НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 02.08.2018 № 2-4323/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Свиновой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Пановой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ланге Н. В. к Ханты-Мансийской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным приказа, возложении обязанности выплатить премию,

УСТАНОВИЛ:

Ланге Н.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что <дата> с ней заключен служебный контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации по условиям которого она назначена на должность начальника отдела тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни сроком на 3 года. <дата> она уволена со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 48 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). <дата> Ханты-Мансийской таможней вынесен приказ «О выплате ежемесячной премии за март 2018 года должностным лицам и работникам Ханты-Мансийской таможни». В соответствии с данным приказом она была лишена премии за март 2018 года в размере 100%. Основанием для лишения премии послужило отсутствие осуществления контроля за проведением целевого инструктажа по охране труда. С вынесенным приказом в части лишения ее премии не согласна, считает его незаконным и не соответствующим фактическим обстоятельствам, поскольку никаких приказов либо устных распоряжений об осуществлении контроля за проведением целевого инструктажа по охране труда она не получала. Данные должностные обязанности на нее возложены не были. Ответственным за проведение целевого инструктажа по охране труда руководящего состава таможни, руководителей структурных подразделений таможни и должностных лиц и работников, непосредственно подчиненных начальнику таможни, направляемых в служебную командировку, является инженер по охране труда и технике безопасности отдела тылового обеспечения Захарова А.Ю. В марте 2018 года из числа должностных лиц и работников отдела тылового обеспечения таможни в служебную командировку направлялся только водитель автомобиля Хайбулин Р.С., целевой инструктаж с которым проводила Захарова А.Ю. Согласно приказу ответственными за проведение целевого инструктажа по охране труда должностных лиц и работников, направляемых в командировку на таможенных постах таможни, назначены начальники таможенных постов, в структурных подразделениях таможни- начальники структурных подразделений. Контроль за исполнением приказа осуществляет начальник таможни Агафонова А.Г. Таким образом, согласно приказу от <дата> на Ланге Н.В. как на начальника структурного подразделения таможни (отдела тылового обеспечения) не возлагалась обязанность осуществлять контроль за проведением целевого инструктажа по охране труда в таможне. Полагает, что приказы, которые должны были исполняться, не отдавались, и как следствие, оснований для депремирования истцу не имеется. Просит признать незаконным приказ от <дата> «О выплате ежемесячной премии за март 2018 года должностным лицам и работникам Ханты-Мансийской таможни» в отношении Ланге Н.В.; обязать Ханты-Мансийскую таможню выплатить Ланге Н.В. премию за март 2018 года в размере 25% от оклада денежного содержания за фактически отработанное время.

Истец Ланге Н.В. в судебном заседании на требованиях настаивала, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении. Пояснила, что приказы о командировании должностных лиц издавались в день командировки, и когда они поступали в ее отдела, лица уже убывали в командировку, в связи с чем провести инструктаж было невозможно. Кроме того, в соответствии с Инструкцией по охране труда, перед направлением в командировку работник обязан пройти инструктаж у лица, уполномоченного проводить инструктаж. Работники не исполнили свою обязанность, своей вины в этом она видит.

