Нижнеломовский районный суд Пензенской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нижнеломовский районный суд Пензенской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-39/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Нижний Ломов 13 января 2012 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Мананниковой В. Н.,
с участием прокурора Брюхиной Е. В.,
при секретаре Поляковой Е. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шишкина А. К. о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с изменениями от 19 июля 2010 года №195-29/4, 23 декабря 2011 года №381-62/4,
у с т а н о в и л :
Шишкин А. К. обратился в Нижнеломовский районный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с изменениями от 19 июля 2010 года №195-29/4, указав, что оспариваемое им решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 года №2003-1, в результате чего налог на имущество физических лиц увеличился в разы, поскольку неверно исчисляется суммарная стоимость объектов, а потому нарушены его законные права и свободы, а также права и свободы неопределённого круга лиц, в связи с чем просил привести оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании заявитель Шишкин А. К. своё требование о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с изменениями от 19 июля 2010 года №195-29/4 поддержал. В качестве обоснования незаконности оспариваемых решений представительного органа местного самоуправления указал, что оспариваемые им нормативные акты приняты представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей г. Нижний Ломов, которое в нарушение требований закона не зарегистрировано в качестве юридического лица, а потому не может являться законным; опубликованы в средстве массовой информации «Вести Нижнего Ломова», которое также в нарушение требований законодательства о средствах массовой информации не имеет аккредитацию и не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области; противоречит Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» и Инструкции МНС РФ от 02 ноября 1999 года №54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», поскольку ставки налога не дифференцированы в зависимости от типов их использования, и при исчислении налога суммируется их инвентарная стоимость без учёта их типов, тогда как суммироваться могут только строения одного типа, в том числе, и по их инвентарной стоимости; нарушены сроки вступления в законную силу, поскольку нормативные акты органов местного самоуправления о налогах в соответствии с НК РФ вступают в силу не ранее истечения месячного срока после их официального опубликования.
Глава г. Нижний Ломов Щербаков В. И. с заявлением Шишкина А. К. не согласился, и пояснил, что оспариваемые заявителем нормативные акты органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов, приняты в строгом соответствии с действующим законодательством, регламентирующим данный вид налога, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ, высказанной им в своих судебных постановлениях, и заключающейся в том, что, поскольку законодательно установленные критерии типизации (отнесения к одной категории) объектов для исчисления налога и выбора применяемого размера налоговой ставки не включают в себя указание на стоимостной критерий, по которому к объектам налогообложения может быть применена конкретная налоговая ставка, такие критерии отнесены к признакам использования (жилое или нежилое, используемое для коммерческих или некоммерческих нужд), и представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Представитель Собрания представителей г. Нижний Ломов Стрыгина Н. А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, также не согласилась с заявлением Шишкина А. К., пояснив, что оспариваемые им нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом - Собранием представителей г. Нижний Ломов при наличии кворума депутатов, полномочия которых подтверждены решением первой сессии данного созыва, и их законность не зависит от регистрации Собрания представителей г. Нижний Ломов в качестве юридического лица в налоговом органе, поскольку действующее законодательство, в частности, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на момент принятия этих актов не требовало обязательной регистрации в качестве юридического лица в налоговом органе, что также нашло отражение в Уставе г. Нижний Ломов. С 01 января 2012 года представительные органы местного самоуправления, имея статус юридического лица, подлежат обязательной регистрации в налоговом органе, что и было сделано. Кроме того, Уставом города и Положением об информационном издании органа местного самоуправления г. Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова» определено информационное издание, которое учреждено исключительно для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, издавалось ранее тиражом 999 экземпляров, в настоящее время - тиражом 30 экземпляров, а потому в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» не требует регистрации. По существу также считает оспариваемые акты соответствующими Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» и Инструкции МНС РФ от 02 ноября 1999 года №54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», поскольку, практически полностью цитируют закон, определяя лишь конкретную ставку налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Право, а не обязанность, определять ставку налога в зависимости от типа использования объекта налогообложения принадлежит органу местного самоуправления, который им не воспользовался, в связи с чем решением Собрания представителей г. Нижний Ломов от 23 декабря 2011 года №381-62/4 в оспариваемые Шишкиным А. К. нормативные акты были внесены изменения - исключены слова «и типа использования объекта налогообложения». В отношении вступления в силу оспариваемых заявителем решений пояснила, что, поскольку, они не вводят новый налог, а лишь устанавливают ставки налога, не отличающиеся от ставок налога на имущество физических лиц, установленных решениями, утратившими силу, возможно их вступление в силу до истечения месячного срока со дня опубликования, то есть с начала нового налогового периода - с 01 января 2010 года.
