НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнеудинского городского суда (Иркутская область) от 04.06.2020 № 2А-887/20

Решение

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 04 июня 2020 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

с участием помощника прокурора Ткачева С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-887/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества

В обоснование административного иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка законности расходования средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение лесоустройства на территории Нижнеудинского лесничества, а также соответствие данных Государственного лесного реестра Лесохозяйственному регламенту Нижнеудинского лесничества и Лесному плану Иркутской области. В ходе проверки установлено, что данные Государственного лесного реестра о площади Нижнеудинского лесничества, а также площади защитных лесов Нижнеудинского лесничества не соответствуют сведениям, содержащимся в Лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества и Лесном плане Иркутской области. Министерством лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняются полномочия по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты и Лесной план Иркутской области.

Согласно данным Государственного лесного реестра (форма № 1-ГЛР) общая площадь Нижнеудинского лесничества по состоянию на 01.01.2020г. составляет 4 409433 га, площадь защитных лесов - 2 049 204 га.

Вместе с тем, согласно Лесохозяйственному регламенту Нижнеудинского лесничества и Лесному плану Иркутской области площадь расположенных на территории Нижнеудинского лесничества защитных лесов составляет 2 048 022 га.

Указанные в Лесохозяйственном регламенте и Лесном плане данные о площади защитных лесов соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019г. В 2019 году площадь защитных лесов была увеличена на 1182 га за счет перевода части резервных лесов в леса, расположенные в водоохранных зонах.

Из статьи 91 Лесного кодекса РФ следует, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; с предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст.86 Лесного кодекса РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.5 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 20.12.2007 № 692 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений.

Из пунктов 4, 22, 24 указанного Приказа следует, что Лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе материалов таксации лесов и специальных обследований, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов стратегического и территориального планирования, а также с учетом схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Изменения в лесной план субъекта Российской Федерации вносятся при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества лесничеств, лесопарков и их границ, границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, количества особо охраняемых природных территорий и их границ, информации, содержащейся в государственном лесном реестре о количественных и качественных характеристиках лесов, состояния лесов, обусловленного воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) при принятии и внесении изменений в документы стратегического планирования.

При внесении изменений в лесной план субъекта Российской Федерации в обязательном порядке уточняются плановые показатели и целевые прогнозные показатели на текущий год и последующие годы периода действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент лесничества является документом, в соответствии с которым осуществляются использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, и является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72.

В результате невнесения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент сведений об изменившейся площади защитных лесов Нижнеудинского лесничества, Министерством не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, а также требования по охране, защите и воспроизводству лесов, что в свою очередь нарушает такие принципы лесного законодательства, как устойчивое управление лесами, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Также проверкой установлено, что в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества отсутствуют сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.

Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018г. № 73-мпр утверждены лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Нижнеудинскому лесничеству.

Срок действия лесохозяйственного регламента установлен по 31 декабря

2028 года.

В соответствии с ч.7 ст.87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72.

В силу ч.1, ч.2 ст. 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

Согласно п.11 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

На территории Нижнеудинского лесничества имеется государственный природный заказник федерального значения с биологическим (зоологическим) профилем «Тофаларский», учрежденный распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.08.1971 г. № 1682-р, сведения о котором отражены в Главе 1 лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества.

Так, в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества указано, что заказник занимает общую площадь 132 700 га, из них 121 332 га - земли лесного фонда; расположен в лесных кварталах №№ 556, 572-575, 599-614, 644ч-646ч Тофаларской дачи Тофаларского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества.

Государственный природный заказник «Тофаларский» в силу пп. «г» п.2 ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" является особо охраняемой природной территорией.

Согласно Положению о государственном природном заказнике федерального значения с биологическим (зоологическим) профилем «Тофаларский», утвержденному приказом МПР РФ от 30.06.2009 № 175, целями заказника являются: сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения.

В лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества должна быть определена площадь защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике федерального значения с биологическим (зоологическим) профилем «Тофаларский», а также квартала или их части, в которых находятся указанные защитные леса.

Кроме того, согласно Государственному лесному реестру в 2019 году 1182 га резервных лесов переведены в леса, расположенные в водоохранных зонах.

В нарушение ст. 111 Лесного кодекса РФ, п.6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 площадь защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемых природных территориях и водоохранных зонах в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества не определены.

Статьями 112, 113 Лесного кодекса РФ определены правовые режимы лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.

Кроме того, приказом Минприроды России от 16.07.2007г. № 181 утверждены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В связи с не установлением в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, а также кварталах или их частей, в которых они находятся, в нарушение пункта 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18).

