НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан) от 22.06.2020 № 12-273/20

...

РЕШЕНИЕ

......

Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Галимов М.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «...» на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... Главным государственным инспектором труда ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ... Акционерное общество «Нижнекамский завод технического углерода» (далее – ...) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Генеральный директор АО «ТАНЕКО» ФИО4, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку система управления охраной труда в АО «НЗТУ» представляет собой единство Положения П-НКТУ-06-2017 о системе управления охраной труда в Обществе, введенное приказом ....1-ПрПД от ..., и стандартом предприятия СТП СП НКТУ-40-2019 «Порядок управления рисками в области охраны здоровья, которая предусматривает процедуру управления профессиональными рисками в области охраны труда, в том числе, требования, установленные п.33, 34, 36, 37, 38, 39 Типового положения, то есть в АО «НЗТУ» требования Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от ......н, сформулированы в двух вышеуказанных документах и нарушения Типового положения не имеется; в соответствии с приказом ....1-ПрПД от ... «О периодической проверке знаний требований по охране труда, пожарной безопасности и оказанию первой помощи пострадавшим рабочего персонала АО «НЗТУ» ежегодная проверка знаний проводится постоянно действующей комиссией в составе непосредственного руководителя работ – главного инженера предприятия, что не противоречит требованию Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ ... от ...; с машинистом насосных установок Фаттаховым И.И., в связи с нахождением его на пенсии, заключался срочный трудовой договор на определенный срок, на 2018, 2019 и 2020 годы, и в личной карточке инструктажа и обучения по охране труда ФИО6 зафиксировано проведение вводного инструктажа ...; кроме того, в нарушение Федерального закона от ... № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», уведомление от ... руководителя Государственной инспекции труда в РТ о проведении плановой, выездной проверки АО «НЗТУ» поступило не за три дня до указанной проверки.

Генеральный директор ...» ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ...» ФИО5, действующая в интересах юридического лица на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала по изложенным в жалобе основаниям.

Представитель Государственной инспекции труда в ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отложить судебное заседание не просил.

Выслушав доводы участника процесса, исследовав материалы дела, считаю, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), профессиональным риском является - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно пункту 8 Приказа Минтруда России от ... N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (далее – Типовое положение), в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, включая процедуру управления профессиональными рисками.

Согласно пунктам 33, 34, 36, 37, 38, 39 Типового положения, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее: а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя; б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности; в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению; г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению; д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся: а) исключение опасной работы (процедуры); б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной; в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников; г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников; д) использование средств индивидуальной защиты; е) страхование профессионального риска.

Согласно постановлению Минтруда России, Минобразования России от ... N 1/29 (ред. от ...) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее – Порядок), для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка, все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления Государственной инспекцией труда в ... федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права в деятельности АО «НЗТУ» в период времени с ... по ... выявлены нарушения трудового законодательства, а именно:

- в Положение о системе управления охраной труда» не включена процедура управления профессиональными рисками, не проведены мероприятия по управлению профессиональными рисками, следовательно, опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, не идентифицированы;

- в составе комиссии по проверке знаний требований охраны труда ...» отсутствует руководитель организации;

- машинист насосных установок ФИО6 при приеме на работу ..., допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения вводного инструктажа.

Факт совершения АО «НЗТУ» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении от ..., актом проверки от ... и другими материалами дела.

На основании указанных доказательств, должностным лицом административного органа сделаны выводы о виновности ...» в совершении административного правонарушения. Достоверность этих доказательств сомнений не вызывает.

При таких обстоятельствах, выводы должностного лица административного органа о доказанности вины ...» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и о квалификации его действий по указанной статье являются обоснованными и правильными.

Доводы жалобы о том, что в ...» требования Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от ......н, сформулированы в двух документах, утвержденных приказом руководителя АО «НЗТУ» и нарушения требования Типового положения не имеется, противоречат требованиям указанного Типового положения, о чем Государственная инспекция труда в РТ и указывает в Акте проверки от ....

Являются необоснованными также доводы о том, что в составе комиссии по проверке знаний требований охраны труда ...» имеется руководитель непосредственных работ в лице главного инженера предприятия, что противоречит требованию Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ ... от ..., где говорится, что в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений.

В то же время постановление по делу об административном правонарушении от ... подлежит изменению с исключением из него указания о том, что машинист насосных установок ФИО6 при приеме на работу ... допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения вводного инструктажа, поскольку согласно представленной суду личной карточки инструктажа и обучения по охране труда ФИО6, последний получал такой инструктаж каждый раз при приеме его на работу с заключением срочного трудового договора на определенный срок, начиная с 2017 по 2019 годы.

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, жалоба генерального директора ...» ФИО4 – без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ...» вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора Акционерного общества «...» удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... Главным государственным инспектором труда ФИО3, в отношении Акционерного общества «Нижнекамский завод технического углерода» по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ изменить, исключив из него указание о том, что машинист насосных установок ФИО6 при приеме на работу ... допущен к исполнению трудовых обязанностей в АО «Нижнекамский завод технического углерода» без прохождения вводного инструктажа».

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... оставить без изменения, жалобу генерального директора Акционерного общества «...» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.

Судья М.М. Галимов