Представитель привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица - МИ ФНС России №6 по Пензенской области Богданова М. Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявление Шишкина А. К. не согласилась и пояснила, что согласно ст.3 Закона РФ №2003-1 от 09 декабря 1991 года ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. В силу п.3 Инструкции МНС РФ от 02 ноября 1999 года №54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Из этого следует, что в Инструкции закреплена норма, предусматривающая предоставление представительным органам местного самоуправления право определять в пределах, установленных Федеральным законом, дифференциацию ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования по иным критериям. Представительным органам местного самоуправления предоставляется право регулировать налогообложение имущества.
Выслушав объяснения заявителя Шишкина А. К., представителей заинтересованных лиц - Собрания представителей г. Нижний Ломов Щербакова В. И., Стрыгиной Н. А., МИ ФНС России №6 по Пензенской области Богдановой М. Н., заключение прокурора Брюхиной Е. В., полагавшей удовлетворить требования заявителя частично, в части вступления в законную силу оспариваемых нормативных правовых актов, исключив из п.4 решения Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4, слова «с 01 января 2010 года», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу ст.13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Согласно ст.53 Налогового кодекса РФ налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 1 ст.2 Закона объектами налогообложения признаются жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п.п.1 - 6 настоящей статьи.
Пунктом 1 ст.3 Закона установлено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения
Ставка налога
До 300 000 рублей (включительно)
До 0,1 процента (включительно)
Свыше 300 000 рублей до 500 000
рублей (включительно)
Свыше 0,1 до 0,3 процента
(включительно)
Свыше 500 000 рублей
Свыше 0,3 до 2,0 процента
(включительно)
В соответствии со ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 16 декабря 2009 года), к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием, в том числе, по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (ст.17 ФЗ от 06 октября 2003 года).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ст.34 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В статье 35 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ определено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (п.9 ст.35 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.10 ст.35 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В соответствии со ст.36 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 ст.35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя (ч.2 ст.36).
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч.2 настоящей статьи, в том числе подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ст.43 ФЗ от 06 октября 2003 года).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.43 ФЗ от 06 октября 2003 года).
Согласно ст.47 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч.2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3).
Аналогичные положения указанного федерального закона нашли своё отражение в Уставе города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области.
Так, в силу ст.6 Устава (в редакции на декабрь 2009 года) к вопросам местного значения г. Нижний Ломов относится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов города.
Структуру органов местного самоуправления г. Нижний Ломов составляют Собрание представителей г. Нижний Ломов - представительный орган; Глава г. Нижний Ломов - глава муниципального образования города; администрация г. Нижний Ломов - исполнительно-распорядительный орган; ревизионная комиссия г. Нижний Ломов - контрольный орган города (ст.18 Устава).
В соответствии со ст.19 Устава г. Нижний Ломов Собрание представителей г. Нижний Ломов состоит из пятнадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории г. Нижний Ломов в соответствии с действующим законодательством на основе единой нормы представительства избирателей, сроком на пять лет.
Собрание представителей г. Нижний Ломов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В исключительной компетенции Собрания представителей г. Нижний Ломов находится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Нормативный правовой акт, принятый Собранием представителей г. Нижний Ломов, направляется Главе города для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Основной формой работы Собрания представителей г. Нижний Ломов является сессия. Сессия правомочна, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Собрания представителей г. Нижний Ломов.
Организацию деятельности Собрания представителей г. Нижний Ломов осуществляет Глава г. Нижний Ломов.