В силу ч.1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из смысла ст. 101 Лесного кодекса РФ следует, что споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 2 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором казанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Согласно п.1, п.5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, в том числе: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

В соответствии с п.1, пп.4,8 п.8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Икутской области от 27.02.2018 N 155-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, в том числе: по разработке лесного плана Иркутской области, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

Соответственно, полномочия Рослесхоза и Министерства лесного комплекса Иркутской области распространяются на земли государственного лесного фонда Нижнеудинского лесничества, расположенного на территории Нижнеудинского района Иркутской области. В связи с чем административное исковое заявление подается в Нижнеудинский городской суд.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. С учетом уточненных в порядке ст. 39 КАС РФ требований просил суд: признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества о площади защитных лесов, расположенных на территории Нижнеудинского лесничества, на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; обязать министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества о площади защитных лесов, расположенных на территории Нижнеудинского лесничества, на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до 01 августа 2021 года; признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018г. №73-мпр; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018г. №73-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в срок до 01 августа 2021 года.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности от 30.12.2019 ФИО1 в направленном в суд заявлении указала, что Министерство лесного комплекса Иркутской области согласно с уточненным исковым заявлением в части срока для исполнения требований до 01.08.2021 года, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.39 КАС РФ, п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка законности расходования средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение лесоустройства на территории Нижнеудинского лесничества, а также соответствие данных Государственного лесного реестра Лесохозяйственному регламенту Нижнеудинского лесничества и Лесному плану Иркутской области.

В ходе проверки установлено, что данные Государственного лесного реестра о площади Нижнеудинского лесничества, а также площади защитных лесов Нижнеудинского лесничества не соответствуют сведениям, содержащимся в Лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества и Лесном плане Иркутской области. Министерством лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняются полномочия по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты и Лесной план Иркутской области, что подтверждается актом Братской межрайонной природоохранной прокуратуры о результатах проверки от 16.04.2020.

Из ответа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 30.03.2010 №02-91-4010/20 Братскому межрайонному природоохранному прокурору следует, что контракты на проведение лесоустроительных работ, в т.ч. в отношении Нижнеудинского лесничества в период с 2015-2020г.г. не заключались. За 2015-2020г.г. министерством не направлялись предложения о выделении особо защитных участков лесов в Федеральное агентство лесного хозяйства. Технические задания при проведении лесоустроительных работ с арендаторами лесных участков министерством не проверяются. Технические задания на выполнение работ по лесоустройству за период 2015-2020г.г. в министерстве отсутствуют. В 2018, 2019г.г. выполнены работы по установлению границ в т.ч. Нижнеудинского лесничества Иркутской области, сведения о границах лесничества в ЕГРН пока не внесены.

Согласно данным Государственного лесного реестра (форма № 1-ГЛР) общая площадь Нижнеудинского лесничества по состоянию на 01.01.2020г. составляет 4409433 га, площадь защитных лесов - 2 049 204 га.

Вместе с тем, согласно Лесохозяйственному регламенту Нижнеудинского лесничества и Лесному плану Иркутской области площадь расположенных на территории Нижнеудинского лесничества защитных лесов составляет 2 048 022 га.

Указанные в Лесохозяйственном регламенте и Лесном плане данные о площади защитных лесов соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019г. В 2019 году площадь защитных лесов была увеличена на 1182 га за счет перевода части резервных лесов в леса, расположенные в водоохранных зонах.

Полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации в соответствии с п.п.9,10 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений.

Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно п.1 которого исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области является Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство).

Согласно п.п. 4,8 п.8 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере лесного хозяйства осуществляет такие функции как: разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

Из статьи 91 Лесного кодекса РФ следует, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; с предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст.86 Лесного кодекса РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.5 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 20.12.2007 № 692 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений.

Из пунктов 4, 22, 24 указанного Приказа следует, что Лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе материалов таксации лесов и специальных обследований, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов стратегического и территориального планирования, а также с учетом схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Изменения в лесной план субъекта Российской Федерации вносятся при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества лесничеств, лесопарков и их границ, границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, количества особо охраняемых природных территорий и их границ, информации, содержащейся в государственном лесном реестре о количественных и качественных характеристиках лесов, состояния лесов, обусловленного воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) при принятии и внесении изменений в документы стратегического планирования.