Представитель ответчика по доверенности Педченко О.Л. в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения на исковое заявление, доводы которых поддержала в судебном заседании, в которых указано, что должностной инструкцией начальника отдела тылового обеспечения от <дата>, с которой Ланге Н.В. ознакомлена лично под роспись, предусмотрена обязанность начальника отдела организовывать деятельность отдела и осуществлять контроль за своевременным и качественным выполнением функций отдела в соответствии с Положением об отделе. Согласно п. 50 Положения об отделе тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни, одной из функций отдела является контроль за проведением всех видов инструктажа по охране труда и технике безопасности. В п. 58 раздела III «Должностные обязанности начальника отдела» указана обязанность организовывать в таможне и таможенных постах мероприятия по охране труда, осуществлять контроль исполнения указанных мероприятий. Следовательно, у истца имеется прямая обязанность организовывать мероприятия по охране труда, осуществлять контроль исполнения указанных мероприятий. Полагает, что довод истца о нарушении процедура вынесения приказов является несостоятельным. Приказ вынесен согласно п. 7 Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам таможенных органов РФ, утвержденного приказом ФТС России от <дата>, на основании которого начальник таможенного органа имеет право полностью или частично лишать сотрудников премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины. Согласно п. 9 Порядка выплата, лишение или уменьшение размера премии оформляется приказом таможенного органа. Начальником таможни принято решение о снижении истцу, как руководителю подразделения, ответственного за соблюдение норм по охране труда, премии за март 2018 года на 100% вследствие не осуществления контроля за проведением целевого инструктажа по охране труда. Премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей – это мера материального поощрения сотрудника, направленная на стимулирование выполнения ими служебных обязанностей. Лишение полностью или частично сотрудников стимулирующей части выплат за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины является мерой материального воздействия.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что <дата> между Ланге Н.В. и Ханты-Мансийской таможней заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации по условиям которого Ланге Н.В. на срок 3 года с <дата> назначена на должность начальника отдела тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни.

<дата> она уволена со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 48 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что <дата> начальником Ханты-Мансийской таможни был издан приказ «О выплате ежемесячной премии за март 2018 года должностным лицам и работникам Ханты-Мансийской таможни», которым, в частности, приказано: Произвести выплату премии сотрудникам Ханты-Мансийской таможни за март 2018 года в размере 25% от оклада денежного содержания. Уменьшить размер премии за март 2018 года сотрудникам таможни в соответствии с приложение к настоящему приказу.

Согласно приложению к данному приказу Ланге Н.В., начальник отдела тылового обеспечения таможни, лишена премии в размере 100%. Основание: не осуществление контроля за проведением целевого инструктажа по охране труда(л.д.51-57)

Не согласившись с указанным приказом работодателя, Ланге Н.В. обратилась в суд с данным исковым заявлением.

Положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя поощрять работников за добросовестный и эффективный труд.

В силу статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Прохождение службы должностными лицами таможенных органов регулируется положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 5 пункта 1 статьи 17 указанного Федерального закона сотрудник таможенного органа обязан, в частности, обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.

Статьей 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ установлено, что за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения: 1) объявление благодарности; 2) премирование; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы; 5) награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы; 6) досрочное присвоение очередного специального звания; 7) награждение именным оружием; 8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; 9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Приказом Федеральной таможенной службы от 28 января 2013 г. № 132 утвержден Порядок выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, в соответствии с которым сотрудникам, проходящим службу в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее соответственно - сотрудники, таможенные органы), выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (далее - премия) из расчета трех окладов денежного содержания в год (п. 1). Премия выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания (п. 2).

Пунктом 7 данного Положения установлено право начальника таможенного органа полностью или частично лишать сотрудников премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.

Как следует из заключенного с истцом контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, сотруднику устанавливается денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание, ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета до трех окладов денежного содержания в год, поощрительных выплат за особые условия службы в размере до 100% должностного оклада, надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Таким образом, в Ханты-Мансийской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы осуществляется премирование с учетом мнения начальника таможенного органа на основе оценки труда сотрудников таможенной службы.

Анализ приведенных норм права и положений заключенного с истцом контракта позволяет сделать вывод о том, что премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей является стимулирующей выплатой и зависит от усмотрения начальника таможенного органа, премирование является правом начальника таможенного органа, а не обязанностью, и производятся по его усмотрению, в целях стимулирования труда сотрудников таможенных органов. Данная премия не является гарантированной систематической выплатой, не входит в число обязательных выплат.

Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что у ответчика имелись основания снижения истцу премии за март 2018.