К компетенции Собрания представителей г. Нижний Ломов отнесено и учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей г. Нижний Ломов официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Нижний Ломов, о развитии его общественной инфраструктуры и иной социальной информации (п.п.2 п.8 ст.19 Устава).
Полномочия депутата Собрания представителей г. Нижний Ломов начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания представителей г. Нижний Ломов нового созыва (п.11 ст.19 Устава).
Из ст.20 Устава г. Нижний Ломов следует, что Глава г. Нижний Ломов является высшим должностным лицом г. Нижний Ломов и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием представителей г. Нижний Ломов.
В силу ст.25 Устава г. Нижний Ломов Собрание представителей г. Нижний Ломов как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казённым учреждениям. Собрание представителей является юридическим лицом.
По вопросам местного значения населением города Нижний Ломов непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления г. Нижний Ломов принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ Федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу Пензенской области, законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области (ст.27 Устава г. Нижний Ломов).
В систему муниципальных правовых актов г. Нижний Ломов входят, в том числе, Устав г. Нижний Ломов, нормативные и иные правовые акты Собрания представителей г. Нижний Ломов (ст.28 Устава).
Решения Собрания представителей г. Нижний Ломов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания представителей г. Нижний Ломов (ст.31 Устава г. Нижний Ломов).
Согласно ст.33 Устава г. Нижний Ломов решения Собрания представителей г. Нижний Ломов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Нормативные правовые акты Собрания представителей г. Нижний Ломов о налогах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов г. Нижний Ломов является первая публикация полного текста соответствующего правового акта в информационном издании Собрания представителей г. Нижний Ломов и администрации г. Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова».
В целях обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, копия соответствующего правового акта после вступления его в силу в обязательном порядке направляется в библиотеки на территории г. Нижний Ломов.
Из материалов дела следует, что 11 марта 2009 года было принято решение первой организационной сессии 4-го созыва №1-1/4 «О подтверждении полномочий депутатов по одномандатным избирательным округам с №1 по №15 депутатов Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области 4-го созыва», в соответствии с которым на основании результатов выборов по одномандатным избирательным округам с №1 по №15, состоявшихся 01 марта 2009 года, депутатов Собрания представителей г. Нижний Ломов, подтверждены полномочия пятнадцати депутатов Собрания представителей г. Нижний Ломов.
11 марта 2009 года Собрание представителей избрало из числа депутатов Главу города Нижний Ломов (решение №4-1/4).
Таким образом, Собрание представителей г. Нижний Ломов 4-го созыва является правомочным, поскольку избраны все 15 депутатов, полномочия которых подтверждены решением сессии от 11 марта 2009 года (избрано более 2/3 от установленной численности депутатов).
16 декабря 2009 года Собрание представителей г. Нижний Ломов приняло решение №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц», согласно которому решено:
1) ввести на территории г. Нижний Ломов налог на имущество физических лиц;
2) признать утратившим силу решение городского Собрания народных депутатов г. Нижний Ломов от 19 сентября 2005 года №12-3 «Об установлении налога на имущество физических лиц» (с последующими изменениями);
3) установить следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения
Ставка налога
До 300 000 рублей (включительно)
0,1 процента
Свыше 300 000 рублей до 500 000
рублей (включительно)
0,3 процента
Свыше 500 000 рублей
0,7 процента
4) настоящее решение вступает в силу с 01 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода;
5) настоящее решение опубликовать в информационном издании «Вести Нижнего Ломова»;
6) контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной депутатской комиссии по бюджетной, налоговой и экономической политике.
В силу указанных выше норм Закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Устава г. Нижний Ломов вопрос об установлении местных налогов относится к вопросам местного значения, а потому принятие решения полномочным органом - представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей г. Нижний Ломов об установлении налога на имущество физических лиц, являющегося местным налогом, относится к его компетенции.
Кроме того, решение Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4 принято на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования принимать решения, поскольку на заседании присутствовало более 50 процентов от числа избранных депутатов, подписано Главой г. Нижний Ломов, что следует из материалов сессии Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №17 (согласно протоколу на заседании присутствовало 10 из 15 депутатов, за принятие решение голосовали единогласно).
