НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 22.05.2020 № 2-2020/20

86RS0002-01-2020-001372-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22мая 2020 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Школьникова А.Е.,

при секретаре Гах А.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2020/2020 по иску ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд настоящим исковым заявлением, мотивируя требования тем, что <дата> он является получателем страховой пенсии по старости. Размер пенсии изначально составлял 12388,45 руб. Во время оформления пенсии он представил ответчику все необходимые документы, в том числе дубликат своей трудовой книжки, выданной <дата>. В указанной книжке сделаны записи о его трудовой деятельности в г. Нижневартовске за период с <дата> по <дата> в общественной организации Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа, преобразованный <дата> в товарищество с ограниченной ответственностью «Объединение садоводов-огородников». Никаких вопросов по поводу трудовой книжки ему не задавали и он думал, что в стаж для назначения пенсии ему зачтен вышеуказанный период. Однако в последующем он узнал, что в стаж для назначения пенсии вошел не весь период его трудовой деятельности, отраженный в трудовой книжке. Просит суд обязать ответчика произвести ему перерасчет назначенной страховой пенсии по старости, начиная с первоначальной даты обращения за назначением пенсии, включив периоды работы в течении полного рабочего дня в местности, приравненной к районам Крайнего Севера: с <дата> по <дата> в общественной организации Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа в должности старшего инженера по снабжению и реализации; с <дата> по <дата> в общественной организации Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа в должности председателя; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в товариществе с ограниченной ответственностью «Объединение садоводов-огородников» в должности генерального директора.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца в ходе судебного заседания на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика в удовлетворении иска, в части периодов работы с <дата> по <дата>, просила отказать по причине необоснованности заявленных требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о дате и времени слушания дела.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С 01 января 2015 года в Российской Федерации действует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч.3 ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В силу п. 6 ч. 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела, истец с <дата> является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ответа ответчика на обращение истца, для установления права на пенсионное обеспечение страховой стаж в календарной исчислении составил 11 лет 04 месяца 09 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 09 лет 06 дней.

Так же из данного ответа усматривается, что заявленные в исковом заявлении периоды работы не включены ему в страховой стаж. Дано разъяснение, что ТОО «Объединение садоводов-огородников» состояло на учете в Управлении ПФР в г. Нижневартовске (межрайонное) с <дата> по <дата>, страховой и льготный стаж учтен на основании имеющихся сведений об уплате страховых взносов: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и стаж работника.

Пунктом 11 действующих с 01 января 2015 года Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года №1015) определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из дубликата трудовой книжки, заполненной <дата> на имя истца следует, что <дата> он принят старшим инженером по снабжению и реализации в Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа, <дата> избран председателем городского Совета добровольного общества садоводов и огородников. <дата> городской совет добровольного общества садоводов и огородников переименовано в товарищество с ограниченной ответственностью объединение садоводов – огородников. <дата> избран генеральным директором товарищества «Объединения садоводов – огородников», уволен <дата>.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от <дата>, товарищество с ограниченной ответственностью объединение садоводов-огородников зарегистрировано <дата>, прекратило деятельность на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ 07.02.2012. Сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица – ФИО3.

Согласно ст.7 Федерального закона от <дата> №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В силу ст.14 Федерального закона №400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых выплат, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н.

Из положений ст.3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года №1015, в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании п.6 Правил к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19 - 25 настоящих Правил (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14).

Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13).

Как следует из ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 04 декабря 2007 года №950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку с <дата> по <дата> истец работал старшим инженером по снабжению и реализации и являлся наемным работником за которого работодатель – Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников <адрес> не уплачивал взносы на государственное социальное страхование, заявленные исковые требования в части данного периода работы подлежат удовлетворению.

В остальной части исковые требования суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Являясь председателем городского Совета добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа, а в последующем генеральным директором в товариществе с ограниченной ответственностью «Объединение садоводов-огородников», то есть выступаяруководителем общества, товарищества в спорные периоды работы, именно ФИО3, как единоличный исполнительный орган должен был обеспечить уплату взносов на государственное социальное страхование в Пенсионный Фонд РФ. Однако соответствующие страховые взносы им не платились. Таким образом, истец, как руководитель общества, товарищества, имел реальную возможностью обеспечить уплату работодателем страховых взносов, однако не делал этого, что исключило возможность учитывать данные периоды при подсчете его страхового стажа пенсионным органом.

Ссылки стороны истца на правовую позицию, отраженную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П, несостоятельны, поскольку такая позиция направлена на защиту прав лишь тех работников, которые не имели возможности обеспечивать уплату страховых взносов работодателем.

В связи с вышеизложенным, так же не состоятельны доводы стороны истца о том, что ФИО3 являлся наемным работником и работал по трудовому договору, в том числе по причине не представления в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ доказательств данным утверждениям.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в части возложения на ответчика обязанности по включению в страховой стаж периодов работы с <дата> по <дата> в общественной организации Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа в должности председателя, а так же с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в товариществе с ограниченной ответственностью «Объединение садоводов-огородников» в должности генерального директора, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о защите пенсионных прав, удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) произвести с <дата> перерасчет назначенной ФИО3 И., <дата> года рождения, пенсии, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии, период работы с <дата> по <дата> в общественной организации Нижневартовский городской Совет добровольного общества садоводов и огородников Ханты-Мансийского автономного округа в должности старшего инженера по снабжению и реализации, в течение полного рабочего дня, в местности, приравненной к району Крайнего Севера.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Нижневартовский городской суд.

Председательствующий судья А.Е. Школьников