Обжалуемый истцом Приказ от <дата> «О выплате ежемесячной премии за март 2018 года должностным лицам и работникам Ханты-Мансийской таможни», на основании которого премия за март 2018 года Ланге Н.В. снижена на 100%, издан начальником таможни полковником таможенной службы Агафоновым А.Г. в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

Основанием для снижения истцу премии явилось не осуществление контроля за проведением целевого инструктажа по охране труда.

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июня 1997 года №114-фз «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Согласно п.3,5 ст.17 указанного Закона, сотрудник таможенного органа обязан выполнять приказы и распоряжения выполнять приказы и распоряжение начальником таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего трудового распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.

Согласно п.37 Должностной инструкции начальника отдела тылового обеспечения от <дата>, с которой Ланге Н.В. ознакомлена под роспись, начальник отдела обязан выполнять приказы и распоряжения начальника таможни, отданных в пределах его должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных.

В п.34 Должностной инструкции указана обязанность организовывать деятельность отдела и осуществлять контроль за своевременным и качественным выполнением функций отдела, в соответствии с Положением об отделе.

Согласно п. 50 Положения об отделе тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни, утвержденного Приказом таможни от <дата>, к функциям отдела отнесено проведение полного инструктажа по охране труда и пожарной безопасности и контроль проведения всех видов инструктажа по охране труда и пожарной безопасности на рабочих местах в таможне.

Пунктом 58 Должностной инструкцией начальника отдела тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни Федеральной таможенной службы установлена обязанность по организации в таможне и таможенных постах мероприятий по охране труда, осуществлению контроля исполнения указанных мероприятий возложена на начальника отдела.

Таким образом, у истца имелась прямая обязанность организовывать мероприятия по охране труда, осуществлять контроль исполнения указанных мероприятий, в силу того, что данные обязанности предусмотрены должностной инструкцией.

Как следует из приказов Ханты-Мансийской таможни от <дата> и от <дата>, начальнику отдела тылового обеспечения таможни Н.В. Ленге приказано организовать проведение целевого инструктажа по охране труда с начальником отдела по противодействию коррупции Р.Р.Шаеховым и начальником оперативно-розыскного отдела А.С, Валеевым.

Из журнала регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте усматривается, что в нем отсутствует подпись Шаехова Р.Р. от <дата> и подпись Валеева А.С. за проведенный с ними целевой инструктаж по охране труда.

В связи с тем, что обязанность по контролю за проведением инструктажа по охране труда возложена на начальника отдела тылового обеспечения, суд полагает, что в данном случае имело место невыполнение Ланге Н.В. своих непосредственных должностных обязанностей в виде осуществления контроля исполнения указанного мероприятия.

Довод истца о том, что инструктаж с командируемыми должностными лицами не проведен по причине неосуществления инженером по охране труда и технике безопасности отдела тылового обеспечения Захаровой А.Ю. своих непосредственных обязанностей по инструктированию сотрудников, суд находит несостоятельным.

Из приложенных к материалам документов следует, что начальник отдела тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни Ланге Н.В. осуществила передачу приказов от <дата> и от <дата>, лицу, ответственному за проведение целевого инструктажа - инженеру по охране труда и технике безопасности отдела тылового обеспечения Захаровой А.Ю., уже после того, как командируемые сотрудники были направлены в командировку. Следовательно, свои обязанности по контролю за проведением инструктажа по охране труда с командируемыми лицами начальник отдела тылового обеспечения Ханты-Мансийской таможни Ланге Н.В. не исполнила.

Иных доводов, которые могли быть положены в основу решения суда, истцом не приведено.

На основании изложенного, принимая во внимание, что снижение премии является правом руководителя, доводы истца о необоснованности и незаконности снижения премии не нашли своего подтверждения, поскольку в судебном заседании было установлено и подтверждено материалами дела неисполнение должностных обязанностей, суд находит исковые требования необоснованными и полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ланге Н. В. к Ханты-Мансийской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным приказа, возложении обязанности выплатить премию, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.

Судья -подпись-

Копия верна:

Судья Е.Е. Свинова

В окончательной форме решение суда изготовлено _____________________