НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 03.04.2019 № 2-1903/19

86RS0002-01-2019-000796-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Артеменко А.В.,

при секретаре Магалиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1903/2019 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что в настоящее время она является пенсионером и работает начальником отдела инженерного обеспечения и ресурсоснабжения департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нижневартовска. Общий трудовой стаж составляет 31 год. Приказом № 189п от 25 октября 2010 года она награждена Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации. Она обратилась в Департамент социального развития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако, решением Департамента (протокол № 26 от 20 июля 2018 года) в присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано, поскольку указанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания Ветеран труда, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец считает такой отказ незаконным, так как указанная Почетная грамота является ведомственным знаком отличия в труде, о котором прямо указывается в ст.7 Федерального закона «О ветеранах». Просит признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ей звание «Ветеран труда», обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» выдать ей удостоверение «Ветеран труда».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, в том числе копией трудовой книжки, сообщением юридического управления администрации города Нижневартовска от 02 апреля 2019 года № 07-Исх-187, что общий трудовой стаж ФИО1 на <дата> составляет 30 лет 04 месяца 11 дней.

На основании приказа Министра энергетики Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 189п ФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса.

<дата> письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (протокол № 26 от 20 июля 2018 года) по причине того, что ФИО1 не награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), а также по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства энергетики РФ в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июня 2005 года №-103п.

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца, как и наличие трудового стажа и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы, подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет вышеуказанные основания принятого решения.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2статьи 7Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с пунктом «ж» части 1статьи 72Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

В соответствии с пп. 2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015г. N 388-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2016 года, далее по тексту – Закон о ветеранах) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» ст. 7 Закона о ветеранах дополнена п.1.1, вступившим в силу с 01 июля 2016 года, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Ввиду соблюдения вышеуказанных конституционных прав граждан, внося изменения в ст. 7 Закона о ветеранах, уменьшая с 01 июля 2016 года круг лиц, являющихся ветеранами труда, лицами, награжденными не любыми ведомственными знаками отличия в труде, а только ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) законодатель в ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ (вступившей в силу с 01.07.2016 года) установил, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, необходимыми условиями для присвоения истцу звания «Ветеран труда» являются: награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 20 лет для женщин.

Следовательно, отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» по положениям ст. 7 Закона о ветеранах в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, без учета ч.3 ст. 8 указанного Федерального закона и правового принципа действия закона во времени, является незаконным, основанным на неверном толковании норм права.

Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до 01.07.2016 года), а также ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ, не содержат перечня и особых условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иныхсоревнованиях.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Согласно пункту 1 Положения о Почетной грамоте Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 14.07.2008 года № 11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации» почетной грамотой Министерства награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работники центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 5 лет, а также организации топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, добившиеся высоких результатов в труде, в том числе в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.

Содержание вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод, что Почетная грамота Министерства энергетики РФ относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право истцу для присвоения звания «Ветеран труда».

В статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Истцом к исковому заявлению приложены копия трудовой книжки и справка об общем трудовом стаже истца в 30 лет.

В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Как было указано выше, Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действующей до 01 июля 2016 года, а также ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ и в статье 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

Кроме того, суд полагает необходимым указать, что отсутствие Почетной грамоты Министерства энергетики РФ в Перечне наград, утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 года № 103-П, не влечет за собой отказ истцу в присвоении звания «Ветеран труда».

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5статьи 76Конституции Российской Федерации).

Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1 суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до 01 июля 2016 года) и ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ.

Ответчиком – Департаментом социального развития ХМАО - Югры не было представлено суду доказательств законности принятого решения.

Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

В пункте 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития ХМАО-Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».

На основании изложенного, суд считает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении ей этого звания является незаконным.

В соответствии с Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» (в редакции постановления Правительства ХМАО - Югры от 26 декабря 2014 года № 512-п,постановления Правительства ХМАО - Югры от 03 июля 2015 № 213-п) оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управления), удостоверения «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - Центром социальных выплат. Выдача удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществляется многофункциональным центром (п.1.3.). Копии решений о присвоении званий (отказе в присвоении званий) в течение семи календарных дней со дня вынесения решения направляются в Управления и Центр социальных выплат для оформления и выдачи удостоверений (п. 2.7). Управления и Центр социальных выплат оформляют удостоверения в течение пяти рабочих дней со дня получения приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и передают по акту приема-передачи оформленные удостоверения в многофункциональный центр для выдачи их гражданам (п.4.1.).

Таким образом, из вышеуказанных норм порядка следует, что полномочиями по оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран труда» ответчик КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» не наделен.

На основании изложенного, суд полагает, что требования истца обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в г. Нижневартовске выдать истцу удостоверение «Ветеран труда» удовлетворению в настоящее время не подлежат, как заявленные к лицу, не наделенному соответствующими полномочиями по выдаче соответствующего удостоверения, а также не отказывавшему истцу в выдаче требуемого удостоверения.

Таким образом, в требованиях истца к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать решение Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2018 года об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» - незаконным.

Признать за ФИО1 право на присвоение ей звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.

Судья Артеменко А.В.

Копия верна

Судья Артеменко А.В.

Подлинный документ хранится в Нижневартовском городском суде, при материалах гражданского дела № 2-1903/2019.