НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 04.03.2020 № 12-108/20

12-108/2020

86RS0002-01-2020-000524-21

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 04 марта 2020 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Коваленко Т.К.,

С участием заявителя Терехова А.Г.

Представителя МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре Богачевой К.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2020

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, поданную председателем правления Кредитного потребительского кооператива «Атон» Терехова А. Г. на постановление № 03-28/163 об административном наказании от 25.12.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 03-28/163 об административном наказании от 25.12.2019 года, вынесенного начальником Межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре должностное лицо - председатель правления Кредитного потребительского кооператива «Атон» Терехов А. Г. привлечен к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Терехов А.Г. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить, мотивируя свои требования тем, что согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной платы и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление п погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В этой связи, при предоставлении и погашении займов не для оплаты товаров, работ, услуг (нецелевых займов) у организаций отсутствует обязанность применять ККТ.

В ответе Федеральной налоговой службы РФ от 18.09.2018 года № ЕД-4-20/18186 по вопросу о применении ККТ при предоставлении займов не для оплаты товаров, работ и услуг, указано следующее:

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение Российской саморегулируемой организации от 11.07.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Положениями статьи 1.1 Федерального Закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" определен термин «расчеты», под которым понимаются, в частности, прием, получение, и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, термин «расчеты» прямо указывает на целевой характер займов, при осуществлении которых должна применяться контрольно-кассовая техника, а именно займы для оплаты товаров, работ и услуг.

Учитывая изложенное, в случае если заем выдается не в целях оплаты товаров (работ, услуг), то обязанность применения контрольно-кассовой техники у заимодавца не возникает.

В письме Министерства финансов РФ от 19.10.2018 года № 03-01-15/75371 по вопросу применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона № 54-ФЗ, ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек покупателю (клиенту).

Аналогичная позиция изложена в ответе УФНС России по г. Москве от 11.09.2018 года №17-15/194578@ на обращение СРО Союз кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы - Союзсберзайм ».

Терехов А.Г. подавший жалобу, в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, суду пояснил, что состава правонарушения в действиях Кредитного потребительского кооператива «Атон» не имеется, кооператив и он, как руководитель, неправомерно привлечены к административной ответственности. При погашении займа денежные средства учитывались по приходному ордеру, который приобщался к кассовой книге.

Представитель административного органа Богачева К.А. в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, считает привлечение Терехова А.Г. к административной ответственности правомерным, поступление всех денежных средств по возврату займа должны быть зафиксированы ККТ

Выслушав лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, представителя административного органа, проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив представленный в суд административный материал в целом, судьяприходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об АП, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об АП).

Частью 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п.2.2 Устава Кредитного потребительского кооператива «Атон» предмет деятельности кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кооператива посредством объединения паенакоплений, размещения названных денежных средств путем предоставления займов членам кооператива путем предоставления займов членам кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей.

Положениями статьи 1.1 Федерального Закона № 54-ФЗ определен термин «расчеты», под которым понимаются, в частности, прием, получение, и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Судом исследованы материалы проверки по делу об административном правонарушении в отношении КПК «Атон», в том числе протоколы показаний свидетелей.

Из показания свидетеля Стасив В.В. следует, что он обращался в КПК «Атон» для получения потребительского кредита на образование дочери.(л.д.71-72 )

Из показания свидетеля Шулыма С.И. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского кредита для оплаты поездки в отпуск.(л.д.73-74 )

Из показания свидетеля Кавулич В.В. следует, что он обращался в КПК «Атон» для получения потребительского займа для покупки запчастей для компьютера ( л.д. 75-76 )

Из показания свидетеля Власовой Л.В. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского займа для проведения ремонта квартиры (л.д. 77-78 )

Из показания свидетеля Крылосова С.М.. следует, что он обращался в КПК «Атон» для получения потребительского займа для оплаты задолженности по квартплате.(л.д.79-80 )

Из показания свидетеля Гениятовой Р.Х. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского займа на лечение.(л.д. 81-82 )

Из показания свидетеля Широковой Т.А. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского кредита для покупки квартиры (л.д. 83-84 )

Из показания свидетеля Султановой М.Д. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского займа для проведения ремонта квартиры в 2018 г., в 2019 г. – для приобретения мебели (л.д. 85-86 )

Из показания свидетеля Шариповой З.Н.. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского займа для покупки лекарств и лечения ребенка (л.д. 87-88 )

Из показания свидетеля Ланской В.В.следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского займа для поездки в отпуск, второй займ – на лечение и (л.д. 89-90)

Из показания свидетеля Власова Н.А. следует, что он обращался в КПК «Атон» для получения потребительского займа для поездки в отпуск (л.д. 91-92 )

Из показания свидетеля Борисовой Н.И. следует, что она обращалась в КПК «Атон» для получения потребительского займа для оплаты задолженности по квартплате.(л.д. 93-94 )

Суд приходит к выводу о том, что все кредиты были взяты членами кооператива на свои личные нужды – на лечение, образование, поездки в отпуск, погашение задолженностей по квартплате и иные нужды, а не за погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги, оказываемые кооперативом. Кооператив не оказывает услуг по ремонту, лечению, не продает путевки, которые могли бы быть взяты в рассрочку по договорам займа в иных организациях.

Кооператив не ведет прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек покупателю (клиенту). Члены потребительского кооператива «Атон» не являются ни покупателями, ни клиентами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, ККТ может не применяться при осуществлении расчетов специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов.

КПК «Атон» является специализированным кооперативом, никакой иной деятельностью, кроме выдачи кредитов своим членам не занимается, исходя из этого он может не применять ККТ при осуществлении расчетов за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности.

Суд приходит к выводу о том, что выдача и возврат займов в КТК «Атон» не подпадают под действие статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"

Вина Терехова А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении Терехова А.Г. подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь статьями 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Терехова А. Г. удовлетворить.

Постановление № 03-28/163 об административном наказании от 25.12.2019 года, вынесенного начальником Межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в отношении должностного лица - председателя правления Кредитного потребительского кооператива «Атон» Терехова А. Г. – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - председателя правления Кредитного потребительского кооператива «Атон» Терехова А. Г. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в его действиях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.

Судья Т.К. Коваленко