НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнеудинского городского суда (Иркутская область) от 14.11.2016 № 2-1964/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 14 ноября 2016г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Тресковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1964-16 по иску министерства лесного комплекса Иркутской области к ФИО1 о возложении обязанности освободить лесной участок,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство лесного комплекса Иркутской области в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности освободить лесной участок и в обоснование иска указало, что в ходе проверки обращения председателя общины «И» ФИО2 о нарушениях природоохранного законодательства установлено строительство ответчиком на участке лесного фонда в Нижнеудинском лесничестве, Тофаларском участковом лесничестве Тофаларской дачи в квартале <данные изъяты>, выдел <данные изъяты> на берегу реки Гутары в 8 км ниже по течению, азимут 355 от с. Верхняя Гутара двух жилых помещений – домов размерами 2,5 х 5 м. и 6,0 х 8,0 м, бани размером 3,0 х 3,0 м. Правоустанавливающих документов на право пользования лесным участком ответчик не имеет, принадлежность ей вышеуказанных построек не оспаривает. Просит суд обязать ФИО1 не позднее десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок путём демонтажа (уборки) за свой счёт с территории лесного участка размещённых на нём построек и привести лесной участок в первоначальное состояние, действовавшее до момента нарушения права, путём очистки лесного участка от строительных материалов, образующихся после разбора объектов строительства, и очистки земельного участка от образовавшихся твёрдых бытовых отходов. Представитель истца ФИО3 в письменном заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

ФИО1, надлежащим образом извещённая о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причине неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила, а истец не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, поэтому в соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав доводы истца, представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ходе проведённой истцом проверки установлен факт возведения на территории лесного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском лесничестве, Тофаларском участковом лесничестве Тофаларской дачи в квартале <данные изъяты>, выдел <данные изъяты> на берегу реки Гутары в 8 км ниже по течению, азимут 355 от с. Верхняя Гутара двух жилых помещений – домов размерами 2,5 х 5 м. и 6,0 х 8,0 м, бани размером 3,0 х 3,0 м, что подтверждается актом выездной проверки ст. специалиста 1 разряда Нижнеудинского лесничества ФИО4, указавшего в акте на самовольную рубку деревьев в месте возведения построек, а также не возведение двух домов из лиственницы, а бани – из ели; заявлением председателя НО Родовая тофаларская община «И» ФИО2 от 01.10.2015; объяснением ФИО1 от 09.11.2015, из которого следует, что она не оспаривала факта принадлежности её спорных построек и их возведения на не отведённом для этих целей лесном участке; протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, из которого следует, что 14.10.2015 ст. специалист 1 разряда Нижнеудинского лесничества ФИО4 обнаружил, что ФИО1 самовольно заняла лесной участок в Нижнеудинском лесничестве, Тофаларском участковом лесничестве Тофаларской дачи в квартале <данные изъяты>, выдел <данные изъяты> на берегу реки Гутары в 8 км ниже по течению, азимут 355 от с. Верхняя Гутара, где незаконно возвела два жилых помещения – дома размерами 2,5 х 5 м. и 6,0 х 8,0 м, а также баню размером 3,0 х 3,0 м; отражёнными в протоколе об административном правонарушении пояснениями ФИО1, подтвердившей возведение ею на не отведённом для этих целей лесном участке спорных строений; протоколом о лесонарушении от 14.10.2015 №109, составленным ФИО4, указавшим в протоколе на самовольную рубку деревьев на самовольно занятом ответчиком лесном участке; отображёнными в протоколе о лесонарушении пояснениями ФИО1, указавшей на использование принесённой рекой древесины для возведения спорных построек; постановлением о назначении административного наказания от 09.11.2015 №66 зам. начальника территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому району ФИО5, признавшего ФИО1 виновной в самовольном занятии и незаконном использовании лесного участка без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, и назначившего административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.; фотографиями с изображением спорных построек.

Свидетельством о государственной регистрации права от 04.03.2016, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, подтверждается регистрация права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок.

Таким образом, из представленных истцом доказательств усматривается, что факт наличия вышеуказанных строений на лесном участке не оспаривается ответчиком.

Таким образом, судом установлено, что земельный участок лесного фонда в Нижнеудинском лесничестве, Тофаларском участковом лесничестве Тофаларской дачи в квартале <данные изъяты>, выдел <данные изъяты> на берегу реки Гутары в 8 км ниже по течению, азимут 355 от с. Верхняя Гутара фактически используется ФИО1, которая возвела на данном лесном участке два жилых помещения – дома размерами 2,5 х 5 м. и 6,0 х 8,0 м, а также баню размером 3,0 х 3,0 м., не имея правоустанавливающих документов на право пользования лесным участком.

Как следует из искового заявления и представленных истцом доказательств, баня и два деревянных дома возведены на земле, не имеют прочной связи с землёй и заглублённого фундамента, при их возведении не проводились существенные земляные работы, сооружения не связаны с местностью инженерными сетями отопления, водоснабжения, канализации, поэтому не являются объектами капитального строительства в понимании, данном п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. На территории России действует специальный нормативный акт, регулирующий права коренных малочисленных народов РФ - Федеральный закон от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» регулирует правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Коренными малочисленными народами, согласно формулировке Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», являются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Согласно ст.8 указанного Закона малочисленные народы в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространёнными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Таким образом, малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться в том числе и землями лесного фонда в порядке, установленном законодательством.

В Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 №536-р, входят тофалары (тофа), а Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 №631-р в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утверждён Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ - города и муниципальные районы по ряду субъектов РФ, в котором в числе прочих значится Нижнеудинский муниципальный район (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское сельские поселения), где традиционно проживают и занимаются традиционной хозяйственной деятельности тофалары (тофа), и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к которым относится животноводство, в том числе кочевое оленеводство; переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желёз, мяса; собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак); рыболовство; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); художественные промыслы и народные ремёсла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости других материалов); строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Коренные малочисленные народы, их объединения и отдельные представители в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространёнными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральными законами и законодательством субъектов РФ.

В силу ст.7 Земельного кодекса РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда. Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.

Статьёй 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Как следует их положений ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов. По смыслу приведённой правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

В силу п.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.

Согласно ст.23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчётной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Статьёй 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» регулирует правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Понятие традиционного природопользования коренных малочисленных народов содержится в ст.1 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», согласно которой под таким природопользованием понимается исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Однако этот Закон устанавливает данное понятие применительно к отношениям, связанным с образованием, охраной и использованием территорий традиционного природопользования.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право пользоваться необходимыми для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, согласно ст.30 Лесного кодекса РФ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, исходя из нормативов, устанавливаемых законами субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст.11, 33, 35 Лесного кодекса РФ граждане РФ, в том числе и представители коренных малочисленных народов РФ, имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд должны быть установлены законами субъектов РФ, при этом не требуется оформление документов на использование лесных участков. Перечисленные лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ.

В силу ч.7 ст.29 Лесного кодекса РФ при заготовке древесины для собственных нужд граждане не вправе осуществлять строительство объектов лесной инфраструктуры. Для осуществления заготовки древесины для собственных нужд граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений. Правила подготовки и заключения договоров урегулированы нормами главы 30 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 №406.

Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, образованные в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, и этнических общностей относятся в соответствии со ст.97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения. Порядок природопользования на указанных территориях должен устанавливаться федеральными законами, а их границы - определяться Правительством РФ.

В соответствии со ст.95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий среди прочих также относятся территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - это особо охраняемые природные территории (далее ООПТ), образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

С учётом особенностей правового режима они могут относиться к ООПТ федерального, регионального и местного значения. В Законе указан порядок образования таких территорий - для этого необходимо принятие решения Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления об образовании ООПТ (в зависимости от того, какого уровня ООПТ создаётся).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 07.05.2001 «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утверждёнными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или из уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ, в котором предусмотрен ряд норм, отображающих специфику землепользования коренных малочисленных народов. Согласно ст.ст.15, 20, 21, 22, 23 и 24 Земельного кодекса РФ они могут получать земельные участки на праве собственности, аренды, или на праве сервитута. Предоставление земельных участков коренным малочисленным народам на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения не предусмотрено. На праве безвозмездного срочного пользования разрешено предоставлять гражданам только служебные наделы. В таком же порядке предоставляются земли лесного фонда.

В силу ст.ст.9, 71 Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков в безвозмездное срочное пользование осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. Статьёй 38 Лесного кодекса РФ предусмотрено безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственной деятельности, а в ст.47 Лесного кодекса РФ - для религиозной деятельности.

Пункт 7 ст.29, п.3 ст.32, п.4 ст.34, п.3 ст.36, п.2 ст.38, п.2 ст.41, п.2 ст.47 ЛК РФ позволяют возводить в лесах постоянные и временные сооружения в случае, если леса переданы в аренду для заготовки древесины, для использование недревесных и пищевых ресурсов, ведения охотничьего и сельского хозяйства, осуществления рекреационной и религиозной деятельности.

Удовлетворяя иск, суд исходит из незаконности возведения ответчиком деревянных построек, из незаконного использования этих построек и указанного земельного участка ввиду того, что ФИО1 данный земельный участок не передавался в пользование, аренду или в собственность, в связи с чем суд, руководствуясь ст.ст.38, 83 Лесного кодекса РФ, приходит к выводу о незаконном использовании данного земельного участка ответчиком, незаконности расположенных на нём строений и считает возможным удовлетворить заявленные Министерством лесного комплекса Иркутской области требования в силу ст.304 ГК РФ, согласно которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Доказательств законного использования ответчиком спорного лесного участка суду не представлено.

Настоящее решение не препятствует ответчику обратиться в установленном Приказом Минприроды России от 28.10.2015 №445 порядке с заявлением о заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск министерства лесного комплекса Иркутской области в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к ФИО1 о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать ФИО1 не позднее десяти дней со дня вступления заочного решения суда в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок, расположенный в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Тофаларского участкового лесничества Тофаларской дачи Нижнеудинского лесничества Нижнеудинского района Иркутской области, путём демонтажа (уборки) за свой счёт с территории лесного участка размещённых на нём двух жилых помещений (домов) размерами 2,5м х 5м и 6,0м х 8,0м; бани размером 3,0м. х 3,0м.

Обязать ФИО1 не позднее десяти дней со дня вступления заочного решения суда в законную силу привести лесной участок, расположенный в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Тофаларского участкового лесничества Тофаларской дачи Нижнеудинского лесничества Нижнеудинского района Иркутской области, в первоначальное состояние, действовавшее до момента нарушения права, путём очистки лесного участка от строительных материалов, образующихся после разбора объектов строительства, и очистки земельного участка от образовавшихся твёрдых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд.

Председательствующий Китюх В.В.