Таким образом, оспариваемое заявителем Шишкиным А. К. решение Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4, является нормативным актом, поскольку существенными признаками, его характеризующими, являются: издание в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления - Собранием представителей г. Нижний Ломов, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого решения Собрания представителей г. Нижний Ломов, суд проверил, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.
Поскольку оспариваемое заявителем решение касается установления налогов, оно вступает в силу в порядке, определённом НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ (в редакции, действовавшей на 16 декабря 2009 года) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п.5 ст.5 НК РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение Собрания представителей г. Нижний Ломов было полностью опубликовано на русском языке в информационном издании Собрания представителей г. Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова» 17 декабря 2009 года в №48 (129), в связи с чем оно вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть не ранее 17 января 2010 года, а потому указание в решение на вступление его в силу с 01 января 2010 года не соответствует закону.
Кроме того, представительным органом местного самоуправления была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, то есть населению города, поскольку, кроме опубликования, было информационное издание было распространено в администрацию г. Нижний Ломов, библиотеки г. Нижний Ломов, Нижнеломовскую межрайпрокуратуру, МИ ФНС России №6 по Пензенской области, ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району, УСЗН по Нижнеломовскому району, а также ИП ФИО1 для бесплатной реализации. Порядок места распространения информационного издания определены п.7 Положения об информационном издании органа местного самоуправления г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области «Вести Нижнего Ломова».
Государственная регистрация данного нормативного правового акта законодательством не предусмотрена.
Ссылка представителя Собрания представителей г. Нижний Ломов на то, что данным решение не введён новый налог, не изменены ставки налога в сравнении с предыдущим решением об установлении налога на имущество физических лиц, а потому может вступить в силу до истечения месяца со дня официального опубликования, не может быть принята судом, поскольку п.1 оспариваемого решения вводится налог на имущество физических лиц, п.3 устанавливаются ставки налогообложения, а потому не имеет значения то обстоятельство, что ставки налога, установленные решением от 16 декабря 2009 года, не ухудшают положение налогоплательщиков. Подтверждением введения налога является и п.2 решения, в соответствии с которым прежнее решение представительного органа - городского Собрания народных депутатов г. Нижний Ломов от 19 сентября 2005 года №12-3, установившее налог на имущество физических лиц, признано утратившим силу.
Таким образом, Собранием представителей г. Нижний Ломов соблюдён порядок опубликования и вступления оспариваемого нормативного правового акта в силу, за исключением вступления его в силу с 01 января 2010 года, которое противоречит ст.6 НК РФ, в соответствии с которой нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт, в том числе, издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.
Проверяя содержание оспариваемого Шишкиным А.К. нормативного правового акта органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов - решения от 16 декабря 2009 года №112-17/4, суд установил, что оно издано в строгом соответствии с Законом РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Ставки налога определены, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в пределах ставок, указанных в законе.
Довод заявителя Шишкина А. К. о том, что ставки налога также должны быть дифференцированы в зависимости от типа использования объекта налогообложения, не состоятелен, поскольку представительным органам местного самоуправления предоставлено право самим определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, которым, в данном случае, Собрание представителей г. Нижний Ломов при принятии решения от 16 декабря 2009 года не воспользовалось, хотя и установило ставки налога, в том числе, и в зависимости от типа использования объекта, не указав эти типы использования, что само по себе не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим закону.
Как установлено судом, во исполнение Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» Министерством РФ по налогам и сборам 02 ноября 1999 года была принята Инструкция №54 по применению названного выше Закона в соответствии с п.13 которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Абзацем 2 данного пункта предусматривается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, в абзаце 3 этого же пункта указывается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов (далее Инструкция).
Ввиду наличия закрепленного Законом (ст.3) права представительных органов местного самоуправления определять нормативными правовыми актами единые ставки или дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев налога на имущество с физических лиц, п.13 Инструкции был лишь разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления.
Так, абзацем 2 пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
Решение Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4 не содержит разъяснения по применению закона и порядка расчёта налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления, предусмотренного Инструкцией №54, а потому не может данной инструкции не соответствовать.
