников подпрограммы 4 («Ипотечное жилищное кредитование») осуществляется в формах: 1) льготное ипотечное жилищное кредитование; 2) компенсация части процентной ставки.

Кроме того, на основании заявления ответчик поставлена на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей по подпрограмме «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 № 103-оз и Порядком реализации указанной подпрограммы, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006 №67-п. Осуществлен предварительный расчет субсидии в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» (л.д. <данные изъяты>).

<дата>Белоусова Н.Н. обратилась в Агентство с заявлением на участие в мероприятии «Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории автономного округа, части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту на приобретение (строительство) жилых помещений, в том числе на рефинансирование ипотечных кредитов и займов» программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах», утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 408-п от 09.10.2013 (далее Компенсация части процентной ставки) (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании установлено, сторонами не оспорено, что решением Агентства от <дата> (л.д. <данные изъяты>), и от <дата> (л.д. <данные изъяты>), Белоусова Н.Н. признана участником мероприятия «Компенсация части процентной ставки».

Как следует из объяснений ответчика, на момент постановки на учет на участие в программе «Компенсация части процентной ставки», исходя из информации, представленной Агентством, она полагала, что имеет право на участие в программе, и намерений о предоставлении ложных сведений не имела, поскольку заблуждалась, что у нее не было другого жилого помещения в собственности.

Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от <дата>, в общей долевой собственности Белоусовой Н.Н. по договору безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от <дата> находится жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (доля в праве <данные изъяты>) (л.д. <данные изъяты>).

Как пояснила в судебном заседании представитель Агентства, указанная информация запрошена в связи с наступлением у ответчика права на получение субсидии.

Таким образом, обеспеченность жилыми помещениями семьи Белоусовой Н.Н. на момент постановки на учет ответчика и принятия решения о предоставлении компенсации части процентной ставки составила <данные изъяты> кв.м., что более 12 кв.м. на каждого члена семьи, в связи с чем ответчик была исключена из списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» со ссылкой на п.п. 1-8 п. 3.6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006 № 67-п, а постановка на учет в рамках подпрограммы 2 и подпрограммы 4 признана недействительной, уведомление о постановке на учет ответчика для получения государственной поддержки в рамках подпрограмм, а так же уведомление о возникновении права на получение субсидии признаны недействительными (л.д. <данные изъяты>).

Как указано в Постановлении № 408-п, в целях доступности ипотечного кредитования всем жителям Югры в соответствии с поручением Президента Российской Федерации сформированы специальные условия ипотечного кредитования, в том числе предоставляется компенсация части процентной ставки по ипотечным кредитам различным категориям граждан за счет средств бюджета автономного округа.

В соответствии с абз.3 п. 7 Порядка 15, утвержденного Постановленем № 408-п ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах, несет заявитель.

Ссылка ответчика на Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является необоснованной, поскольку указанный приказ не возлагает на Агентство обязанность запрашивать самостоятельно документы, подтверждающие отсутствие или наличие в собственности заявителей жилых помещений.

В соответствии с п. 34.3 порядка 15, утвержденного Постановлением № 408-п уполномоченная организация принимает решение о несоответствии заявителя условиям участия в мероприятии в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в предоставленных документах, предоставление недостоверных сведений, недействительных документов.

В соответствии с п. 53 порядка 15, утвержденного Постановлением № 408-п в случае расторжения кредитного договора (договора займа), невыполнения участником мероприятия компенсации своих платежных обязательств по кредитному договору (договору займа), выявления в представленных и (или) полученных сведениях и документах отсутствия оснований для участия в мероприятии, бюджетные средства подлежат возврату в уполномоченную организацию на основании требования, направляемого участнику мероприятия, в течение 20 календарных дней с даты его получения.

Уведомление о возврате денежных средств направлено ответчику <дата> и получено адресатом <дата> (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения от <дата> ответчику ежемесячно выплачивалась компенсация части процентной банковской ставки по кредитному договору от <дата>, заключенному с ОАО «Сбербанк России».

Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Учитывая характер спорных правоотношений, а также то обстоятельство, что сведения о наличии в собственности ответчика жилого помещения в <адрес>, истцу стали известны лишь при получении уведомление от <дата>, суд отклоняет доводы ответчика о пропуске срока исковой давности.

На основании п. 1 ст. 18 Закона ХМАО-Югры № 103-оз от 11.11.2005 «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» государственным заказчиком подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» является Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На основании п. 1.1 Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 162 от 22.12.2012 «О реорганизации некоторых исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и внесении изменений в пункт 1 приложения 1 к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.04.2010 № 67 «О структуре исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реорганизован путем присоединения его к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Согласно п. 1 раздела 4 Постановления № 408-п, п. 1 Положения о Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры именно Департамент является ответственным исполнителем государственной программы, следовательно, бюджетные средства подлежат возврату истцу, как заказчику государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным м комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2014-2020 г.г.».

Из материалов дела следует, ответчиком не оспаривалось, что за период с <дата> по <дата>Белоусовой Н.Н. предоставлена указанная компенсация в размере <данные изъяты> рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Белоусовой Н. Н. в пользу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сумму выплаченной в счет компенсации процентной ставки за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>

Взыскать с Белоусовой Н. Н. в доход бюджета города Нижневартовска государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья М.А. Пустовая

Мотивированное решение составлено 29.01.2018