При внесении изменений в лесной план субъекта Российской Федерации в обязательном порядке уточняются плановые показатели и целевые прогнозные показатели на текущий год и последующие годы периода действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент лесничества является документом, в соответствии с которым осуществляются использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, и является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72.

Из пункта 11 Состава следует, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований; принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений; осуществления санитарно- оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления); выявления технических ошибок (пункт 16 Состава).

Из пункта 18 Состава следует, что при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях, поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений.

Из анализа приведенных норм следует, что при внесении изменений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесов, указанные сведения должны быть внесены Министерством в лесной план Иркутской области, и соответственно в лесохозяйственный регламент лесничества, при этом должны быть рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

В результате невнесения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент сведений об изменившейся площади защитных лесов Нижнеудинского лесничества, Министерством не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, а также требования по охране, защите и воспроизводству лесов, что в свою очередь нарушает такие принципы лесного законодательства, как устойчивое управление лесами, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Также проверкой установлено, что в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества отсутствуют сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.

Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018г. № 73-мпр утверждены лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Нижнеудинскому лесничеству.

Срок действия лесохозяйственного регламента установлен по 31 декабря

2028 года.

В соответствии с ч.7 ст.87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России :т 27.02.2017 №72.

Согласно пунктам 6, 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 следует, что Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию: краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка (далее - лесничество); общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям (таблица 1 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); карту-схему субъекта Российской Федерации (формата не более A3) с выделением территории лесничества; распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования (таблица 2 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений) с приложением схематической карты территории лесничества (формата не более A3) с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику лесных и нелесных земель из состава земель лесного фонда на территории лесничества (таблица 4 приложения к Составу хозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику имеющихся и проектируемых особо охраняемых людных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия; характеристику проектируемых лесов национального наследия; перечень видов биологического разнообразия и размеров буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ (таблица 20 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования; поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию: ограничения по видам целевого назначения лесов (таблица 18 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); ограничения по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); ограничения по видам использования лесов.

Глава 1 лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества содержит раздел «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также таблицу 3, типовая форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72.

Согласно таблице 3 лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 2 048 022 га, из них: площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 19 904 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 14 166 га, а также зеленые зоны на общей площади 5 738 га; площадь ценных лесов - 2 028 118 га, к которым относятся противоэрозионные леса на общей площади 1 250 387 га, орехово-промысловые зоны на общей площади 547 424 га, запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов на общей площади 2 979 га, а также нерестоохранные полосы лесов на общей площади 227 328 га.

В силу ч.1, ч.2 ст. 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

Согласно п.11 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

На территории Нижнеудинского лесничества имеется государственный природный заказник федерального значения с биологическим (зоологическим) профилем «Тофаларский», учрежденный распоряжением Совета Министров РСФСР от 12.08.1971 г. № 1682-р, сведения о котором отражены в Главе 1 лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества.

Так, в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества указано, что заказник занимает общую площадь 132 700 га, из них 121 332 га - земли лесного фонда; расположен в лесных кварталах №№ 556, 572-575, 599-614, 644ч-646ч Тофаларской дачи Тофаларского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества.

Государственный природный заказник «Тофаларский» в силу пп. «г» п.2 ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" является особо охраняемой природной территорией.

Согласно Положению о государственном природном заказнике федерального значения с биологическим (зоологическим) профилем «Тофаларский», утвержденному приказом МПР РФ от 30.06.2009 № 175, целями заказника являются: сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения.

Таким образом, в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества должна быть определена площадь защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике федерального значения с биологическим (зоологическим) профилем «Тофаларский», а также квартала или их части, в которых находятся указанные защитные леса.

Кроме того, согласно Государственному лесному реестру в 2019 году 1182 га резервных лесов переведены в леса, расположенные в водоохранных зонах.

В нарушение ст. 111 Лесного кодекса РФ, п.6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 площадь защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемых природных территориях и водоохранных зонах в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества не определены.

Статьями 112, 113 Лесного кодекса РФ определены правовые режимы лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.

Кроме того, приказом Минприроды России от 16.07.2007г. № 181 утверждены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В связи с не установлением в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, а также кварталах или их частей, в которых они находятся, в нарушение пункта 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18).

Отсутствие в лесохозяйственном регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества о площади защитных лесов, расположенных на территории Нижнеудинского лесничества, на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре.

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества о площади защитных лесов, расположенных на территории Нижнеудинского лесничества, на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до 01 августа 2021 года.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах, в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018г. №73-мпр.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018г. №73-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Нижнеудинского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в срок до 01 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий Е.П. Папина