То обстоятельство, что местными налоговыми органами, как утверждает заявитель, при исчислении налога со строений суммируется их инвентарная стоимость без учета их типов не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения и несоответствия его Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» и Инструкции №54, поскольку неправильное применение должностными лицами налоговых органов указанной инструкции не может служить основанием для этого.
Судом также установлено, что решением Собрания представителей г. Нижний Ломов от 19 июля 2010 года №195-29/4 внесены изменения в решение от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц», в соответствии в п.3 изложен в новой редакции:
«3.Установить следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная
стоимость объектов налогообложения
Ставка налога
До 300 000 рублей (включительно)
0,1 процента
Свыше 300 000 рублей до 500 000
рублей (включительно)
0,3 процента
Свыше 500 000 рублей
2 процента
Данное решение вступило в силу с 01 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового (п.2 решения от 19 июля 2010 года №195-29/4).
Проверяя данное решение на соответствие его законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил, что оно также является законным, поскольку принято правомочным органом - Собранием представителей г. Нижний Ломов в пределах своей компетенции по вопросу, относящемуся к вопросу местного значения. На 29-й сессии согласно протоколу от 19 июля 2010 года присутствовало 10 из 15 депутатов, решение принято единогласно, подписано Главой г. Нижний Ломов. Ставка налога по имуществу, суммарная инвентаризационная стоимость которого составляет свыше 500 000 рублей, принята в пределах ставки, установленной Законом РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Решение Собрания представителей г. Нижний Ломов опубликовано в информационном издании Собрания представителей г. Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова» 21 июля 2010 года в №21 (153), возможность ознакомления с данным решением гражданам г. Нижнего Ломова обеспечена. Также соответствует НК РФ порядок вступления в законную силу, поскольку это решение вступило не ранее 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее начала нового налогового периода по данному налогу, то есть с 01 января 2011 года.
В судебном заседании также установлено, что 23 декабря 2011 года Собранием представителей г. Нижний Ломов принято решение №381-62/4 «О внесении изменений в решение Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» (в редакции решения от 19 июля 2010 года «195-29/4)». Данным решением из п.3 решения Собрания представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года №112-17/4 в редакции решения от 19 июля 2010 года №195-29/4 исключены слова «и типа использования объекта налогообложения». Пунктом 3 решения от 23 декабря 2011 года определено, что данное решение вступает в законную силу с момента опубликования.
Проверяя решение Собрания представителей г. Нижний Ломов от 23 декабря 2011 года №381-62/4 на соответствие его законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил, что оно также является законным, поскольку принято правомочным органом - Собранием представителей г. Нижний Ломов в пределах своей компетенции по вопросу, относящемуся к вопросу местного значения. На 62-й сессии согласно протоколу от 23 декабря 2011 года присутствовало 8 из 15 депутатов, решение принято единогласно, подписано Главой г. Нижний Ломов. Исключение из текста решения слов «и типа использования объекта налогообложения» соответствует Закону РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», поскольку дифференциация ставок по типу использования объектов налогообложения фактически не произведена, следовательно, является уместным и даёт возможность однозначного понимания нормативного акта в определённой его части. Решение Собрания представителей г. Нижний Ломов опубликовано в информационном издании Собрания представителей г. Нижний Ломов «Вести Нижнего Ломова» 26 декабря 2011 года в №33 (208), возможность ознакомления с данным решением гражданам г. Нижнего Ломова обеспечена. Суд также считает, что принятое представительным органом местного самоуправления 23 декабря 2011 года решение о внесении изменений в нормативный акт в части исключения из решения от 16 декабря 2009 года слов «и типа использования объекта налогообложения» соответствует законодательству по порядку вступления в законную силу, поскольку это решение, хоть и направлено на изменение нормативного правового акта о налогах, но в той части, которая не влечёт нарушения прав неопределённого круга лиц, не влечёт правовых последствий, в связи с чем возможно его вступление в законную силу в обычном порядке - со дня официального опубликования.
Поскольку решение собрания представителей г. Нижний Ломов от 23 декабря 2011 года суд признаёт соответствующим закону, вступившим в законную силу на момент рассмотрения дела, оспариваемое решение Собрание представителей г. Нижний Ломов от 16 декабря 2009 года будет считаться действующим в редакции от 23 декабря 2011 года, а потому имелись основания и для его проверки в судебном заседании при рассмотрении дела по существу.
Не могут быть приняты судом доводы заявителя Шишкина А. К. о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления ввиду принятия их органом - Собранием представителей г. Нижний Ломов, не зарегистрированном в МИ ФНС России в качестве юридического лица и опубликование в средствах массовой информации - информационном издании «Вести Нижнего Ломова», не имеющем аккредитацию и не зарегистрированном в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области по следующим основаниям.
Действительно, в силу ст.41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.
Из этой нормы следует, что представительный орган местного самоуправления - Собрание представителей г. Нижний Ломов, который в силу ст.25 Устава г. Нижний Ломов, подлежал государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством, но не был зарегистрирован в качестве юридического лица, о чём свидетельствует справка об отсутствии в ЕГРЮЛ запрашиваемой информации от 29 декабря 2011 года.
Однако, законодательство ставит в зависимость законность принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов от государственной регистрации представительного органа местного самоуправления в качестве юридического лица, а потому данный довод заявителя Шишкина А. К. является не убедительным.
В отношении информационного издания, в котором опубликованы оспариваемые правовые акты, суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии со ст.2 Закона РФ №2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации (ст.8 Закона №2124-1 от 27 декабря 1991 года).
В силу ст.12 Закона РФ №2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров.
Как установлено в судебном заседании решением Собрания представителей г. Нижний Ломов от 28 мая 2009 года №39-5/4 утверждено Положение об информационном издании органа местного самоуправления г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области «Вести Нижнего Ломова», согласно п.2 которого информационное издание учреждено исключительно для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и издаётся с периодичностью не реже одного раза в квартал тиражом 999 экземпляров, форматом А4 (п.3), с 2011 года - тиражом 30 экземпляров (решение Собрания представителей г. Нижний Ломов от 26 ноября 2010 года №252-37/4), в связи с чем информационное издание Собрания представителей г. Нижний Ломов - «Вести Нижнего Ломова», как средство массовой информации, освобождено от регистрации.
Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание изложенное, суд считает возможным удовлетворить заявление Шишкина А. К. частично, признав п.4 нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» в части вступления решения в силу с 01 января 2010 года недействующим.
Разрешая вопрос о том, с какого времени противоречащая законодательству РФ часть оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления является недействующим, суд учитывает следующее.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Оспариваемые заявителем нормативные правовые акты органа местного самоуправления - решения Собрания представителей г. Нижний Ломов, применялись до вынесения настоящего решения суда, но на основании этих актов были реализованы не права граждан, а их обязанности по уплате налога, суд считает возможным признать несоответствующую закону часть нормативного правового акта недействующим со дня его принятия, то есть с 16 декабря 2009 года.
В связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований об оспаривании нормативных правовых актов по данной категории дел не могут применяться положения ч.1 ст.98, ч.1 ст.102 и ч.3 ст.103 ГПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В том случае, если недействующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы подлежат возмещению представительным органом, который является заинтересованным лицом по данному делу (п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48).
Поскольку заявление Шишкина А. К. удовлетворено частично, с представительного органа местного самоуправления - Собрания представителей г. Нижний Ломов в его пользу подлежит возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление Шишкина А. К. о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с изменениями от 19 июля 2010 года №195-29/4, 23 декабря 2011 года №381-62/4 удовлетворить частично.
Признать п.4 нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» в части вступления решения в силу с 01 января 2010 года недействующим со дня его принятия.
В удовлетворении остальной части заявления Шишкина А. К. о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления - решения Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 16 декабря 2009 года №112-17/4 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с изменениями от 19 июля 2010 года №195-29/4, 23 декабря 2011 года №381-62/4 отказать.
Взыскать с Собрания представителей г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области () в пользу Шишкина А. К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца , проживающего по адресу , возврат государственной пошлины в размере рублей.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В. Н. Мананникова